Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза






Оценка воздействия на окружающую средупроводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность с участием общественных объединений.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является, процедурой экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии страны.

ОВОС проводится при подготовке и принятии решений о развитии хозяйственных и иных объектов и видов деятельности, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

В законодательстве представлены перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация на строительство которых должна в обязательном порядке содержать ОВОС, которая организуется и проводится при подготовке:

концепций, программ (в том числе инвестиционных) планового отраслевого и территориального социально-экономического развития;

схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

градостроительной документации (проектов генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.);

документации по созданию новой техники, материалов и веществ;

нормативной документации, регламентирующей организацию и ведение хозяйственной и иной деятельности;

предпроектных обоснований инвестиций в строительство новых объектов, в реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих хозяйственных и иных объектов, комплексов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Целесообразность проведения ОВОС (или продолжения начатых работ) в отношении объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется при согласовании экологических условий государственными органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов МПРиЭ России. В случае несогласия органа исполнительной власти субъекта РФ с предложением территориального органа указанного комитета решение принимается субъектом его заключения.

ОВОС осуществляется в целях:

выбора политических, экономических, технических, организационных и иных решений, обеспечивающих устойчивый характер общественного развития, и разработки эффективных мер по предотвращению или снижению неблагоприятных последствий воздействия на окружающую среду в случае реализации этих решений;

предоставления компетентным органам как можно более полной информации об экологических и, связанных с ними социальных, экономических, иных последствиях до санкционирования планируемой деятельности (действий);

разрешения и предупреждения социально-экологических конфликтов в процессе подготовки и принятия решений о реализации на территории различных видов деятельности;

предотвращения деградации окружающей среды и истощения природных ресурсов.

Согласно требованиям к содержанию деятельности по ОВОС для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены:

цели реализации замысла или предполагаемого проекта;

разумные альтернативы намечаемой деятельности;

характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;

сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;

возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;

меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;

предложения по разработке программы мониторинга, реализации подготавливаемых решений послепроектного экономического анализа.

При проведении ОВОС необходимо руководствоваться:

ü принципом приоритетности — никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования экологических последствий реализации проекта; презумпцией потенциальной экологической опасности любой полагаемой хозяйственной деятельности;

ü принципом альтернативности — воздействия не могут оцениваться по одному варианту проекта;

ü принципом интеграции — рассмотрение вопросов воздействия на окружающую среду, хозяйственную деятельность и население должно проводиться комплексно на всех стадиях подготовки документов;

ü принципом превентивности (упреждения) — ни один из этапов разработки проекта не может завершиться без подготовки ОВОС;

ü принципом достоверности и полноты — степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью проекта для окружающей среды, населения и хозяйственной деятельности;

ü принципом научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

ü принципом гибкости — ОВОС может варьироваться по масштабам, глубине и виду анализа в зависимости от характера оцениваемой деятельности;

ü принципом, обязательности для требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

ü принципом сохранения — планируемая деятельность не должна приводить к уменьшению экологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территорий и акватории, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов биосферы;

ü принципом совместимости — реализация проекта не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности;

ü принципом гласности — информация об экологических и прочих последствиях планируемой деятельности не должна быть закрытой для общественности и всех заинтересованных лиц. Информирование общественности может осуществляться при непосредственном уведомлении и через средства массовой информации (газеты, телевидение и радио).

ОВОС проводится с момента начала подготовки документации и распространяется на все виды деятельности (последствия которой оказывают прямое воздействие на окружающую среду):

законотворчество;

программирование и планирование социально-экономического развития отдельных территорий на макроуровне, видов деятельности и их сочетания;

гидростроительство;

планирование и проектирование конкретных объектов и действий;

производство новой продукции (материалов, веществ, техники и технологий);

стандартизацию нормотворчества, разработку инструктивной методической документации.

При подготовке хозяйственных и иных решений, которая включает в себя разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Требования о проведении ОВОС включаются в национальные процедуры при ратификации или принятии международных соглашений, если действия, производимые в соответствии с названными соглашениями, связаны с воздействием на окружающую среду.

Инициатор деятельности обеспечивает (предусматривает, организует, финансирует) все необходимые исследования (сбор информации, анализ, прогнозирование, оценку, оформление результатов) на каждом этапе подготовки документации. Он обязан учитывать результаты ОВОС при выборе варианта предлагаемой деятельности и его обосновании, предоставлять все необходимые материалы компетентным органам в соответствии с утвержденным порядком и процедурами, выполнять условия и рекомендации компетентных органов на всех этапах прохождения документации; нести ответственность за эффективность мер по предотвращению негативных воздействий.

Автор документов по ОВОС должен гарантировать полноту, достоверность и объективность используемой информации. Право на разработку ОВОС предоставляется компетентным органам и подтверждается специальным сертификатом.

Соответствующим государственным органам надлежит обеспечивать рассмотрение документации в соответствии с утвержденным порядком (процедурами), передавать инициатору всю имеющуюся информацию, необходимую для проведения ОВОС, при вынесении решений о продолжении разработки документации или санкционировании предлагаемой деятельности (действий) принимать во внимание результаты ОВОС и обосновывать любые отступления от рекомендаций, полученных в результате ОВОС и предыдущих рассмотрений, а также учитывать соответствие рассматриваемого проекта существующим планам развития территории, нести ответственность за принятие решения в соответствии с законодательством.

ОВОС не может проводиться иначе как в соответствии с четко установленной последовательностью процедур, в которую входят:

выдача разрешений на экологопользование (в той или иной форме) с ранних стадий инициирования деятельности с последующим контролем и наблюдением за реализацией разрешенных действий и выполнением гарантий ее безопасного осуществления;

рассмотрение компетентными органами ОВОС, реализация, санкционирование и разрешение разногласий.

Каждая стадия этого процесса включает в себя определенную последовательность действий. Так, в ходе подготовки документов реализуются следующие этапы:

- предварительная оценка воздействия, которая проводится на ранних стадиях при обосновании необходимости и целесообразности планируемой деятельности и выборе способов ее осуществления с целью определения степени информации для ОВОС, подготовки «Уведомления о намерениях» и др.;

- детальная оценка воздействия, которая осуществляется одновременно с работой над документацией. На этом этапе должен быть отобран вариант для реализации или дальнейшей разработки и подготовлены отчет об ОВОС, обоснование отобранного варианта, «Заявление о воздействии на окружающую среду»;

- общественные слушания, организуемые для выявления возможных экологических последствий, социально-экологических конфликтов и других факторов перед представлением для санкционирования деятельности в органы государственной власти и включают в себя рассмотрение ОВОС, информирование заинтересованных сторон и общественности, оформление результатов слушаний.

В процессе рассмотрения ОВОС происходят:

- определение экологических условий и требований, в процессе которого инициатор представляет в компетентные органы «Уведомление о намерениях» и проект «Заявления о воздействии на окружающую среду», получает необходимые для разработки документации «Экологические условия и требования»;

- согласование с органами государственного надзора, проводимое на стадии выбора района осуществления деятельности или площадки, размещения (в случае разработки документации на строительство, хозяйственного объекта);

- государственная экологическая экспертиза документации, осуществляемая МПР России в соответствии со специально разработанными процедурами.

При этом нужно отметить, что если ОВОС — процедура учета экологических требований при подготовке и принятии решений в сфере экологопользования, то государственная экологическая экспертиза — обязательная процедура контроля над учетом экологических требований при подготовке решений в сфере экологопользования. Таким образом, государственная экологическая экспертиза есть форма контроля над соблюдением правил проведения ОВОС и потому проводится после нее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.