Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распознавание образов (паттернов).






Паттерн (образ) – сложное сочетание сенсорных стимулов.

 

Существует 5 подходов к распознаванию образов (оценивать из по критерию «хороший» - «плохой», «работает» - «не работает» - нельзя):

1. Гештальтподход. Распознавание основывается на восприятии целого стимульного паттерна, отдельные части получают свое значение только в составе целого. Все стимулы действуют совместно. Гештальтпсихологи открыли, что мы оцениваем ситуацию целиком, а не по частям. Законы восприятия (5), которые они открыли:

· закон близости: близкие во времени или пространстве элементы воспринимаются вместе.

· закон сходства: одинаковые элементы, входящие в одну структуру, воспринимаются вместе.

· закон направления: одинаковые элементы, образующие одно направление, воспринимаются вместе.

· закон объективной установки: однажды воспринятая организация распространяется на другие организации, близкие к ней во времени или пространстве.

· закон прегнантности (=закон хорошей формы): не воспринимаем разрывы в фигурах, а видим их как более правильные, хорошие.

Негативная сторона: не учитывается влияние субъекта восприятия, все связано с характеристиками самого стимула.

2. Распознавание «сверху вниз» и «снизу вверх» (от частного к общему и от общего к частному). Распознавание осуществляется по частям (могут быть далее делимы, нет требования элементарности, неразложимости), потом информация суммируется. Человек, когда ему надо понять, что он видит, идет сразу с двух сторон. Когда мало информации, мы не можем однозначно сказать, что перед нами. Чтобы выбрать, нужно больше информации. Контекст – информация сверху вниз. Нам надо или много признаков, или контекст. Контекст задает ожидания. Экспериментально было доказано, что, если дать испытуемым графические изображения многозначных объектов, вариантов будет много, контекст уточняет.

3. Сравнение с эталоном. Распознавание осуществляется при полном совпадении стимульного паттерна с конкретным эталоном, хранящимся в памяти человека. В ограниченном количестве случае мы распознаем объект, сравнивая его с эталоном. Слово «card» хранится в памяти в таком виде, если оно будет написано «card», мы его не узнаем. Эталон – это полное совпадение (штрихкод на кассе, образцы написания индексов на конвертах).

4. Подетальный анализ. Распознавание осуществляется после анализа элементарных свойств стимульного паттерна. Эксперимент (60-е годы 20 века, Хьюбель, Визель): в зрительный область коры головного мозга молодого животного (обезьянку или котенка. Молодого, чтобы зрительного опыта не было) вживляли электроды, сигнал, который поступал из мозга, усиливался и анализировался. Животному на экране демонстрировали светящуюся полоску, каждый раз по-разному (горизонтально, вертикально, по диагонали, неподвижная, двигала и т.д.). Отмечено, что изменения положение полоски на экране вызывало активность разных групп клеток зрительной коры головного мозга. Вывод: формирование корцикальных кодов является врожденным и специфичным для каждой группы клеток. *Мы воспринимает пространство трехмерно (и глубину, и дальность и т.д.), хотя на сетчатке – двухмерно. Есть признаки стимулов, которые помогают сделать вывод о том, как далеко это находится. Некоторые племена не видят, что предмет находится далеко, они думают, что это маленький предмет близко*.

5. Опознавание по прототипу. Прототип – некоторый абстрактный мыслительный образец, хранящийся в памяти человека. Он вбирает в себя важные черты. Выявлено 2 модели формирования прототипов:

· модель центральной тенденции: прототип – среднее из всех экземпляров.

· модель частоты признаков: прототип – наиболее часто встречающееся сочетание признаков.

 

Альберт Лукьянович Ярбус изучал траекторию движения глаз человека при восприятии в соответствии с тем, какая цель у человека была. Давал картину И.Репина «Не ждали» и сравнивал траектории, которые получали при рассматривании картины, когда испытуемым давали разные задании. Когда надо было оценить материальное положение – смотрели на мебель, одежду и т.д., меньше всего на лица. Если надо было оценить возраст или как долго не видели находящиеся в комнате того, кто пришел, смотрели на лицо.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.