Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Память.






Объект нашего внимания – индивидуальная память человека (это самая нестойкая память по сравнению с биологической и исторической).

Функции памяти:

· самоидентификация (личные знания о себе: и те, которые известны окружающим, и те, которые известны только ему). На расстройстве этой функции строятся все бразильские и мексиканские сериалы. Иногда образы в памяти, включая воспоминания, могут быть привнесены в память каким-то иным образом. Жан Иоже (1896-1950): в молодости он помнил довольно долго страшную историю, что его в детстве хотели похитить, когда он гулял с няней, она его защищала. Он помнил полицейского, который помог. Все кончилось хорошо. Примерно в 15 лет родители получили от няни письмо, где она признавалась, что она эту историю придумала, чтобы повысить свою значимость. Но Иоже зрительно видел эту ситуацию. Получилось, что то, что он много раз слышал, спроецировалось в зрительную память.

· рефлексия – самооценка, оценка собственных поступков.

· использование личной памяти в целях других людей (свидетельские показания), когда образы нашей памяти важны кому-то еще

· использование личной памяти для присвоения и сохранения образов чужой памяти (например, когда читаем чьи-то воспоминания, мемуары).

· использование памяти для обеспечения каждодневных видов деятельности и специальных видов деятельности.

Виды памяти:

1. по содержанию (4):

· двигательная

· аффективная (на эмоции)

· образная

· словесно-логическая

2. по порядку развития (ребенка) в онтогенезе – те же виды.

3. по характеру деятельности, в ходе которой происходит запоминание (2)

· произвольная (когда ставим цель что-то запомнить)

· непроизвольная

4. по наличию средства или приема, используемого при запоминании (2):

· непосредственная

· опосредствованная (когда при запоминании находим аналогии с тем, что знаем)

5. по времени хранения информации (3)

· ультракратковременная (сенсорное хранение)

· кратковременная

· долговременная

6. по участию сознания (2)

· первичная (то, что знаем и активировано, находится в сознании)

· вторичная (то, что знаем, но сейчас не в сознании на данный момент)

 

Принципы организации памяти.

1) Память как репродуктивный процесс

2) Память как реконструктивный процесс

3) Память как процесс переработки информации

Память как репродуктивный процесс. Этот подход связан с именем Германа фон Эббингауза (1850-1909). В 1885 году он выпустил монографию «О памяти». С него началось научное изучение памяти. До него данные экспериментов сложно было сравнивать, потому что они проводились на разном материале. С помощью разных методик. Он подверг стандартизации 3 момента:

· Материал (давать испытуемым слова бессмысленно, потому что одним они могут быть знакомы, другим – нет. Он создал банк из слогов (типа СГС) -2300штук, они были сконструированы так, что не напоминали слова немецкого языка. Таким образом он создал материал, не известный всем испытуемым.

· Методы проведения эксперимента. Создал три метода проведения эксперимента:

1) Метод заучивания (последовательность слогов надо было воспроизвести с учетом их порядка. Момент, когда он ее выучил, – когда он ее произнес без ошибки. Единица измерения – или время, которое ему понадобилось, или число попыток)

2) Метод сбережения, или экономии. Человеку давали последовательность слогов, он ее выучивал. Первый раз правильно воспроизводил. Через какое-то время (до месяца) его просили воспроизвести список.

3) Метод антиципации (предвосхищения). Предъявляли слоги, он пытался запомнить последовательность. Какое-то кол-во слогов называл правильно, а когда останавливался или ошибался. Экспериментатор ему подсказывал. После подсказки он сначала повторял всю последовательность.

· Единицы измерения: или время, которое понадобилось испытуемому, или количество попыток.

Ограничения возможности применения: он изучал только произвольную память. Поэтому именно человек (не животное), не очень малеьнкий и не очень страый (может не понять задание).

Сколько информации сохраняется в памяти.

За 1 час – 45% сохраняется, за 9 часов – 40%, за 24 часа – 35%, через два дня – 30%, через 6 дней – 28%, за месяц – 28% (если не повторяем).

Эббингауз сформулировал законы произвольной памяти:

· Успешность воспроизведения зависит от распределения повторений во времени (лучше учить что-то 3 раза по 15 минут, чем 1 раз 45 минут)

· Скорость запоминания бессмысленного материала в 9-10 раз ниже, чем осмысленного

· На запоминание влияет мотивация

· Закон упражняемости (тренировка в запоминания одного материала приводит к улучшению запоминания другого)

Французский философ Анри Бергсон (1859-1941). Написал книгу «Две памяти» (1896), где он выделил память тела (произвольная память: привычка, которая возникает в результате повторения) и память духа (непроизвольная память: более значительная по емкости, эмоциональна и зависит от субъекта, а не от материала).

 

 

26 ноября 2012г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.