Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет психологии.






- Совпадают субъект и объект познания.

- Явления, которые изучает психология, всегда отграничены от других проявлений жизни и всегда рассматриваются как особые (образ, впечатление какого-то предмета отличается от самого предмета. Желание пойти в кино или воспоминания об этом, всегда отличается от самого похода в кино).

Представление о том, что такое психика и какие разряды явлений можно отнести к психическим, складывались постепенно. Самое главное, что возникло представление, что все явления психики относятся к внутреннему миру человека, который противопоставлен внешнему. Слово «психика» от греч «душа, дыхание». Психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

Свойства психики:

1. Заключает в себе внутреннюю картину мира;

2. Не отторжима от тела;

3. Представляет собой совокупный результат функционирования организма человека, в первую очередь, центральной нервной системы (ЦНС);

4. Обеспечивает возможность существования человека в мире и его развития.

Точки зрения на предмет психологии:

1. Факты психической жизни. Предлагается факты оценивать качественно (цвет или страницы книги или рубашки будет восприниматься как белый вне зависимости от освещения, т.е. это константа восприятия) и количественно (эксперименты, связанные со измерением скорости реакции человека на раздражители). Латентное время – время принятия решения. В одном эксперименте было выявлено, что время нажатия человека на кнопку, если решение готово, – 40 милисекунд (тысячная доля секунды).

2. Законы психической жизни. Факты должны быть объяснены, должны быть сформулированы законы, по которым психические явления развиваются. Постоянство восприятия света и будет тем законом, который выводится экспериментальным путем. Если бы этот закон не действовал, мы бы не могли ориентироваться в окружающем нас мире.

Предметом психологии является закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов, мотивов, побуждающих действовать, самих действий, в переживаниях своего отношения к другим и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. В чем отличие человека от животного в этом смысле? У животных нет социокультурной стороны существования (сознания, рефлексии), они не в состоянии строить планы своего грядущего поведения. Когда мы говорим о предмете психологии, речь идет не только о сознании, но и о бессознательном.

Место психологии в системе наук.

Психология находится на стыке разных наук. Обычно говорят, что она занимает промежуточное положение между естественными, техническими и общественными науками. Но психология обладает всем тем, что нужно для того, чтобы провозгласить науку отдельной областью исследования (терминология, методы и т.д.). В центре психологии всегда стоит человек (индивид, личность). Вся история психологии связана с тем, как на предмет этой науки смотрели представители разных психологических направлений. В 21 веке идея того, что человек – в центре, звучит наиболее отчетливо, потому что, во-первых, развиваются новые отрасли производства, возникают новые технические средства, новые виды связи и т.д., и учет человеческого фактора становится все более актуальным. АЭС становятся все более автоматизированы, а функция человека – оператор, потому что именно от того, насколько он внимателен, зависит жизнь многих людей (как по движению глаз человека определить, внимателен человек или нет, смотрит ли он на экран). Инженерная психология занимается вопросами взаимодействия человека и техники. Современное состояние психологии характеризуется как застывшая история. Новое направление, когда представители предыдущего не могли ответить на какие-то вопросы. И получилось, что у разных направлений есть свои любимые области исследования.

 

Структура современной психологии - это разветвленная система дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования. На основе чего осуществляется их классификация?

1. Психологическая сторона различных видов деятельности, отраслей конкретной деятельности. - психология труда (психологические особенности трудовой деятельности человека, особенности приобретения и развития трудовых навыков)

- педагогическая психология (изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, оптимизации процесса обучения)

- медицинская психология (исследуются психологические аспекты деятельности врача и поведения больного): нейропсихология (изучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами); психофармакология (исследование влияния лекарственных веществ на психические процессы человека); психотерапия; психопрофилактика и психогигиена (разрабатывают систему мероприятий для обеспечения психического здоровья человека)

- юридическая психология: судебная (занимается психологическими особенностями участников судебного процесса) и пенитенциарная (исправительно-трудовая) (изучает психологию заключенного).

- военная психология (изучает психологические особенности поведения людей во время боевых действий)

- психология спорта

- психология торговли (занимается оптимизацией воздействия рекламы, особенностями спроса и т.д.)

- психология художественного творчества

- психология эстетического воспитания

2. Человек и его развитие (психологические аспекты развития человека)

- возрастная психология

- психология развития

- психология аномального развития: патопсихология (исследует отклонения в развития психики человека); сурдопсихология (особенности психологии слабослышащих людей); олигофренопсихология (связана с исследованиями психического развития людей с врожденными дефектами мозга); тифлопсихология (особенности психологии слабовидящих людей)

- сравнительная психология (занимается сравнением психики человека и животного и пытается определить причины сходств и различий): зоопсихология (изучает психику животных); этология (область интереса – врожденные механизмы поведения животного).

3. Отношение человека с обществом.

- социальная психология (ее предмет совпадает с предметом общей психологии и психологией личности – личность, но если там рассматриваются цели, мотивы, установки поведения личности, ценности, то тут – то же, но в зависимости от тех групп, в какие входит личность, как личность определяется этими группами): психология общения; психология групп (больших и маленьких, стихийных и организованных); практическая психология (то, как особенности социальной психологии используются психологами-практиками в образовательных, научных, судебных учреждениях, рекламе и тд.).

История когнитивной психологии. История начинается до нашей эры. Вопрос, который занимал ученых: где знания представлены у человека. Варианты: сердце (др. египтяне), голова, душа. Отчетливо история когнитивной психологии звучит с Платона (6-5вв до н.э.) и Аристотеля (4-3 вв. до н.э.). Основной их спора был вопрос: что такое память? Это структура (нечто статичное, устойчивое) или процесс (нечто динамичное, какая-то деятельность)? Если память – структура, то ее строение описывалось как строение сот пчел (размер, форма, расположение), а если процесс, то процесс сбора меда (сбор, переработка, хранения). За всю историю когнитивной психологии ученые возвращались к этому вопросу, и не так давно (ок 50 лет назад) стали описывать память одновременно и как структуру и как процесс. Когда психология отделилась от философии, этот вопрос не был решен (19 век).

В период средневековья (17 век). Спор между философами и филологами. Вопрос: в чем источник знаний? Какой он? Он только физический (ощущения от органов чувств), только божественный или физический и божественный?

18 век: Была философская психология вместо научной. Юнг, Бенкли, Джеймс, Ниль: Знания представлены с помощью внутренних репрезентаций. У человека есть образы, которые он в памяти хранит. Но что представляли собой эти репрезентации? Варианты:

- бледные копии перцептов

- непосредственные сенсорные события

- преобразования этих бледных копий перцептов.

В чем недостатки этого подхода?

- Не учитывалась активная роль субъекта (сейчас понятно, что личность интерпретирует окружающую действительность в соответствии со всеми своими характеристиками).

- Не учитывался тот момент, что внутренняя репрезентация формируется по особым правилам, закономерно, а не случайно.

- Не учитывалось, что такие преобразования требуют времени и усилий со стороны субъекта.

 

*Для современной психологии такой параметр, как время реакции, оказывается очень важным.

19 век: попытка психологии вырваться из недр философии и сформировать самостоятельную дисциплину, которая базировалась бы на импирических данных, а не на спекулятивных рассуждениях. Во второй половине 19 века психологические школы можно было разделить на 2 группы по принципу, как они себе представляли подход к исследованию этих образов (мысленных репрезентаций), как структуру или как процесс.

1. Вильгельм Вундт (Германия), Эвард Титченер: важно исследовать структуру мысленных репрезентаций.

2. 2. Франц Брентано (Вена): в первую очередь надо изучать процессы их формирования.

В 1875 году Вильям Джеймс в Гарварде организовал первую экспериментальную психологическую лабораторию. В Европе в 1879 году Вильгельм Вундт в Германии (Лейпциг) организовал первую в Европе экспериментальную психологическую лабораторию. Когда произошла неокогнитивная революция (это направление заявило о себе), то ее основатели свою лабораторию устроили тоже в Гарварде.

 

История психологии связана с решением таких важных вопросов, как: как рассматривать память или мысленные репрезентации (как структуру или процесс); может ли быть сознание предметом изучения психологии (изучать мы можем только свое сознание, данные о чужом сознании будут косвенными), можем ли мы использовать метод интроспекции?

 

 

12 ноября 2012 г.

В конце 19 века почти одновременно с разницей в 4 года в Америке и Европе открылись экспериментальные школы психологии. Стало понятно, что, чтобы получить какие-то значимые результаты, необходимы психологические эксперименты. В истории психологии есть 2 течения к которые возникли в начале 20 века:

- Гештальтпсихология (основатель М.Вертгаймер) 1912 год – манифест.

- Бихевиоризм (Дж.Уотсон – основатель, Э.Толмен). 1913 год – манифест.

Различия между ними сводились к спору, который существовал среди психологов и раньше: может ли сознание быть предметом изучения психологии вообще, потому что мы можем изучать сознание только методом самоинтроспекции (самонаблюдения). Гештальтпсихологи – может, бихевиористы – нет.

 

Гештальтпсихология. Для человека есть 2 отличных друг от друга мира: физический и мир переживаний/ощущений (в психологическом смысле). Мир переживаний рассматривался и как физиологическая реальность, и как психическая. То есть законы психологии сводились к законам физиологии мозга. «гештальт» - образ, целостность. Гештальтпсихологи выступали против принципа элементаризма. Он гласил, что любые явления (например, психические образы), можно разложить на элементы, не делимые далее части. В классической психологии образ – сумма ощущений. Получается, что эта целостность появляется после частей и вбирает в себя все, что значат части. Гештальтпсихологи – наоборот: не сумма появляется после частей, а части выделяются из целого. Кроме того, сознание – целое динамическое поле, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. Часть получает свое значение только в составе целого, вне состава она этого значения не имеет; целое обладает своими собственными свойствами, это не сумма частей. Человек может овладеть каким-то знаниями не путем научения методом проб и ошибок, а с помощью инсайта (внезапное и мгновенное проникновение в суть проблемы). То есть инсайт сразу помогает переструктурировать целое, взглянуть на всю ситуацию целиком, изменить ее или принять решение путем переструктурирования.

*Эксперименты В.Кёлера (30-е годы 20 века): с шимпанзе. Надо было доказать, что некоторые решения обезьяны принимают не после того, как их учили это делать, а немного подумав самостоятельно. Обезьяна помещена в огромную клетку (как большая комната по размеру). В одном случае за границами клетки помещались бананы, чтобы обезьяна смогла достать, что она и делала. Потом бананы отодвигали дальше, и обезьяна руками достать их не могла. И обезьяне давали 2 палки (короткой могла достать длинную, а длинной – бананы). Обезьяна сначала уходила в угол после неудачи, через какое-то время она вскакивала и делала все правильно. Второй вариант. Когда бананы подвешивались к потолку. В клетке были ящики (их надо было поставить один на один, чтобы достать бананы). Так же вела себя*

 

Бихевиоризм: сознание невозможно наблюдать. Поэтому его нельзя изучать объективно, поэтому оно не может быть предметом изучения психологии в принципе. Они предложили свой предмет – поведение. Им принадлежит схема «стимул-реакция» (S→ R). Считалось. Что реакция связана только со стимулом. На поведение человека влияют только внешние стимулы. Стрелочка показывала, что человек на месте стрелочки отсутствует. Не наше представление, ни наши знания не влияют на поведение. *Скинер «Оперантное поведение»: для людей тягостно самим принимать решение, как вести себя, хорошо бы, чтобы группа людей нами руководила, а человек жил был не думая* (эту идею использовали нацисты).

Бихевиоризм имеет отношение к материализму, потому что с точки зрения материализма все когнитивные процессы и поведение человека базируются на физиологических механизмах в теле человека и на тех стимулах, которые на него действуют. Отсюда – идея бихевиористов, что окружающие стимулы контролируют наше поведение. Из этого делаются 2 вывода:

1. Нет необходимости постулировать наличие внутренних мыслительных процессов у человека, чтобы предсказать его поведение;

2. Если будем использовать мыслительные процессы, то придем к неверным выводам относительно причин поведения.

В чистом виде бихевиоризм просуществовал до 1932 года. *В 2012 году Э.Толмен провел серию экрспериментов с крысами. Был построен довольно обширный лабиринт, крыс учили добираться до еды обходным путем, прямые пути были закрыты. Крысы не видели еды. Потом убрали преграды на пути крыс, и крысы отправились к еде прямым путем. Учили их одному, а поступили по-другому (с точки зрения бихевиористов они должны были поступать так, как их учили). Толмен ввел понятие «когнитивная карта» – образ лабиринта, который сложился у крыс, когда они по нему бегали, и они мысленную карту учли, чтобы быстрее добраться до еды*.

 

Когнитивная психология реабилитировала сознание как предмет изучения психологии. Область научного знания (когнитивная психология) в отдельную область оформили американские ученые. В России эксперименты остались разрозненными и не сложились в течение. Американцы считают, что в 50-х годах 20 века произошло возрождение когнитивной психологии (неокогнитивная революция) и называли причины. (отечественные психологи: нельзя сказать, что она умирала, поэтому и не можем говорить о возрождении).

Причины неокогнитивной революции:

1. Неудача бихевиоризма (к середине 20 века стало понятно, что на поведение влияют и мыслительные процессы человека)

2. Возникновение теории связей в период второй мировой войны (работа радиолокационных связей – смоделировать ситуацию принятия решения человеком).

3. Состояние лингвистики к середине 20 века (работы Н.Хомского, исследования по порождению века, возникновению психолингвистики)

4. Исследование памяти (считается, что научное исследование началось в самом конце 19 века)

5. Возникновение компьютерной науки и новых устройств, которые можно было использовать для экспериментов (чтобы исследовать восприятие или внимание, надо было человеку на короткое время представить что-то на экране, и приборы до компьютера не могли сделать это с такой точностью, не могли правильно учесть время).

Основатели когнитивной психологии – Джордж Миллер (1920 – 2012, США), У.Найссер (первая книга «Когнитивная психология», 1967; «Познание и реальность» (в России в 1981 году – перевод)), Джеромо Брунер (основал школу new look).

Первая лаборатория когнитивной психологии устроена Миллером в гарвардском университете.

Главная задача когнитивной психологии – построение моделей функционирования познавательных (когнитивных) процессов человека. Состоит из 5 разделов:

- восприятие

- внимание (нигде не выступает отдельно от какого-то другого когнитивного процесса. Долго полемизировали, надо ли его изучать самостоятельно)

- память

- воображение

- мышление

+вопросы о соотношении мышления и речи, об интеллекте и т.д.

Главный метод когнитивной психологии – информационный подход. Человек рассматривается как сложная система переработки информации. Информационный подход базируется на компьютерной метафоре, суть которой в том. Что проводится аналогия между процессом переработки информации человеком и компьютером. Информационный подход базируется на 4 утверждениях:

1. Каждый познавательный процесс предполагает серию этапов. На каждом этапе информация преобразуется определенным образом (или упрощается, или переструктурируется, или конвертируется в другую форму).

2. Ментальные процессы более высокого уровня реализуются как серия элементарных операций.

3. Познавательные процессы имеют ограниченные возможности.

4. Многие познавательные «устройства» человека имеют функциональных двойников среди устройств компьютера (устройство ввода и вывода, центральный процессор…).

 

В таком виде этот подход просуществовал до 70-х годов 20 века. Сейчас есть некоторые ограничения, накладывающиеся на этот подход. Их 3:

1. Природа когнитивных ограничений человека и компьютера различается. (Когда человек много раз выполняет одну и ту же работу, у него возникает автоматизм. В чем это проявляется? Он начинает делать эту работу быстро, уделяет меньше внимания этому действию. А к компьютеру понятие «автоматизм» не применимо. Если человек начинает лучше играть в шахматы, это не значит, что он лучше делает что-то другое. А если мы увеличили память компьютера, значит, он начинает лучше делать все).

2. Различается способ функционирования памяти человека и компьютера (на один запрос – один выход. Если попросить человека запомнить какую-то последовательность, он лучше запомнить начало и конец. Если попросим рассказать о каком-то событии из жизни, каждый раз расскажет по-разному в зависимости от ситуации).

3. «Мышление» человека и компьютера тоже различное (компьютер оперирует только символами. Для компьютера пиво – набор символом. Для человека – конкретны объект действительности со своим вкусом, цветом, с ним связаны воспоминания).

Наличие этих ограничений привели к тому, что 70-80еггоды возникли сомнения в компьютерной метафоре, но информационный подход остался.

Вопрос: если разум человека не похож на компьютер, то на что он похож. Предположение: аналогия между познавательными и физиологическими (работа нейронов головного мозга) процессами человека. Основное отличие от информационного подхода, для которого был ведущим процесс последовательной обработки информации, то нейронные сети позволили предположить, что человек перерабатывает информацию параллельно, и чтобы начать следующий этап, не обязательно дожидаться завершения предыдущего – модели параллельной распределенной переработки информации=коннекционистские модели.

Первая модель переработки информации была построена в 1890 году В.Джеймсом:

Первичная память (коротковременная)
стимул
Вторичная память (долговременная)

 

 

 

 

Забытое


Восприятие (=перцепция).

5 модальностей: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Этапы переработки информации в процессе восприятия:

1. Физическая энергия стимула, попадая в ограниченную область обнаружения человеком, воздействует на органы чувств.

2. Физическая энергия обнаруживается сенсорной системой человека, включающей 5 видов чувствительности

3. Органы чувств преобразуют эту энергию в нервные импульсы

4. Эта энергия ненадолго задерживается в сенсорном хранилище человека

5. Она кодируется

6. Передается системам памяти для обработки и хранения

7. Результаты э той обработки могут вызвать ответную реакцию, которая опять становится частью стимульного поля, и процесс повторяется.

Ощущение и восприятие. Ощущения – первоначальный опыт. А в восприятии участвуют высшие когнитивные функции (мышление, память). Ощущения и восприятие – две стороны одного и того же процесса, а не два этапа.

Физические и психологические качества стимула различаются. Объективная и воспринимаемая реальность могут не совпадать (*иллюзии Мюллера-Лайера*)

Порог восприятия. Энергия внешнего стимула воспринимается, когда она превышает некоторый порог. Но в определенных пределах. Слышим диапазон до 20 тыс Гц (подпозоновая и надпозоновая энергии стимула).

Объем восприятия. В диапазоне нашего сенсорного обнаружения много стимулов на нас действуют. Сколько информации человек может запомнить сразу, не повторяя. Одним из первых, кто проводил такие эксперименты В.Гамельтон. бросал на землю горсть гравия, секунду смотрел, закрывал глаза и пытался восстановить в памяти, что запомнил. Когда усложнил эксперимент (горсточки раскладывали, а не по одному, но также различались), запоминал такой же объем. Примерно в это же рвем я Э.Жаваль (конце 19 века) пытался понять. Сколько знаков человек запоминает в процессе чтения, использовал последовательность букв с разрывами. И исходил из того, что человек не сканирует строчку за строчкой последовательно, а глаз совершает скачки и точки фиксации. Данные получил примерно такие же, как Гамельтон (4-5 «слов»). Несколько позже Дж. Миллер написал статью «Магическое число 7+-2»: объем кратковременной (оперативной) памяти – 7+- 2 единицы. Современные данные (после 2000 года) – 4.

У.Найссер: такое мнение, что такой объем информации содержится в памяти человек, ошибочно. Потому что надо различать объем запоминания и объем воспроизведения. На воспроизведение нам нужно время. И за это время часть информации утрачивается. Человек какое-то время хранит в памяти больше информации, чем он может воспроизвести. 2 вида памяти: иконическая (для зрительной модальности (250мсек – 2сек хранится информация)) и эхоическая (для слуховой модальности (250мсек – 4 сек)). Это та ультракоротковременая память.

 

 

19 ноября 2012г.

Классический эксперимент, который доказал, что со временем часть информации угасает, был воспроизведен Дж.Сперлингом (60-е). испытуемому на короткое время демонстрировали на экране матрицу из 9 или из 12 букв английского алфавита. Чтобы человек не тратил время на зрительный поиск, сначала фиксировали его взор на определенные точки экрана, потом они заменялись матрицей. 2 методики:

1. Методика полного отчета, 1. Человеку сразу показывали все 9 букв на 50 милисекунд. Затем он должен был их воспроизвести. Результаты обычно составляли – 4-5 букв.

2. 2 – частичного отчета. Человеку показывали буквы по строкам по три штуки, демонстрация каждой строки сопровождалась звуковым сигналом, разной по высоте у каждой строчки. И когда после демонстрации трех рядов, подавался какой-то один сигнал, человеку надо было назвать те три буквы, которые были предъявлены одновременно с этим сигналом. И человек называл их почти безошибочно. О чем это говорит? Что человек запомнил все 9/12 букв. Потом стали подавать сигнал с задержкой на 1 секунду, человек не называл все буквы, а 4-5 (1-2 из ряда).

Аналогичные эксперименты производились для слуховой модальности.

По последним данным количество случайных стимулов, которые человек может запомнить сразу, без повторения, равен 4 (3-5).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.