Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая детерминация последипломного образования. Личностно-ориентированные технологии последипломного образования (с.61, 62-63)






Психологической основой последипломного образования является концепция профессионального становления личности, сущность которой заключается в постоянном профессиональном развитии личности, адекватной изменяющейся профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям.

Цель последипломного образования – удовлетворение высших потребностей личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации.

Задачи последипломного образования: формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карьеры; обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста; развитие аутокомпетентности; обеспечение социально–профессионального самосохранения специалиста; преодоление психологических барьеров профессионального развития и профессиональных деструкций (кризисов, деформаций, стагнации); психологическая перестройка профессионального сознания личности в условиях внедрения инноваций; формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им репертуаров профессионального поведения; развитие способности саморегуляции эмоционально-аффективной сферы; коррекция индивидуальной профессиональной самотождественности (профессиональной идентичности) в зависимости от социально-профессионального статуса и возраста; развитие ключевых квалификаций и социально-профессиональных компетенций;

Предметом последипломного профессионального образования является профессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация специалиста.

Формы последипломного образования:

Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой модульной доподготовки и супервизорства.

Супервизорство представляет собой систему социально-профессиональной помощи и психологической поддержки молодых специалистов (адаптантов).

Повышение квалификации, обусловленное постоянным обновлением техники и технологии производства, осуществляется с отрывом и без отрыва от работы.

Результатом повышения квалификации является рост профессионализма, уменьшение сопротивления инновациям, актуализация профессионально-психологического потенциала, формирование профессиональной рефлексии, профессиональное воспитание специалистов.

Дополнительное профессионально–педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в педагогической науке и практике.

Формула непрерывного образования: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь.

Технологии обучения, используемые в системе дополнительного образования, определяются следующими психологическими особенностями взрослых:

невысоким уровнем обучаемости, обусловленным снижением с возрастом умения учиться и познавательных способностей;

условной готовностью к профессиональному обучению, определяемой существенными различиями учебной и профессиональной деятельности.

В зависимости от уровня познавательной активности взрослых «учеников» можно разделить на четыре группы:

1. Высокий уровень познавательной активности. Лица с реальной готовностью к обучению, сохранившие умение учиться и сумевшие адаптировать его к своему возрасту.

2. Средний уровень познавательной активности. Лица с условной готовностью к обучению, те, кому необходимо восстановить умение учиться и адаптировать его к своему возрасту.

3. Сниженный уровень познавательной активности. Лица с ситуативным снижением готовности к обучению, которым необходимо помочь сформировать умение учиться в зрелом возрасте.

4. Низкий уровень познавательной активности. Лица с отсутствием умения учиться, у которых умение учиться по тем или иным причинам не восстанавливается.

Личностно ориентированные технологии последипломного образования

Реализация положений, на которых основаны личностно ориентированные технологии последипломного образования, обусловливает следующие его функции:

диагностическую;

профессионально-образовательную;

адаптационную;

коррекционную;

прогностическую.

Наиболее распространенные технологии последипломного образования:

словесно-иллюстративные: лекции, семинары, практические занятия;

интерактивные: имитационные, ролевые и деловые игры; тренинги корпоративности, повышения социально-профессионального статуса, профессионального самосохранения, социально-профессиональной адаптивности, ведения переговоров и т. д.;

развивающая диагностика – диагностика проблем развития организации, социального и профессионального потенциала специалиста;

группы развития организации (кружки качества и др.); метод «кейс-стади».

Важная функция последипломного образования – профессиональное самосохранение специалиста.

Взрослый человек, как правило, загружен текущими делами на работе, и поэтому время, отведенное на обучение, строго регламентировано. Оно не позволяет полностью погрузиться в новый тип деятельности – быть только учеником.

Возраст человека определяет особенности мыслительных процессов. С годами емкость памяти человека начинает снижаться. Мышление становится менее оперативным и гибким.

Накопленный профессиональный опыт ведет взрослого ученика, ослабляет у него желание включиться в образовательное пространство, подавляет познавательную активность, мотивацию к обучению. А с другой стороны, использование в учебном процессе имеющихся знаний может сделать учебу более успешной.

И наконец, существуют психологические барьеры. Внутренние препятствия – нежелание, боязнь, неуверенность – мешают успешно работать. В результате человек строит различные препятствия для отражения воздействия внешней среды. А из потока внешней информации выбирает только ту, которую он может усвоить, дополнив накопленный опыт. Но сложившееся представление о мире препятствует творческому процессу, препятствует освоению нового. Поэтому и возникает необходимость освободить человека от внутренней психологической защиты, препятствующей его профессиональному росту.

В среднем возрасте механизмы защиты достаточно жестко и прочно закреплены в структуре личности. Они активно функционируют, выполняя роль фильтров и обеспечивая внутренний покой системы в целом.

При обучении взрослых в них проявляется догматизм, робость, мнительность.

Сложившийся человек имеет, как правило, устойчивую систему профессиональных стереотипов. Неумение преодолевать стереотипы в поведении и мышлении не позволяет человеку стать более открытым, непосредственным, чутким к творческим начинаниям. Все это становится тормозом при перестройке профессиональной деятельности, мешает объективно оценивать и анализировать собственный профессиональный багаж.

Психология профессионально-педагогической деятельности. Структура целостной педагогической деятельности. Содержание профессионально-педагогической деятельности (с.65-66)

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей средой, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Анализ материальной и духовной деятельности позволил А. Н. Леонтьеву установить следующее ее строение: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели – результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых она осуществляется.

Структура целостной педагогической деятельности

Педагогическая деятельность характеризуется двумя типами отношений: субъект-объектными, обусловленными отношениями педагога к средству, предмету педагогического воздействия; субъект-субъектными, возникающими между педагогом и учащимися в процессе педагогического взаимодействия.

Субъект-объектные отношения образуют предметное содержание педагогической деятельности, которое определяется целями учебно-воспитательного процесса: предметом воздействия (учебной дисциплиной, воспитательным мероприятием); формами, методами и средствами обучения, воспитания и развития учащихся.

Субъект-субъектные отношения характеризуются активностью сторон и включают в себя не только отношения человека с другими людьми, но и его отношение к самому себе, т. е. самоотношение.

Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения образуют в совокупности целостную структуру педагогической деятельности. Ядром данной структуры является педагогическое взаимодействие – личностно ориентированное общение педагога и учащихся.

Особенность обобщенных способов осуществления педагогического взаимодействия – обращенность педагога на самого себя, т.е. педагогическая рефлексия.

Таким образом, психологический анализ позволяет выделить следующие структурные составляющие педагогической деятельности: деятельность, направляемую стратегическими целями и мотивами; педагогическое взаимодействие, направляемое тактическими и операциональными целями; способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций.

Способы выполнения педагогической деятельности: способы отбора и переработки педагогом содержания учебного материала, выбора личностно ориентированных технологий взаимодействия с учащимися, контроля и оценки его результативности; способы и приемы педагогического взаимодействия педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе; способы психологического развития и коррекции учащихся. По словам А. К. Марковой, педагогическая деятельность – это «технология» труда учителя, педагогическое общение – климат и атмосфера этого труда, а личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя.

Содержание профессионально-педагогической деятельности

Профессионально-педагогические компетенции: гностические, дидактические, идеологические, коммуникативно-режиссерские, конструктивно- технические, общепрофессиональные, организационно-методические, организационно-педагогические, прогностические, производственно- операционные, рефлексивные, технологические, специальные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.