Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательно ориентированное и проспектированное профессиографирование (с.36)






Профессиография – это технология изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психологических и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работнику.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е. А. Климовым. В соответствии с объектом труда выделяют пять типов профессий:

1. Человек – живая природа (П).

2. Человек – техника (и неживая природа) (Т).

3. Человек – человек (Ч).

4. Человек – знаковая система (З).

5. Человек – художественный образ (X).

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей труда на три класса:

1. Гностические профессии (Г).

2. Преобразующие профессии (Пр).

3. Изыскательские профессии (И).

По признаку основных орудий труда в рамках каждого класса выделяют (но не всегда) четыре отдела профессий:

1. Профессии ручного труда (Р),

2. Профессии машинно-ручного труда (М).

3. Профессии, требующие использования автоматизированного и автоматического оборудования и систем (А).

4. Профессии, требующие использования функциональных средств самого человека (выразительных средств поведения, речи и т. д.) (Ф).

По условиям труда Е. А. Климов делит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б).

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую по- году (о).

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п. (н).

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м).

Образовательно ориентированная профессиограмма включает ряд блоков.

Блок 1 включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.

Блок 2 содержит сведения о типе профессии, о ведущих объектах профессии.

Блок 3 включает сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.

Блок 4 содержит характеристику профессиональной среды как поли- системного образования. Здесь учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.

Блок 5 отражает развитие мыслительного потенциала личности, возможности саморегуляции и саморазвития, направленность личности на «стратегию успеха», ее гибкость и мобильность в рыночных условиях. Предусматриваются вопросы экологической, правовой и экономической культуры.

Блок 6 отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией; медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования.

Образовательно ориентированная профессиограмма может быть использована при определении содержания профессионального образования и разработке образовательно-программной документации, при проектировании новых учебных профессий, специальностей.

Проспектированная профессиограмма отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала. Её назначение – проектирование профессионального роста специалиста; область применения – аттестация персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости. Проспектированную профессиограмму целесообразно использовать при проектировании непрерывного профессионального образования, определении содержания и технологии повышения квалификации и переквалификации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.