Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Легенды Сунтарского улуса






 

№ 232. Туматка Джаардаах —прародительница вилюйчан

 

Здесь, на Вилюе, раньше жил иноплеменный народ по имени тумат. Среди них была сильная и мужественная девушка, которая наряду с мужчинами участвовала и в перестрелках из луков. Звали ее Джаардаах. Однажды она узнала, что свои же люди хо­тят ее убить. Поэтому, сев на плот, она бежала вниз по реке Ви­люю. Доплыв до Лены, она пошла по берегу вверх. Вскорости она набрела на место, где жил отец Тыгына. Так как она была очень красива, отец Тыгына оставил ее у себя побочной женой. Тыгын был сын от прежней главной жены. От Джаардаах родилось четыре сына: Быркынгаа-Боотур, Тойук-Булгудах, Босхонг-Бэлгэтии и Ала-Кырсын. Все они были отборные мужи, за исключе­нием Босхонг-Бэлгэтии, калеки от рождения.

 

Тимофеев Николай Иванович, 70 лет, 2-го Нерюктейского наслега. Март 1925 г., с. Сунтар.

 

 

№ 233. Ссора с Тыгыном и бегство на Вилюй сыновей старухи Джаардаах

 

Однажды Быркынгаа поссорился с Тыгыном и в драке окро­вавил его лицо. После этого случая старуха Джаардаах сказала сыновьям:

«Нам здесь не дадут житья, бежим на мою родину!»

Собрались около 20 человек и тайно бежали. Тыгын вдогонку за ними отправил войско. Началась перестрелка. Тойук-Булгудах [Песня-Боотур], распевая песни, увертывался от стрел и перело­вил их руками. Тыгын после короткой перестрелки сказал:

«Ну пусть, черти, уходят!»

И возвратился с войском назад.

Парни же, прибыв на Вилюй, истребили племя тумат и обос­новались здесь.

 

Паспортные данные те же, что и у текста № 232.

 

№ 234. Сношения с Тыгыном

 

Однажды Тыгын вел войну с борогонским Бэрт-Хара. Послед­ний стал теснить его. Тогда Тыгын отправил к Быркынгаа-Боотуручеловека с просьбой:

«Пусть прибудет ко мне и окажет поддержку!»

Быркынгаа поехал. Рассказывают, что в древности якуты имели обыкновение перед самым сражением издавать крики во­рона с восклицанием «ойдоо, ойдоо». Затем махали над головой великолепно отточенными боевыми пальмами. Тогда будто бы вспрыскивало с неба кровавым дождем. Быркынгаа, прибыв, сде­лал то же самое. Бэрт-Хара, увидев это, сказал своим людям:

«Вот досада! Прибыл к ним старший брат, живущий на краю земли. Нам теперь с ними не справиться, прекратим войну!»

Тыгын одарил Быркынгаа людьми, скотом и проводил его, дав ему [в жены] красивую девушку.

 

Паспортные данные те же, что и у текста № 232.

 

 

№ 235. Потомки вилюйских беженцев

 

Быркынгаа жил на Нюрбе, от него расплодились теперешние омолдонцы и жарханцы. Тойук-Булгудах является предком жарханцев Сунтарского улуса. Жарханский наслег, по преданиям, в старину носил название Джаардаах [по имени общей праро­дительницы вилюйчан]. Раньше этот наслег был очень велик, от него отделились наслеги Ииктэкээн, Хадан и Бакамда. Другие по­томки Быркынгаа — омолдонцы, — говорят, были люди с упря­мым и жестоким нравом. Босхонг-Бэлгэтии — предок жарханцев Хочинского улуса.

Этот рассказ я слышал от отца; который умер 74 лет от роду.

 

Паспортные данные те же, что и у текста № 232.

 

 

№ 236. Прародительница вилюйских якутов старуха Джаардаах

 

В древности, как рассказывают, жило одно племя по имени тумат. Пришли тунгусы и всех их перебили. Только одна де­вушка по имени Джаардаах спаслась бегством, уплыв на плоту по реке Вилюю. Достигнув Лены, она пошла по ней вверх. Вдруг она увидела ряд берестяных урас. Здесь жили якуты. Схватили ее и привели к своему царю Тыгыну. Он имел пять жен и ее тоже взял к себе в жены. От нее родились четыре сына: Быркынгаа- Боотур, Тойук-Булгудах, Ырыа-Боотур, Босхонг-Бэлгээти. У старухи Джаардаах было много скота, сыновья ее были храбры, ис­кусные борцы и хорошие охотники. Сыновья остальных жен Тыгына стали им завидовать.

 

Тимофеев-Терешкин М. Н., 44 лет, 2-го Нерюктейского наслега. Декабрь 1924 г., г. Якутск.

 

№ 237. Бегство детей Джаардаах на Вилюй и борьба с Тыгыном

 

Старуха Джаардаах решила уйти с сыновьями на старую ро­дину. Бежали через Олёкминский край, где временно останови­лись. Тыгын отправил за ними отряд, состоящий из 30 вооружен­ных людей. Быркынгаа издали узнал о его прибытии, следя за полетом ворона, и созвал братьев. Началась перестрелка. Тойук- Булгудах, распевая, прилетела такая-то стрела, а вот летит та­кая-то, схватывал руками пущенные в него стрелы.

Жена Ырыа-Боотура была беременна. Босхонг-Бэлгээти вдруг распорол живот своей невестки исъел жир с печени исердца; по­сле этого его нога оказалась вполне здоровой и он, приговаривая: «Ну теперь мы испытаем силу и крепость рук иног!», — стал истреблять людей Тыгына. Парни уничтожили весь отряд.

Тыгын отправил новый отряд, но старуха Джаардаах, заранее предвидя это, бежала в страну, где теперь живут хочинцы. Часть живших там ранее тунгусов победили, а часть принудили к бег­ству. Парни стали выбирать себе местожительство.

Ырыа-Боотур поселился в Хоче, поэтому-то хочинцы до на­ших дней хорошие певцы. Босхонг-Бэлгээти поселился на Сунтаре. Быркынгаа пошел на Нюрбу воевать с жившими там тун­гусами. Тунгусы перед сражением заставили шаманить. Шаман предрек им поражение и советовал бежать. Они бежали на запад.

Тыгын однажды вел войну с каким-то племенем и позвал на помощь Быркынгаа. Последний, прибыв в Якутск и стоя на горе Чочур-Мураан, громко воззвал к божествам. Тогда на острие его копья упал с неба сгусток крови. Чужеплеменное войско было побито.

Рассказ этот я слышал от якута Жарханского наслега Сунтарского улуса Василия по прозвищу Накатта.

 

Паспортные данные те же, что и у текста № 236.

 

 

№ 238. О происхождении вилюйских хоринцев

 

В нашем наслеге шесть родов, а именно: Хандайар, Быгына, Омоттоон, Кокуора, Асхар и Сортогор.

Предками якутов Хоринского наслега, по рассказам, являются два знаменитых шамана, отец и сын, которые переселились сюда из Якутского края. Отца-шамана звали Тиистээх-Кытаанах, а сына — Ётёгёр-Тулаасын. Была еще дочь, тоже шаманка, Ёкюр- Удаган. От Ётёгёр-Тулаасына родился Асхар, от другой побочной жены — Мотох.

Были еще переселенцы из Якутского края — Сараппыал п Тургул, — один из которых был простым работником. От них произошел Омоттонский род. Рассказывают, что переселялись по речке Намана.

 

Попов Егор Николаевич, 67 лет, Хоринского наслега. Март 1925 г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.