Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Легенды оймяконских якутов






 

№ 172. Лэбэрэ-Уус

 

Кто сначала разыскал Оймякон, точно неизвестно, хотя и рас­сказывают, что первым побывал здесь Лэбэрэ-Уус [Лэбэрэ-кузнец]. Когда этот кузнец, побывав здесь, возвратился к себе на родину, многие люди выезжали в этот край ипо возвращении рассказывали, что мол приехали из Оймякона. Слыша этирас­сказы, Лэбэрэ-Уус говорил:

«Как они могли бы в два-три месяца съездить в Оймякон? Они, вероятно, бывали поближе, в той местности, которую я на­именовал Чысхаан».

Так будто бы он назвал современный Оймякон, а имя Оймёкон он дал озеру, которое находится между Сеимчаном и Баллыгычаном. Полагают, что этот кузнец действительно достиг тех мест. Там, говорят, в старину видели обрубок дерева, к которому он прикреплял свою наковальню.

Затем он же указал будто бы и местность, которая известна теперь под именем Оротук. Это место он увидел, проезжая пря­мым путем на Сеимчан. При этом он говорил:

«Когда с вершины горы я увидел это место, над ним кружи­лись стерхи. Поэтому, надо полагать, это будет счастливая земля».

В старину весь современный Оймяконский улус составлял один наслег с четырьмя родами: Байагантай, Борогон, Кангалас и Ёлёттюю.

Про Кангаласский род рассказывают, что люди этого рода приехали, оторвавшись от кангаласцев-немюгинцев. [В Западно- Кангаласском улусе есть большой Немюгинский наслег.] Пред­ком Байагантайского рода, занимающего теперь места по речке Тарын-Юрэх [фамилия Кривошапкиных], называют некоего Бордуулааха.

 

Егоров Прокопий Иванович, 32 лет, Сордонгнохского наслега Оймя­конского улуса. Август 1924 г.

 

 

№ 173. Лэбиэрийэ-Ойун

 

Из предков Борогонского рода известен Лэбиэрийэ-Ойун. Про этого шамана существует рассказ, что он получил особую долж­ность — «бырпай-маамык».

У шамана Лэбиэрийэ была единственная дочь; ее звали Ёллёй.

Однажды осенью прибыл к шаману пешочком один человек родом из Хатылинцев Борогонского улуса. Как его звали — неиз­вестно. Он поступил к Лэбиэрийэ работником, прожил у него несколько лет и заслужил похвалу и одобрение своего хо­зяина.

В это время от работника забеременела дочь шамана. Об этом раньше узнала мать-старуха, а отец ничего и не подозревал.

Старуха была очень умная и рассудительная женщина. Она посоветовала дочери и зятю так:

«Вам обоим надо бежать, ибо старик, узнав о беременности дочери, непременно убьет вас».

В 20 верстах от их местожительства, за речкой Куйдусун, было урочище Тонор. Улучив время, когда старика не было дома, они бежали в упомянутое место. Живя там, зять приходил по ночам через хребет и уносил пищу, которую старуха-мать клала в установленное место.

Старик, заметив отсутствие работника и дочери, спросил у жены, куда они девались.

Старуха ответила:

«Твоя дочь забеременела от работника, и, боясь, что ты убьешь их, они скрылись!»

Но она не сообщила ему о месте, где они скрывались.

Старик каждый день натачивал свою пальму и искал их по окрестным местам, но не находил.

Беглецы ушли осенью; наступила уже весна, был месяц по­имки жеребят [март]. К этому времени беременная успела разре­шиться.

Однажды в эту пору старуха обратилась к мужу с такими словами:

«Ну вот теперь, если бы твоя дочь, держа в руках хорошень­кого мальчика, вышла к тебе навстречу, что ты стал бы делать?»

Старик на это ответил:

«Эй, я теперь и не соображу, как бы поступил тогда? Но если бы увидел хорошего ребенка, то зачем убивать плод моего дитяти?»

Старик стал неотступно просить жену, чтобы она открыла их местожительство.

Наконец, старуха, предварительно заставив мужа поклясться пред четырьмя столбами юрты, перед священным огнем и пред белым солнцем, что он не убьет их, указала то место, где скрыва­лись зять и дочь.

Старик взял свой рогатый лук, привязал к седлу пальму и оделся в доху. Снарядившись так, он поехал в указанное место.

Старуха заранее посоветовала дочери, чтобы к моменту при­езда отца ее муж спрятался, а она сама, держа в руках ребенка, вышла встречать отца.

Дочь сделала так, как посоветовала мать. Старик, не слезая с коня, обратился к дочери:

«Отдай мне ребенка и поезжайте домой!»

Взяв ребенка, старик посадил его к себе за пазуху, завернул дохой и поехал домой. Ребенок, очутившись у старика, двигал ножками и ручонками, стуча о его доху. Старик дорогой ласкал его, говоря: «Табыгырыыр мой, табыгырыыр» [издающий дроб­ные звуки]. Поэтому ребенку дали имя Табыгырыыр.

От упомянутой дочери шамана Лэбиэрийэ и произошел род Ёлётюю, который носит ее имя.

Тыбыгырыыр крестился в глубокой старости. Он имел трех сыновей, которые носили разные фамилии по своим крестным отцам — Павел Егоров, Иван Готовцев и Семен Неустроев.

Первым старостой был предок Борогонского рода Иван Вино­куров. Он занимал эту должность до глубокой старости.

На старости лет, решив передать свою должность другому, он заколол жеребца. Отрезав его голову, он сварил ее и положил на стол. На эту голову надел круг кровяной колбасы из кишок же­ребца. Затем обратился к собравшимся с такой речью:

«Не найдется ли среди вас такого человека, который был бы в силах поднять и носить [с честью] мою гриву и хвост? Если есть такой, пусть скушает вот эту голову!»

Тогда будто бы поднялся 16-летний парень Иван Готовцев из рода Ёлёттюю и сказал:

«Я есть тот, который сможет носить твою гриву и хвост!»

И с этими словами он приступил к предложенной еде. С тех пор, как рассказывают, этот парень принял на себя обязанности князца.

 

Паспортные данные те же, что и у текста № 172. Рассказ записан по- якутски самим П. И. Егоровым и передан мне П. К. Федотовым, якутом Немюгинского наслега Западно-Кангаласского улуса.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.