Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие №20






Тема:: «Введение в биохимию регуляций.Биохимическая диагностика сахарного диабета»

2.Форма организации занятия: лабораторное занятие.

3. Значение изучаемой темы: Знание химической природы гормонов необходимо для понимания механизмов их регуляторного действия на процессы метаболизма. Изучение механизмов действия гормонов необходимо для понимания природы многих эндокринных заболеваний, возникающих при недостатке или избытке гормонов.

4. Цели обучения:

- общая:

Обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): (ОК-1); (ОК-5).

Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): (ПК-2); (ПК-3); (ПК-4); (ПК-5); (ПК-9); (ПК-17); (ПК-18); (ПК-31); (ПК-32).

- учебная:

знать:

- Основные задачи системы регуляции.

- Механизмы внутриклеточной регуляции.

- Механизмы действия межклеточных регуляторов.

- Отдельные представители белково-пептидных гормонов.

уметь:

- Проводить качественные реакции на гормоны.

- Объяснять полученные результаты.

владеть:

- Навыками лабораторного дела.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний:

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 

1. ПО МЕХАНИЗМУ ОБРАТНОЙ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ НАКОПЛЕНИЕ ПРОДУКТА

1) увеличивает образование продукта

2) снижает образование продукта

3) не влияет на образование продукта

4) удваивает образование продукта

 

2. ИНСУЛИН ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ

1) в α -клетках поджелудочной железы

2) в β -клетках поджелудочной железы

3) в клетках щитовидной железы

4) в клетках паращитовидной железы

 

3. ПРИ ГИПЕРГЛИКЕМИИ В УСЛОВИЯХ САХАРНОГО ДИАБЕТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ УТИЛИЗАЦИЯ ГЛЮКОЗЫ КЛЕТКАМИ

1) головного мозга

2) мышечной ткани

3) печени

4) жировой ткани

 

4. В НОРМЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛИКОЗИЛИРОВАННОГО ГЕМОГЛОБИНА СОСТАВЛЯЕТ

1) 10%

2) 5%

3) 15%

4) 20%

 

5. СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ИНСУЛИНА ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ НАКОПЛЕНИЕМ НЭЖК, ТАК КАК

1) активируется липолиз

2) активируется липогенез

3) активируется β -окисление жирных кислот

4) активируется биосинтез жирных кислот

 

Основные понятия и положения темы

Все процессы, идущие в организме, тесно взаимосвязаны и подчинены главной задаче – поддержанию гомеостаза.

Гомеостаз – это сохранение постоянства внутренней среды. Оно достигается за счет регуляции, включающей процессы интеграции и координации.

Интеграция – это объединение элементов системы в единое целое.

Координация – это соподчинение отдельных элементов между собой, например, менее важных – более важным.

Регуляция осуществляется при помощи прямых и обратных связей между регулятором и регулируемым объектом.

Различают два вида регуляции: клеточная ауторегуляция, дистантная (межклеточная) регуляция: гуморальная и нервная.

Механизмы клеточной ауторегуляции: компартментализация (мембранный механизм), изменение активности ферментов, изменение количества ферментов (индукция или репрессия экспрессии генов).

Дистантная регуляция:

Заключается в действии дистантных регуляторов на механизмы клеточной ауторегуляции.

Анатомо-физиологическая классификация: гормоны (истинные), нейрогормоны (нейромедиаторы, нейромодуляторы), локальные (местные) гормоны.

Классификация по широте действия: гормоны универсального и направленного действия.

Классификация по химическому строению:

Белково-пептидные гормоны: олигопептиды (кинины, АДГ), полипептиды (АКТГ, глюкагон), простые белки (СТГ, инсулин), сложные белки (ТТГ, ГТГ)

Гормоны – производные аминокислот (КА, ИТ, АХ, СТ, триптамин, мелатонин, ГА, ГАМК).

Липидные гормоны: стероидные гормоны (гормоны коры надпочечников, половые гормоны – производные ХС), гормоны – производные полиненасыщенных ЖК (простагландины, простациклины, тромбоксаны, лейкотриены).

Механизмы действия гормонов:

Действие любого гормона начинается с взаимодействия его с рецептором.

Рецепторы – это белковые молекулы, которые специфически связывают данный гормон с образованием гормон-рецепторного комплекса, в результате чего возникает определенный эффект.

Гормональные рецепторы могут иметь разную локализацию: на клеточной мембране или внутри клетки. В зависимости от этого выделяют несколько механизмов действия гормонов: через внутриклеточные рецепторы, и рецепторы плазмотических мембран.

Особенности сахарного диабета у детей

 

Содержание глюкозы в крови у детей неустойчиво, что является следствием несовершенства регуляторных механизмов. Гликемические кривые у детей раннего возраста располагаются ниже. чем у взрослых. Механизмы регуляции стабилизируются только в 7-летнем возрасте.

У новорожденных детей нет эффективной регуляции поддержания уровня глюкозы в крови из-за сниженной печеночной и периферической чувствительности к инсулину. В отличие от взрослых продукция глюкозы у них может продолжаться на фоне ее введения даже при высоких уровнях инсулина в крови.

В регуляции обмена углеводов у новорожденных большое значение имеет глюкагон, концентрация которого быстро повышается в течение первых 2-х часов жизни. Усиление секреции глюкагона приводит к активации фосфорилазы и глюкозо-6-фосфатазы в печени, что увеличивает интенсивность гликогенолиза.

Кроме глюкагона в регуляции сахара принимают участие катехоламины, кортизол, СТГ, в меньшей степени – инсулин, в противоположность взрослым, у которых ему принадлежит решающая роль.

Сахарный диабет протекает драматически, тяжело и развивается прогрессивно в детском возрасте. Диабет у детей проявляется в период усиленного роста. Обычно начинается остро. Уровень глюкозы в крови непостоянен. Для исследования важна единичная и, особенно, двойная нагрузка глюкозой. Дети быстро худеют, чувствительны, раздражительны, драчливы, плаксивы. Диабетическая кома имеет серьезные последствия.

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.