Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие №21






Тема: «Регуляция водно-минерального обмена».

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.

3. Значение изучения темы:

Вода в организме имеет большое значение. Длительное отсутствие поступления воды в организм вызывает смерть. То же самое можно сказать и о минеральных веществах. Поэтому знания о роли воды и минеральных веществ являются обязательными в плане подготовки врача.

4. Цели обучения:

- общая:

Обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): (ОК-1); (ОК-5)

Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): (ПК-2); (ПК-3); (ПК-4); (ПК-5); (ПК-9); (ПК-17); (ПК-18); (ПК-31); (ПК-32).

- учебная:

знать:

- Источники воды. Содержание воды в зависимости от возраста.

- Функции воды.

- Регуляция водного обмена вазопрессином.

- Функции минеральных веществ.

- Регуляцию натрия, хлора и кальция гормонами.

уметь:

- Определять содержание ионов колориметрическим методом.

- Интерпретировать полученные результаты.

владеть:

- Навыками лабораторного дела.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний:

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 

1. ПРИЧИНОЙ ГИПОКАЛЬЦИЕМИИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) гипофункция парафолликулов щитовидной железы

2) гиперфункция парафолликулов щитовидной железы

3) избыток витамина Д

4) гиперпаратиреоз

 

2. ПРИЧИНОЙ ГИПЕРФОСФАТЕМИИ СЛУЖИТ

1) гиперпаратиреоз

2) минерализация костей

3) гипертиреоз

4) гипопаратиреоз

 

3. ПРИЧИНА САМОПРОИЗВОЛЬНЫХ ПЕРЕЛОМОВ КОСТЕЙ - ЭТО

1) повышение секреции паратгормона

2) повышение секреции кальцитонина

3) гипервитаминоз Д

4) сахарный диабет

 

4. ПРИ УМЕНЬШЕНИИ ВОДНОГО БАЛАНСА НА 10% ПО СРАВНЕНИЮ С НОРМОЙ

1) человек погибнет

2) изменений не произойдет

3) развивается угрожающее жизни состояние

4) будет наблюдаться возбуждение

 

5. ГЛАВНЫЙ МАКРОЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗМА – ЭТО

1) кальций

2) натрий

3) магний

4) хлор

Основные понятия и положения темы

Вода – одно из самых замечательных веществ по своим физико-химическим свойствам. Вода обязательный спутник жизни: нет ни одного известного нам организма, который мог бы обходиться без нее.

Большое количество воды внутри и вне клеток указывает на необходимость ее для процессов жизнедеятельности организма. Функции клеток зависят от общего количества внутриклеточной и внеклеточной воды, от обводнения субклеточных структур, от водного микроокружения макромолекул. Содержание воды в теле человека и распределение ее внутри и вне клеток зависит от возраста. Нарушение водного баланса клеток организма приводит к тяжелым последствиям, вплоть до его гибели.

С обменом воды тесно связан минеральный обмен. Живые организмы содержат, чуть ли не все элементы периодической системы. Минеральные вещества вместе с водой создают среду, в которой протекают все обменные процессы в клетках. С минеральными веществами связаны все биоэлектрические и электрофизиологические явления в организме. Минеральные вещества обеспечивают осмотическое давление. Они выполняют многие другие функции. Нарушение минерального обмена также приводит к тяжелой патологии.

Возрастные особенности:

Наибольшее содержание воды имеет место в тканях эмбрионов (2-х месячный плод – 97%, 3-х месячный – 94%, 4-х месячный – 92%, 5-ти месячный – 85%), к моменту рождения достигает 75-80%. У недоношенных детей содержание воды в тканях выше, чем у доношенных.

У детей, получающих преимущественно углеводную пищу, заметно повышается гидрофильность тканей. Жировая ткань, наоборот, очень бедна водой. Поэтому у детей с хорошо развитым подкожно-жировым слоем воды в организме содержится относительно меньше.

У новорожденных имеет место физиологическая убыль веса, связанная с уменьшением содержания воды за счет потери воды через легкие и кожу, экскреции ее с мочой и меконием, а также преобладанием катаболических процессов (распад углеводов и белков).

Абсолютная потребность в воде увеличивается по мере роста ребенка, в то же время потребность в воде, рассчитанная на кг веса, уменьшается с возрастом.

У маленьких детей преобладает внепочечное выведение воды, главным образом с выдыхаемым воздухом. Объем жидкости, выводимой почками, с возрастом увеличивается, а при расчете на кг веса эта величина уменьшается по мере роста организма.

Роль минеральных веществ в развитии ребенка.

 

Концентрация натрия в крови мало изменяется в зависимости от возраста и колеблется в пределах 135-152 мэкв/л. Содержание хлора в крови находится в пределах 9, 6-18 мэкв/л во всез возрастных периодах, а также концентрация калия 4-5, 5 мэкв/л. В то же время содержание неорганического фосфата изменяется с возрастом (новорожденные – 3, 5 мэкв/л, грудные дети – 3, 2 мэкв/л, взрослые – 1 мэкв/л.

Потребность в электролитах у детей раннего возраста покрывается за счет материнского молока. Уже через несколько месяцев растущему организму необходимо дополнительное введение с прикормом таких минеральных веществ, как кальций, калий, фосфор, железо и др. Важная роль минеральных веществ состоит в их пластической функции, образовании ферментов, гормонов и других биологически активных веществ.

5.3. Самостоятельная работа по теме:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.