Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема периодов и стадий развития по В. И. Слободчикову 3 страница






Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта он считает фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывает: 1) предоперациональную стадию мышления (сенсомоторный интеллект) с его рефлек­сами и приспособительными реакциями; 2) стадию предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3) стадию конкретных операций и 4) стадию формальных операций.

По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основу построения перио-


дизации Л. Колберг положил становление морали, описывая с этих позиций домо-ральный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение по­ощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общест­венный договор и общепринятые моральные нормы).

Перечислять варианты периодизаций этой группы можно бесконечно. Все они названы Л. С. Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании боль­шинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.

Третью группу, по Л. С. Выготскому, должны составить периодизации, связан­ные с выделением существенных особенностей самого развития. Именно они по­зволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется. Наиболее близко к построению периодизации такого типа подошел А. Гезелл, обна­руживший, что «плотность» развития с взрослением уменьшается.

Л. С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалек­тической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выде­лял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных перио­дах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в ви­де скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л. С. Вы­готского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис но­ворожденное™, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный воз­раст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д.

В мировой психологии широко используется периодизация Э. Эрик-сона, поло­жившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социаль­ное развитие и развитие сознательного Я. Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная дина­мика.

В периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития: 1) первая фаза (младен­чество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2) вторая фаза (раннее детство: 2—3-й годы жизни) характе­ризуется автономией или стыдом и сомнением; 3) третья фаза (дошкольный воз­раст: 4-5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины; 4) чет­вертая фаза (школьный возраст: с 6 до 11—12 лет, т.е. до половозре-лости) характе­ризуется чувством ценности и трудолюбия или мало-ценности; 5) пятая фаза (юно­шество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диф­фузией идентичности; 6) шестая фаза (молодость: 20—30 лет) характеризуется бли­зостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7) седьмая фаза (зрелость: 30-40 лет) характеризуется творческим началом, интегратив-ностью или застоем; 8) восьмая фаза (старший взрослый возраст (плюс старость), от 40 лет и старше) харак­теризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.

Линию Л. С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем,
что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные при­
знаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, поэтому основания
периодизации надо искать только во внутренних противоречиях самого раз­
вития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены од-


ной целостной деятельности другой; личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части;

3) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необхо­
димо связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности
ребенка {ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, оп­
ределяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают — но­
вообразования.
Именно эти новообразования служат основным критерием для
деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной сту­
пени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса
развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой ос­
нове.

Л. С. Выготский, говоря о новообразовании, имел в виду как новый тип деятель­ности ребенка, так и новый тип его личности, те психологические изменения, кото­рые впервые возникают в этом периоде. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин развели в новообразовании новый тип деятельности и центральные психологические измене­ния, впервые возникающие в этой деятельности. Такое разведение определило их понимание движущих сил развития: основой психического развития является, по их мнению, смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований; но и достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.

Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, был назван ведущим. По своему смыслу это понятие близко к понятию социальной ситуации развития у Л. С. Выготского. Ведущая деятельность — это 1) деятельность, в форме которой возникают и внут­ри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (напри­мер, в игре — воображение, в учении — логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность — та, разви­тие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и пси­хологические особенности личности на данной стадии развития.

В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей дея­тельности. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно-эмоциональным об­щением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский — с учебно-профессиональной деятельностью.

Д. Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л. С. Вы­готского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новообразования развития; 4) кризис.

Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин счи­тал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных ти­пов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя


типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так.

Этап раннего детства состоит из двух стадий — младенчества, открывающего­ся кризисом новорожденное™, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности, крайнего возраста, начало которого знаменует кри­зис 1-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение опера­ционально-технической сферы.

Этап детства открывается кризисом 3 лет, знаменующим начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы). Второй стадией явля­ется открывающийся кризисом 6—7 лет младший школьный возраст, на котором ос­ваивается операционально-техническая сфера.

Этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (осваивается мо-тивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11—12 лет, и стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет. По Д. Б. Эльконину, кризисы 3 и 11 лет — это кризисы отноше­ний, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кри­зисы 1-го года, 7 и 15 лет — кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

В отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Элько-нина, и в своем изложении конкретных возрастов мы постараемся следовать ей. Но нельзя не отме­тить, что проблема периодизации является настолько интересной и важной в психо­логии развития, что исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная В. И. Слободчико-вым в 80-х гг. XX в.

Свои размышления он начал с поисков ответа на вопросы: что именно изменяет­ся, что развивается в процессе развития, что станет его итогом? Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования — субъек­тивности (или, более общо — внутреннего мира), он в качестве механизма ее обре­тения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) разви­вающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бы-тия) и обособления от них (реализация са-мо=бытности).

В предложенной им схеме — «матрице возраста» — каждая ступень есть относи­тельно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).

Схема периодов и стадий развития по В. И. Слободчикову

 

    Мат- возрас-  
    рица та  
Ступени Период становления Период реализации
развития со-бытийности само-бытности
суоъекшъ кри- стадии кри- ста-
-ности зисы   зисы дии
  рож- принятия раз- освое-
  дения   вития ния
Оживление родовой новорож- кризис младен-
      но- че-
  кризис: денность ворож- ство

  (-2 мес)-(+3 нед) (новорож­денный): 0, 5-4, 0 мес ден-ности: 3, 5-7, 0 мес (младе­нец): 6—12 мес
Одушевле­ние кризис мла­денче­ства: 11-18 мес раннее дет­ство (ди­тя): 1 год 3 мес— 3, 0 года кризис ран­него дет­ства: 2, 5-3, 5 года дошко­льное детство (ребе­нок): 3-6, 5 го­да
Персона-лизация кризис дет­ства: 5, 5-7, 5 лет отрочест­во (отрок): 7, 0 лет-11, 5 года кризис от­рочест­ва: 11, 0-14, 0 лет юность (юно­ша): 13, 5 го-да-18, 0 лет
Индивиду­ализация кризис юности: 17, 0 лет-21, 0 год молодость (молодой человек): 19, 0-28, 0 лет кризис мо­лодо­сти: 27, 0 лет-33, 0 го­да взрос­лость (взрос­лый): 32, 0- 42, 0 года
Универса­лизация кризис взрос­лости: 39, 0-45, 0 лет кризис ин-дивиду-аль-ной жизни зрелость (зрелый муж): 44, 0 года-60, 0 лет кризис зре­лости: 55, 0-65, 0 лет старость (старик): 62, 0 года

По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъектив­ности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени — это всегда новое (потенци­ально возможное) рождение в новую форму жизни, не отменяющую прожитую сту­пень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней — это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения — как кризис са­моидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со=бытийности (на стади-


ях принятия), в кризисах развития — как кризис со=бытийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, само=бытности (на стадиях освое­ния). То, что предложенное В. И. Слободчиковым чередование критических и ста­бильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтвер­ждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторе­ния имеют и стабильные стадии.

Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при опреде­ленных условиях сделать для повышения ранга субъектности).

Рассмотрев процессы, участвующие в развитии, протяженность и членение вре­менной дистанции, мы можем сформулировать рабочее определение предмета пси­хологии развития. Предметом психологии развития будем считать психическое развитие, которое определяется как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образующие ветвящийся процесс, содержа­щий, с одной стороны, узлы качественных изменений, преемственно следующие друг за другом, и, с другой, линии количественных изменений, связывающие их ме­жду собой.

Выводы и заключения

1. Развитие может быть проанализировано с точки зрения охватываемых
им временных дистанций, в качестве которых выступают филогенез,
антропогенез, онтогенез и микрогенез.

2. Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые эта­
пы составляет проблему периодизации развития.

3. Построение периодизации зависит от теоретических ориентации авто­
ра: так, периодизация С. Холла создана по аналогии со ступенчатооб-
разным построением других процессов развития; периодизации 3.
Фрейда, Ж. Пиаже и др. связаны с выделением какого-либо одного
признака психического развития; периодизации Э. Эриксона, Л. С. Вы­
готского, В. И. Слободчикова ориентированы на существенные внут­
ренние закономерности самого процесса развития.

КАТЕГОРИЯ ВОЗРАСТА

Категория возраста. Системы отсчета для анализа возрастных категорий. Неравномерность и гетерохронностъ развития. Кризисы развития.

Возраст — одна из фундаментальных и сложных категорий психологии разви­тия. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из кото­рых широко применяются как в исто-рико-биологических науках, так и в науках о неживой материи — это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количе­ством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент


возникновения объекта до момента его измерения. Это — чисто количественное, аб­страктное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локали­зацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется да­тировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления74 ме­стоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некото­ром процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных призна­ков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предпола­гает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы от­счета и принципов ее расчленения.

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречи­выми. Как указывает И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории во­обще не имеют смысла.

Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биогра­фия»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производ­ные («возрастные свойства»).

Все события развития совершаются в абсолютном времени. Понятие абсолют­ного времени условно и абсолютно в том смысле, Что в его шкалу укладываются все человеческие жизни, обретая там свое место, соотнесенное по времени с другими жизнями и другими процессами развития и бытия всего сущего вообще.

Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момен­та-зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хро­нологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологиче­ские возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (воз­растное соответствие).

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций ор­ганизма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологи­ческие, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает стати­стическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответ­ственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический воз­раст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим норма­тивным среднестатистическим симптомокомплексом.

Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные иссле­дования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психи­ческие изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологи­ческий возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хроно-


логического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального разви­тия человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, кото­рые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу, дела­ем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают — то больше.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измере­ние. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, за­висящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно вос­принимаемой степени самореализации личности.

Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проеци­рует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Вторая система отсчета — социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когорт-ные различия» и т.д.

Третья система отсчета — возрастной символизм, т.е. представления о возрас­тных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представите­ли разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).

Рассмотрим понятие возраста в каждой из этих систем.

I. Индивидуальное развитие: жизненный путь индивида. Поскольку индиви­дуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с за­ложенной в нем филогенетической программой, его периодизация неизбежно поко­ится на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индиви­дуальные возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии воз­растных стадий (фаз, этапов, периодов), или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.), известных с древности:

Если хочешь ты жизнь прожить счастливо, Чтоб Лахеса дала увидеть ста­рость, — В десять лет ты играть, резвясь, обязан; В двадцать должен от­даться ты наукам, В тридцать лет ты стремись вести процессы, В сорок лет говори изящной речью, В пятьдесят научись писать искусно, В шестьдесят насладись приобретенным; Семь десятков прошло — пора в могилу; Если восемь прожил, страшись недугов, В девяносто рассудок станет шатким, В сто и дети с тобой болтать не станут.

Линдин. «О возрасте»

Возрастные свойства отвечают на вопрос: чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной возрастной ста­дии отличается от среднестатистического индивида другого возраста? Возрастные процессы отвечают на вопрос, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую?


Исследование онтогенеза сталкивается со множеством методологических трудно­стей. Прежде всего встает вопрос о границах каждого изучаемого периода жизни. Подавляющее большинство исследований по возрастной психологии, начинаясь с детства, до взрослости не доходят, и о том, как изменяется человек после достиже­ния половой и социальной зрелости и до начала старения, психологи знают не так уж много. Лишь в последние годы вместо разобщенного изучения, с одной стороны, процессов созревания и формирования личности (детство, отрочество и юность), а с другой — старения, ученые поставили своей целью исследовать все пространство человеческой жизни от рождения до смерти. Но в эксперименте охватить такой большой отрезок времени практически невозможно.

Термины, в которых психология развития описывает возрастные процессы (рост, созревание и т.п.), уходят своими корнями в биологию и подразумевают прежде все­го онтогенез. Но реальная биография, жизненный путь индивида значительно богаче и шире онтогенеза — она включает историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника опреде­ленного поколения». Здесь налицо взаимодействие двух рядов развития, которые Л. С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).

Любой анализ жизненного пути должен учитывать принципиальную многомер­ность возрастных свойств и критериев их оценки: биологический возраст соотно­сится со свойствами организма и его отдельных подсистем; социальный возраст — с положением индивида в системе общественных отношений; психический возраст — с характером сенсомоторной, умственной и тому подобной деятельности.

По мере развития науки каждое из этих понятий все больше дифференцируется. Так, биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной, возраст полового созревания и т.д. Социальный возраст представляет собой набор норма­тивно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и со­циальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студен­ческий, рабочий, пенсионный возраст; брачный возраст; возраст гражданского со­вершеннолетия и т.п., имеют явно социальное происхождение и смысл.

При этом необходимо также различать нормативные и фактические критерии возраста. Так, например, юридический брачный возраст, т.е. минимальный возраст, по достижении которого индивид по биологическим и социальным показателям име­ет законное право вступать в брак, — совсем не то же самое, что демографические показатели брачности (вероятность вступления в брак в определенном возрастном интервале, средний возраст вступления в брак и т.д.). Соотношение их также исто­рично. В современном индустриальном обществе большинство людей вступают в брак значительно позже, чем это допускается законом, тогда как в средневековой Европе или в Индии недавнего прошлого дело обстояло наоборот: браки нередко за­ключались до наступления юридического брачного возраста и даже до полового со­зревания (так называемые детские браки).

Еще более многообразны индикаторы психического возраста. Наряду с общепси­хологическими нормативами (которые, впрочем, тоже не бесспорны) вроде умствен­ного возраста, психологи используют множество частных индикаторов, например степень нравственной зрелости человека, рекреационный возраст (насколько досуг подростка соответствует тому, что статистически типично для его возраста), психо­сексуальный возраст и т.д.

\ Многомерность возрастных свойств усугубляется принципиально неустранимой неравномерностью и гетерохронностью (асинхронией) протекания возрастных процессов. Первая обнаруживает себя в том, что психические функции индивида-


развиваются неравномерно (есть спады и подъемы в их развитии, есть сензитивные периоды становления функций и т.д.), разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Гетерохронность (меж- и внутри-личностная) вы­ражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития, а также в несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида, например темпов физического роста и поло­вого созревания, наличии диспропорции между интеллектуальным и нравственным развитием и т.п.

Многомерность возрастных свойств и гетерохронность возрастных процессов де­лают любую научную периодизацию жизненного пути и его отдельных этапов заве­домо условной, допускающей многочисленные вариации и отклонения от статисти­чески среднего, которые являются вполне нормальными, неустранимыми, представ­ляя собой разные типы развития.

Не менее существенны социально-исторические вариации жизненного пути. Как считают антропологи, имеется определенная филогенетическая закономерность, со­гласно которой в процессе биологической эволюции возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Оно проявляется, во-первых, в нарастании длительно­сти периода индивидуального существования, в течение которого накапливается ин­дивидуальный опыт, оказывающий влияние на дальнейшую эволюцию, и, во-вторых, в нарастании вариативности (морфологической, физиологической и психи­ческой) внутри вида.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.