Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема периодов и стадий развития по В. И. Слободчикову 6 страница






Следующий возрастной уровень (подростковый и юношеский) также связывается Ф. Арьесом с новой формой социальной жизни — институтом военной службы и обязательной воинской повинности. В XVIII—XIX вв. вследствие войн и революций в обществе возник новый интерес к фигуре военного офицера и солдата, и он же провел смутную, но вполне определенную ассоциацию между подростком, юношей и фигурой типичного солдата (юнкера). Понятие «подросток» привело к дальнейшей перестройке обучения. Педагоги начали придавать большое значение форме одежды и дисциплине, воспитанию стойкости и мужественности, которыми ранее пренебре­гали.

Новая ориентация сразу же отразилась в искусстве, в частности в живописи, где новобранец представляется не плутоватым и преждевременно состарившимся во­якой, как раньше, а привлекательным солдатом — сочетанием духовной чистоты, физической силы, естественности и спонтанности. Именно такие юноши станут ге-


роями романов XX в.

Первая мировая война породила феномен «молодежного сознания», представ­ленного в литературе «потерянного поколения», и на смену эпохе, не знавшей юно­сти, как пишет Ф. Арьес, пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценимым возрастом, в который все хотят вступить пораньше и задержаться подольше.

Каждый период истории, по Ф. Арьесу, соответствует определенному привилеги­рованному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни: моло­дость — это привилегированный возраст XVII в., детство — XIX, юность — XX.

Такое, хотя и беллетристическое, выделение качественно разных периодов жизни позволило осознать периоды жизни как общественный феномен.

Но, как отмечали Л. С. Выготский и Ж. Пиаже, факт предшествует описанию, и существуют неизбежное запаздывание и принципиальное различие между станов­лением реального явления и его рефлексивным отражением. И значит, развитие име­ет свои законы и в целом не зависит от того, что художники, писатели или портные начинают замечать и описывать в нем. Сами работы Ф. Арьеса демонстрируют этот закон осознания: в нем описано только европейское детство, детство детей только высшего сословия и только со времен Средневековья. Но забота о детях, идеи их воспитания существовали задолго до Средних веков. Уже в текстах Демокрита и Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям и детству. Поэтому, несмотря на интересные данные, приведенные Ф. Арьесом, мы должны учесть и другую объ­ективную информацию о детстве.

Контекст описания возрастов жизни чрезвычайно важен, поскольку не только да­ет представление об историко-культурных влияниях на возраст, но порой и искажает представление о возрасте. Примером последнего служит описанное Ф. Арьесом дет­ство короля Франции Людовика XIII (начало XVII в.), часто весьма далекое от ре­альных возможностей ребенка в конкретном возрасте.

Так, в полтора года Людовик XIII играет на скрипке и одновременно поет, в три года он читает, а в четыре — пишет, умеет стрелять из лука, развлекается играми с переодеванием, участвует в театральных постановках, в 5—6 лет играет в карты, в шахматы и в теннис. С 7 лет его воспитание приобрело мужской характер: он начи­нает обучаться искусству охоты, стрельбе, азартным играм и верховой ^Де, читает литературу педагогического и моралистического типа.

В этнографической литературе есть описания детей того же возраста, что и Лю­довик XIII, но их детство в корне отличается от европейского, хотя наблюдения про­изведены уже в XX в. Так, этнограф Д. Локвуд описывает жизнь народа пинтуби, со­хранившего культуру и образ жизни людей каменного века.

Он пишет, что девочка 2-3 лет во время еды засовывала себе в рот то огромные куски лепешки, то кусочки мяса крошечной игуаны, которую она сама поймала и испекла в горячем песке. Ее младшая сводная сестра сидела рядом в грязи и рас­правлялась с банкой тушенки (из запасов экспедиции Д. Локвуда), вытаскивая мясо пальчиками. Когда перед рассветом аборигены разожгли костер, чтобы защититься от порывов холодного ветра, маленькая девочка, еще не умеющая как следует хо­дить, устроила для себя отдельный костер. Наклонив голову, она раздувала угли, чтобы огонь перекинулся на ветки и согрел ее. Она была без одежды, наверняка страдала от холода, но все же не плакала. Вообще, хотя в лагере было трое малень­ких детей, члены экспедиции Д. Локвуда никогда не слышали их плача.

Для понимания конкретной природы детства, отрочества и юности важны также социально-демографические и хозяйственно-экономические аспекты развития обще­ства на определенном этапе.

Как указывает И. С. Кон, в рамках характерного для современной педагогики


сентиментального детоцентризма вопрос, сколько стоит выращивание ребенка и какова приносимая им польза, выглядит вульгарным и даже циничным. Между тем историко-демографические исследования в странах с низким уровнем социально-экономического развития показывают, что между рождаемостью и участием детей в производительном труде (фактически, длительность детства) существует определен­ная положительная связь: материальная «окупаемость» рождения и воспитания ре­бенка стимулирует рождаемость. Так было и в Европе. Недаром К. Маркс посвятил детскому труду целую главу «Капитала». В XIX в. детский труд был необходимым элементом семейного дохода, и дети составляли до 20% рабочей силы на стеколь­ных, спичечных и табачных предприятиях.

С ростом материального благосостояния общества положение изменилось. Вме­сто заводов и фабрик дети теперь сосредоточены в детских садах и школах. Воспи­тание детей стало обходиться родителям и обществу значительно дороже, а «отдача» с их стороны уменьшилась. Социальная педагогика видит в этом прогресс, обуслов­ленный объективным усложнением содержания и методов и удлинением сроков со­циализации и т.д. Но оборотной стороной этого процесса становится затяжная ин­фантильность подростков и юношей, которых старшие рассматривают не как ответ­ственных субъектов общественной деятельности, а как зависимый объект воспита­ния и обучения. «Любовь к детям» оборачивается невольным и неосознаваемым умалением их реальных возможностей и прав, мелочной социальной и эмоциональ­ной опекой.

Социально-экономические факторы существенны и для понимания частных, ло­кальных институтов и методов социализации.

Например, распространенная в XVIII—XIX вв. среди аристократии традиция на­нимать кормилицу или отдавать грудных младенцев на выкармливание в чужие (как правило, бедные) семьи до достижения полутора-двух лет была следствием не толь­ко относительного безразличия общества к детям, но и трудностей перехода Европы от аграрной экономики к индустриальной. В аграрном обществе женщина-мать со­вмещала уход за детьми с домашней работой. В новое время количество мелких го­родских буржуа возросло, а материальное положение их ухудшилось, заставляя ма­терей искать оплачиваемую работу вне дома, а новорожденных отдавать в чужие ру­ки. Отмирание этой практики в начале XX в. объясняется не столько тем, что жен­щины внезапно стали хорошими матерями, сколько изменением типа экономики, уменьшением доли женщин в несельскохозяйственной рабочей силе и улучшением условий семейного быта.

Историко-социологические данные свидетельствуют также, что на разных этапах развития общества традиционные родительские ценности меняются: например, по сравнению с 50-ми гг. XX в. личную автономию и самостоятельность ребенка сего­дня ценят выше, а послушанию и конформности придают меньшее значение.

Если социологически ориентированные исследователи пытаются раскрыть объ­ективные условия и предпосылки эволюции понятия детства и функционирования связанных с ним социальных институтов, то «психологическая история» апеллирует преимущественно к внутренним, мотивационным процессам, пытаясь «расшифро­вать» их посредством психоаналитической интерпретации биографических данных, интимной переписки, дневников и других личных документов.

Самой известной концепцией детства в этом плане является «психогенная тео­рия истории» (психоистория) Л. Демоза. Психоистория, по Л. Демозу, — это неза­висимая отрасль знания, которая не описывает отдельные исторические периоды и факты, а устанавливает общие законы и причины исторического развития, кореня­щиеся во взаимоотношениях детей и родителей. Центральной силой исторического изменения, по Л. Демозу, являются не техника и экономика, а «психогенные» изме-


нения в личности, происходящие вследствие взаимодействии сменяющих друг друга поколений родителей и детей.

Этот общий тезис раскрывается в серии гипотез.

1. Эволюция взаимоотношений между родителями и детьми — независимый ис­
точник исторического изменения: сменяющие друг друга поколения родителей
способны возвращаться (регрессировать) к психическому возрасту своих детей
и разрешать связанные с этим возрастом проблемы лучше, чем они это делали
в период своего собственного детства.

2. «Генерационное давление» к психическому изменению автоматически само
собой вытекает из потребности взрослого человека вернуться к пройденной
фазе своего развития и из стремления ребенка к контакту со взрослыми, неза­
висимо от каких бы то ни было социальных и технологических изменений.
Поэтому его можно обнаружить даже в периоды социального и технического
застоя.

3. История детства представляет собой последовательный ряд все более тесных
сближений между взрослым и ребенком.

4. Из гипотезы, что история означает общее улучшение ухода за детьми вытека­
ет, что чем глубже мы уходим в прошлое, тем менее эффективными будут спо­
собы, которыми родители отвечают на развивающиеся потребности ребенка.
Так что, например, если в сегодняшней Америке жертвами плохого обращения
являются меньше миллиона детей, то в прошлой истории должен быть момент,
когда так обращались с большинством детей и такое положение считалось
нормальным. 5. Поскольку психическая структура всегда должна передаваться
из поколение в поколение сквозь узкую воронку детства, воспитательные обы­
чаи общества являются не просто одной из его культурных черт, а главным ус­
ловием трансмиссии и развития всех прочих элементов культуры; они ставят
определенные пределы тому, что может быть достигнуто во всех других сфе­
рах истории. Специфический детский опыт — необходимая предпосылка под­
держания соответствующих культурных черт, и как только меняются детские
переживания, исчезают и связанные с ними черты культуры.

В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю детства на 6 периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

/. Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н.э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи.

2. Бросающий стиль (IV—XIII вв.). Как только культура признает наличие у ре­
бенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом
проекций, реактивных образований и т.д. Главное средство избавления от них — ос­
тавление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо
отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и
угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля может служить Гризельда,
оставившая своих детей ради доказательства любви к мужу.

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.) характеризуется тем, что ребенку уже
дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вни­
манием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании.
Типичный педагогический образ этой эпохи — «лепка» характера, как если бы ребе­
нок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспо­
щадно бьют, «выколачивая» своеволие как злое начало.

4.Навязчивый стиль (XVIII в.). Ребенка уже не считают опасным существом
или простым объектом физического ухода, родители становятся к нему значительно


ближе. Однако это сопровождается навязчивым стремлением полностью контроли­ровать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это уси­ливает конфликты отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (XIX — середина XX в.) делает целью воспитания
не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли, подго­
товку к будущей самостоятельной жизни.

Этот стиль может иметь разные теоретические обоснования, от фрейдовской «кана­лизации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма и социологического функцио­нализма, но во всех случаях ребенок мыслится скорее объектом, чем субъектом со­циализации.

6. Помогающий стиль (начинается в середине XX в.) предполагает, что ребенок
лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители
стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» его как личность,
сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда — стремление к эмоцио­
нальной близости с детьми, пониманию, эмпатии и т.д.

Теория Л. Демоза критиковалась по нескольким пунктам. В первую очередь, это тезис о «независимости» эволюции взаимоотношений родителей и детей от социаль­но-экономической истории. Многие отмеченные Л. Демозом особенности отноше­ния родителей к детям объясняются не столько «проективными механизмами», сколько экономическими условиями. В частности, инфантицид связывается антро­пологами, демографами и историками прежде всего с низким уровнем материально­го производства.

Человечество, как и всякий биологический вид, всегда придавало большое значе­ние продолжению рода. Деторождение почти всюду оформляется особыми священ­ными ритуалами. Многие религии считают бесплодие самой страшной божествен­ной карой, но нигде не известно проклятий, обрекающих на повышенную плодови­тость. Все народы по-своему заботятся, любят и выращивают потомство. Но от ин­стинктивной потребности в продолжении рода до индивидуальной любви к ребенку, благополучие которого становится смыслом и осью собственного существования родителей, — дистанция огромного размера. И дело здесь не столько в психологии, сколько в экономике. Народы, стоящие на низшей ступени исторического развития, живущие собирательством, физически не могут прокормить большое потомство.

Переход к производящей экономике существенно меняет дело. Оседлый образ жизни и более надежная пищевая база объективно способствуют более высокой вы­живаемости детей, и инфантицид перестает быть жестокой экономической необхо­димостью.

Как и любая «глобальная» концепция, концепция Л. Демоза не учитывает имма­нентной, универсальной амбивалентности отношения к детям, существующей на всех этапах исторического развития и присущей всякому возрастному символизму. Образ ребенка и тип отношения к нему неодинаковы в разных обществах, причем это зависит как от уровня социально-экономического развития, так и от особенно­стей культурного символизма.

Схема Л. Демоза, как и схема Ф. Арьеса, отличается европоцентризмом, но даже в европейской культурной традиции существуют несколько разных образов ребенка, каждому из которых соответствует свой собственный стиль воспитания. Но ни один из этих стилей, точнее — ценностных ориентации, никогда не господствовал безраз­дельно. В каждом обществе и на любом этапе его развития сосуществуют разные стили и методы воспитания, в которых ясно прослеживаются многочисленные со­словные, классовые, региональные, семейные и прочие вариации. Даже эмоциональ­ные отношения родителей к ребенку, включая их психологические защитные меха­низмы, нельзя рассматривать изолированно от прочих аспектов истории, в частности эволюция стиля общения и межличностных отношений, Ценности, придаваемой ин-


дивидуальности, и т.п.

Выводы и заключения

1. Прежде чем развитие человека стало специальным предметом научно-
психологического анализа, оно осмыслялось в философии и культуре
(живописи, литературе), фольклоре, что до сих пор придает изучению
развития человека междисциплинарный характер.

2. Историография развития человека представлена в работах Ф. Арьеса.
Он проследил социокультурный процесс осмысления человеком качест­
венных изменений в своем развитии путем анализа истории живописи,
литературы, системы образования истории игр, костюма, ритуалов, ка­
лендарных праздников и т.д. на протяжении XIII—XIX вв.

3. Л. Демозу принадлежит идея создания психоистории — самостоятель­
ной отрасли знания, которая не описывает отдельные исторические пе­
риоды и факты, а устанавливает общие законы и причины исторического
развития, коренящиеся во взаимоотношениях детей и родителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.