Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разряды наречий по значению.






Значение наречий обусловливается, с одной стороны, их происхождением, а с другой – сочетанием с тем или иным словом, например: наречия хорошо, плохо и т. п., образованные от качественных прилагательных, имеют общее качественное значение; наречия по-русски, по-зимнему и т. п., образо-ванные от относительных прилагательных, имеют значение относительного признака; наречия вверх, вниз, вдали, втайне и т. п., образованные от существительных, имеют общее предметно-обстоятельственное значение; наречия вдвое, вдвоём, втроём и т. п., образованные от количественных числительных, имеют количественное значение; наречия сидя, лёжа и т. п., образованные от глаголов, имеют общее значение состояния.

Эти общие значения конкретизируются и уточняются в предложении в зависимости от значения того слова, с которым сочетается наречие.

Рассмотрим примеры: 1) Он оделся по - зимнему; 2) Солнце было по - зимнему холодное. В первом предложении наречие по-зимнему примыкает к глаголу оделся, указывает на способ (образ) действия, является обстоятельством образа действия. Во втором предложении то же наречие по-зимнему примыкает к качественному прилагательному холодное, имеет значение сравнения (ср.: «как зимой»); в этом предложении наречие (обстоятельство образа действия) используется для уточнения качества.

Примыкая к глаголам, в том числе к причастиям и деепричастиям, наречия обозначают различные признаки действия:

1) место действия, например: Справа сиял Кавказ (П.) (наречие места);

2) время действия, например: Мы не тотчас встали (Т.) (наречие времени);

3) образ (способ) действия, например: Весело цветики в поле пестреют (П.) (наречие образа действия);

4) степень действия, например: В три года Горюхино совершенно обнищало (П.) (наречие степени);

5) причину действия, например: Это сказано сгоряча (Даль.) (наречие причины);

6) цель действия, например: Он это сделал нарочно, чтобы успокоить мать (наречие цели). Наречия цели являются единичными в современном русском языке; в них часто совмещается значение причины и цели, например: назло, нарочно; ясно выраженное значение цели имеется только у местоименных наречий зачем, затем.

Примыкая к прилагательным, наречия указывают степень качества и, реже, вносят новый оттенок в качество, например:

1) Рощица молодая, жидкая, но очень удобная для наблюдения и для смены позиций (Кетлинская.) (наречие степени очень, оно указывает ня степень качества);

2) Место донельзя скучное, нахально грязное (М. Г) (наречие степени донельзя, оно указывает на степень качества; наречие образа действия нахально, оно в этом предложении вносит добавочный качественный оттенок в прилагательное грязное).

Сходные значения имеют наречия, когда они примыкают к качественным наречиям, образованным от прилагательных, например:

1) Жил он чрезвычайно своеобычно (Герц.) (наречие степени, оно указывает на степень качества):

2) Мучительно долго тянулась ночь (Фурм.) (наречие образа действия мучительно; в данном предложении оно примыкает к качественному наречию долго, указывает на степень длительности и одновременно вносит добавочное качественное значение в наречие долго).

Примыкая к существительным, наречия имеют разные значения в зависимости от значения существительных:

1) примыкая к отглагольным существительным, обозначающим действия, наречия, указывая различные обстоятельства действий, определяют существительные, например: I) С ноября началось безудержное движение вперёд. 2) Ежедневное чтение вслух помогло мне исправить недостатки произношения. 3) Лучший кусок сукна был назначен наградою победителю за бег взапуски (П.);

2) примыкая к существительмым, имеющим качественное значение, наречия указывают на степень качества, например: Передо мной стоял почти старик. 2) Она ещё совсем ребёнок;

3) примыкая к существительным, обозначающим предметы, наречия с разных сторон определяют их например: 1) Нам подали кофе по-варшавски. 2) Увидел голубые глаза навыкате и крохотные бесцветные брови. (Саянов.)

По значению наречия можно подразделить на следующие группы:

1) наречия места (отвечают на вопросы где? куда? откуда?): наверху, домой, издали; где, куда, здесь, там и др.;

2) наречия времени (отвечают на вопрос когда?): завтра, поутру, вечерами, когда, тогда, всегда и др.;

3) наречия причины (отвечают на вопрос почему?): сдуру, сослепу; почему, потому и др.;

4) наречия цели (отвечают на вопрос зачем?): назло, нарочно; зачем, затем и др.;

5) наречия образа действия (отвечают на вопрос как? каким образом?). Эти наречия обозначают способ совершения действия: весело, печально, храбро, вдруг; так, как и др.;

6) наречия меры (отвечают на вопросы сколько раз? во сколько раз? насколько частей?): дважды, впятеро, надвое, пополам;

7) наречия степени (отвечают на вопрос в какой степени?): весьма, вполне, довольно, очень, слишком, совершенно, чрезвычайно, совсем, чересчур и др.

Примечание. Слова мало и много могут выступать в предложении и в значении наречий, и в значении числительных. Если эти слова зависят от глагольной формы, то они имеют значение наречия; если же они связаны с существительным, то выступают в роли числительного, например: 1) Много было пережито за годы войны (наречие). 2) В библиотеку привезли много книг (в значении числительного). 3) Она за эти годы мало изменилась (наречие). 4) В доме было мало книг (в значении числительного). (См. § 190.)

Упражнение 329. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите наречия и слова, к которым они примыкают, затем укажите значение наречий.

У якутов по зимам н...когда н... прекращае...ся топка, и потому у них нет np...способлений для закрывания трубы. Мы кое-как пр.…ладили эти пр..способления, наша труба закрывалась снаружи, и каждый раз для этого пp…ходилось взбира...ся на плоскую крышу юрты.

Я взошёл на неё по ступенькам, протопта...ым в снегу, которым юрта была закида...а доверху... Обыкновенно с нашей крыши можно было видеть всю н...большую равнину, и замыкавшие её горы, и сотни слободских юрт, в которых жили давно объякутившиеся потомки русских поселенцев и частью ссыльные татары. Но теперь всё это потонуло в сером, холодном, н...проница...мом для глаз тумане. Туман стоял н...подвижно, выжатый из воздуха сорокаградусным морозом, и всё тяжелее налегал на пр...молкшую землю; всюду упирался в бесформенную, безжизне...ую серую массу, и только вверху, прямо над головой, где-то далеко-далеко висела одинокая звезда, пронизывающая холодную пелену острым луч...м. А вокруг всё замерло...

Горный берег реки, бедные юрты селения, н...большая церковь, снежная гладь лугов, тёмная полоса тайги – всё погрузилось в безбрежное туманное море... Цербер тихо и как-то жалобно взвизгивал... Вдруг он повёл ушами и заворчал. Я пр...слушался. Сначала всё было по-прежнему тихо. Потом в этой напряжё...ой тишине выделился звук, другой, третий. В морозном воздухе издали нёсся слабый топот далеко по лугам бегущей лошади... Я быстро сбежал с крыши по наклонной стенке и кинулся в юрту...

Вскоре в камельке, широко зиявшем открытою пастью в середине юрты, вспыхнул огонёк зажжё..ой мною лучины.

(В. Г. Короленко.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.