Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила использования сокращений в текстах документов






В текстах документов не должно быть разнобоя в написании названий лиц, должностей, учреждений, географических названий, терминов. Не желательны и спонтанные (авторские) сокращения.

В настоящее время стандартизированы следующие виды сокращений:

1) почтовые сведения (г., обл., р-н, п.я., ст., отд.);

2) наименование должностей и званий (проф., член-корр., канд. техн. наук, зав., зам., и.о., пом.);

3) названия документов (ГОСТ, техплан, спецзаказ);

4) слово год (г., гг., в 2013/14 отчетном году);

5) денежные единицы (2000 руб.; 80 коп.; 4 тыс., 6 млн.).

6) текстовые обозначения (т.д., т.п., см., пр., напр., др., с., гл., с.г.).

Все сокращения слов и наименований в документах должны быть общепринятыми и понятными. Отметим некоторые частные правила использования сокращений и сложносокращенных слов:

1. Названия географических понятий, промежутков времени, количественных определений сокращают:

а) перед словом, к которому они относятся, например: оз. (озеро) Глубокое, г. (город) Орел,

б) после числительных, например, 8 тыс. (тысяч) станков, 10 млн. (миллионов) рублей.

2. Названия ученых степеней, званий или профессий могут сокращаться в тексте непосредственно перед фамилиями. Например: акад. (академик) Семенов, инж. (инженер) Кравцов.

3. Сложносокращенные названия, образованные из начальных букв, пишут прописными буквами (МГУ). В названиях, образованных по смешанному принципу, буквенные сокращения пишутся прописными буквами, слоговые сокращения – строчными (НИИ Стройдормаш – Научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения).

4. Следует помнить, что насыщенность текста сокращенными написаниями в целом снижает официальный тон документа.

5. Сокращенное слово должно иметь запас прочности, чтобы при расшифровке оно понималось однозначно. Например, вместо слова обязательство нельзя написать обяз. или об-о, так как это может быть понято по-разному (обязанности, обстоятельство и т.п.). Правильное сокращение этого слова: обяз-во.

6. Сокращение должно быть понятно всем, читающим документ. Поэтому при первом употреблении сокращения в тексте оно должно быть расшифровано в скобках, а затем быть представлено в сокращенном виде. Например: Уголовно-исполнительная система (УИС), затем только УИС.

7. Нельзя сокращать ключевые слова. Например, если в документе идет речь о командировке – это слово не сокращается.

8. Написание сокращений должно быть унифицировано в пределах одного текста.

Например, нельзя обозначать одно слово район то буквой р., то слогом рай., то комбинацией р-н.

9. Чтобы не ошибиться в выборе сокращений, нужно пользоваться " Словарем сокращений русского языка".

Задание 17. Образуйте и правильно напишите аббревиатуры и производные от них слова.

1. Высшее учебное заведение.

2. Заведующий кафедрой.

3. Следственный изолятор.

4. Содружество независимых государств.

5. Министерство юстиции Российской Федерации.

6. Федеральная антимонопольная служба.

7. Уголовно-исполнительная система.

8. Британская радиовещательная корпорация.

9. Федеральная служба исполнения наказаний.

10. Высокопоставленный (очень важный) клиент.

Задание 18. Замените следующие слова и словосочетания графическими сокращениями.

1) город Калининград

2) два печатных листа

3) 90-е годы

4) расчетный счет

5) гражданин

6) 100 долларов

7) высшее образование

8) завод

9) железная дорога

10) 30 гектаров

Задание 19. Укажите род следующих сложносоставных наименований (А) и аббревиатур (Б).

 

А. 1. Библиотека-хранилище 2. Бизнес-элита 3. Команда-финалист 4. Музей-усадьба 5. План-схема 6. Ракета-носитель 7. Штаб-квартира 8. Счет-фактура 9. Школа-пансион 10. Царь-пушка Б.1. МВД 2. МИД 3. МКАД 4. НАТО 5. ООН 6. ТАСС 7. ФСИН 8. Мосэнерго 9. ФСБ 10. ЦИК

 

5.2.2. Правописание названий организаций и учреждений

1. С прописной буквы пишутся все слова, кроме служебных, в названиях высших правительственных, государственных организаций и учреждений страны, а также важнейших международных организаций (Верховный Совет Российской Федерации, Организация Объединенных Наций).

2. С прописной буквы пишется первое слово в названиях центральных учреждений, общественных организаций (Министерство промышленности Российской Федерации; Федерация независимых профсоюзов России).

3. С прописной буквы пишется первое слово и собственные имена в названиях научных, учебных заведений, учреждений культуры, торговых и промышленных предприятий (Академия права и управления ФСИН России, Учебный центр Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Академия наук России; Музыкальное училище им. Гнесиных; Политехнический музей; Первый московский часовой завод).

4. Если перед индивидуальным названием стоит определение, тоже индивидуальное, то оба слова пишутся с прописной буквы (Государственная Третьяковская галерея; Центральный Дом журналиста).

Задание 20. Определите, со строчной или с прописной буквы пишутся следующие названия государственных учреждений.

 

1. (Р, р)оссийская (А, а)кадемия (Н, н)аук.

2. (М, м)осковская (Г, г)ородская (Д, д)ума.

3. (В, в)ысший (А, а)рбитражный (С, с)уд РФ.

4. (Б, б)ольшой (З, з)ал (М, м)осковской (К, к)онсерватории.

5. (Ц, ц)ентральный (А, а)дминистративный (О, о)круг.

6. (З, з)аконодательное собрание Рязанской области.

7. (М, м)еждународный (О, о)лимпийский (К, к)омитет.

8. (С, с)овет (Б, б)езопасности ООН.

9. (З, з)ападно-(С, с)ибирский (М, м)еталлургический (К, к)омбинат.

10.(Л, л)иберально-(Д, д)емократическая (П, п)артия России.

 

Задание 21. Определите, со строчной или с прописной буквы пишутся следующие названия должностей, званий.

 

1. (Р, р)уководитель (Д, д)епартамента.

2. (П, п)резидент России.

3. (М, м)эр Брянска.

4. (П, п)редседатель (Г, г)осударственной (Д, д)умы.

5. (Г, г)ерой (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации.

6. (Г, г) енеральный (Д, д)иректор (К, к)орпорации.

7. (Л, л)ауреат (Н, н)обелевской (П, п)ремии.

8. (П, п)редседатель (П, п)равительства.

9. (М, м)инистр (О, о)бороны.

Задание 22. Определите, с прописной или строчной буквы пишутся следующие слова.

1. (З, з)аконы Российской Федерации.

2. (Ф.ф)едеральные (З, з)аконы.

3. (П, п)роект (Ф, ф)едерального (К, к)онституционного (З, з)акона (регистрационный номер, наименование в кавычках).

4. (П, п)остановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 октября 2008 г. № 369-СФ «Об изменениях составов комитетов и комиссий Совета Федерации».

5. (У.у)головный (К, к)одекс Российской Федерации.

6. (В, в)торая (М, м)ировая (В, в)ойна.

7. (О, о)рден «Мать-(Г, г)ероиня».

8. (О, о)рден (К, к)расного (З.з)намени.

9. (Д, д)ень (У, у)чителя и (Д, д)ень (П, п)обеды.

 

5.2.3. Правописание падежных окончаний количественных числительных

Числительные Склонение
5– 20, 30 – как степь (3 скл.) И.=В., Р. – двадцат и, Т. – двадцат ью, П. – о двадцат и
В сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части И.=В., Р. – дв ух сот, Д. – дв ум ст ам, Т. – дв умя ст ами, П. – о дв ух ст ах
40, 90, 100 (сорок, девяносто, сто) И.=В. – сорок, девяност о, ст о Р., Д., Т., П. – сорок а, девяност а, ст а
Тысяча – как туча (1 скл.) И.– тысяч а, Р. – тысяч и, Д. – тысяч е, В. – тысяч у, Т. – тысяч ей, П. – о тысяч е
В составных количественных числительных склоняются все слова 804 (восемьсот четыре) И. восемьсот четыре Р. вось ми сот четыр ех Д. восьмистам четыр ем В. восем ь сот четыр е Т. восем ью ст ами четыр ьмя П. о восьм и стах четыр ех
Полтора полторы полтораста И.=В. – полтора, Р., Д., Т., П. – полутора И.=В. – полторы, Р., Д., Т., П. – полутора И.=В. – полтораста, Р., Д., Т., П. – полутораста
обе – женский род оба – мужской, средний род И. – об е, Р. – об е их, Д. – об е им, В. – об е их, Т. – об е ими, П. – об об е их И. – об а, Р. – об о их, Д. – об о им, В. – об о их, Т. – об о ими, П. – об об о их

Задание 23. Перепишите, заменяя цифры словами.

 

1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами.

2. Библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

3. Если к 289 прибавить 312, то получится....

4. Фруктовый сад разбит на 590 гектарах.

5. Лагерь находился в 342 метрах от вулкана.

6. Остановку сделали на 237 километре.

7. В 2014 году я окончил университет.

8. В 2013 году я окончил школу.

9. Из намеченных 347 домов введено с эксплуатацию только 300.

10. Арендатор владел 867 га, на 567 выращивал картофель, а на 300овощи.

Задание 24. Употребите количественные и порядковые числительные, а также подобные им слова в правильной грамматической форме.

 

1.Закончить строительство общежития к 2013 г.

2.Проанализировать ситуацию по состоянию на 2012 г.

3. Запланировать газификацию района на период с 2012 по

2015 г.

4. От жильцов 882 квартир получены жалобы.

5. Повысить выплаты бюджетникам с 2013 г.

6. Жители эвакуированы из 719 населенных пунктов.

7. Переписчики прошли по 300 домам.

8. Проводить совещание с 25 инспекторами.

9. У 291 респондента реальные доходы за последний год повысились.

Задание 25. Раскройте скобки. Поставьте числительное и существительное в нужном падеже. Отметьте вариантные формы.

1. Он чувствовал себя увереннее с (400 рублей), полученными от отца на мелкие расходы.

2. Словарь представлял собой толстый том в (1800 страниц).

3. Лермонтов родился в (1814 год).

4. На меня направлен сумрак ночи с (1000 биноклей) на оси.

5. Это был небольшой поселок с (4 тысячи жителей).

6. Ребенок начинает вполне сознательно постигать мир уже к (5 лет).

7. Экспедиция предполагалась длительной, вряд ли она закончится за (32 суток).

8. Трудно выбрать правильный из (21 вариант) решения задачи.

9. Об определенной тенденции можно говорить, если не встречаются два и более (одинаковые случаи).

10. В курсовой работе привлечено лишь около (полтора десятка примеров).

11. Линия дорожной разметки желтого цвета длиной от (2 метра) до (2, 5 метра).

12. Мы, как всегда, (обоими, обеими) руками за это ваше предложение.

13. Нашему корреспонденту удалось встретиться с (обоими, обеими) братьями-близнецами.

14. В компьютерный класс для сдачи теста можно заходить по (несколько, нескольку) человек.

15. По (много, многу) дней он бродил по тайге.

16. В коробке не хватало (четверых, четырех) часов и (трех, троих) ножниц.

17. Каждый получил по (сорок семь, сорока семи) вопросов к экзамену.

Задание 26. Перепишите, заменяя цифры словами.

 

1. Российской таможенной службой были задержаны контейнеры с 7573 предметами древнерусского искусства, коллекцией открыток из 4375 штук и архив из 769 предметов.

2. В 829 банковских и 1547 коммерческих структурах проведено более 2439 ревизий. Возбуждено свыше 250 уголовных дел.

3. Задержаны вагоны с 810 тыс. тонн нефти, со 158 тыс. тонн лесоматериалов, с 14 тыс. тонн черного металла.

4. При ввозе в Россию в 334 случаях изъято 3 тонны 726 кг. наркотиков. Для перевозки наркотиков использовался транспорт: воздушный – в 77 случаях, автомобильный – в 49 случаях, железнодорожный – в 292, морской – в 17, почта – в 16 случаях.

5. В библиотеке не хватает 856 книг.

6. Это город с 86593 жителями.

7. До пуска осталось не более 257 дней.

 

5.2.4. Правописание НЕ- с различными частями речи

Правописание частицы «не» с различными частями речи вызывает трудности, поскольку во многих случаях «не» теряет значение отрицательной частицы и становится словообразовательным элементом, например, приставкой. В отглагольных существительных «не» превращается в приставку, пишется слитно, образуя слово терминологического характера: подписка о невыезде, недонесение о преступлении, последствия неявки. В прилагательных нетрудоспособный, несовершеннолетний, незаконнорождённый «не» является приставкой и пишется слитно. В русском языке есть большое количество слов на –мый, среди которых есть причастия и прилагательные (обычно с «не» пишутся слитно). Необходимо помнить, что причастия на – мый – страдательные причастия настоящего времени – могут быть образованы только от переходных глаголов несовершенного вида: читать, проверять, исследовать и т.п. В качестве пояснительного слова при таких причастиях может быть употреблен творительный падеж со значением действующего лица или – реже – творительный орудия действия: читаемый (кем-то), проверяемый (кем-то), исследуемый (кем-то, чем-то). Прилагательные на –мый могут образовываться от глаголов разных видов и не способны присоединять пояснительные слова в творительном падеже. Так, в предложении За пушниной часто приезжал незнакомый жителям села мужчина слово незнакомый – прилагательное (образовано от переходного глагола несовершенного вида знакомить, но не может иметь дополнение в творительном падеже, пишется слитно с «не», хотя есть пояснительные слова жителям деревни. В предложении Преступление совершено лицом, ранее не судимым слово судимым – причастие (образовано от переходного глагола несовершенного вида судить, может иметь дополнение судимый народным судом, с «не» пишется раздельно).

Задание 27. Раскройте скобки, объясните правописание.

(Не)умышленное убийство, (не)заметно, (не)законное изготовление огнестрельного оружия, от выхода на работу (не)уклонялся, (не)обоснованное освобождение виновного, подписка о (не)выезде, смерть является (не)насильственной, заранее (не)обещанное укрывательство умышленного убийства, (не)приведение приговора в исполнение, (не)трезвое состояние, (не)оприходованные товары, далеко (не)полный перечень, меры (не)приняты, (не)совершеннолетний, (не)с(кем) посоветоваться, (не)зависящие от нас обстоятельства, (не)оконченная, а начатая работа, (не)стерпимая боль, (не)заменимый по характеру работы сотрудник, (не)досягаемый для молодого спортсмена рекорд, запасы нефти (не)истощимы, годы детства (не)забываемы, (не)любимый мачехой ребенок, (не)видимые невооруженным глазом частицы, никем (не)победимый.

Задание 28. Напишите частицу НЕ- слитно или раздельно. Объясните ее правописание.

 

Лица, упорно (не)желающие приобщаться к честной трудовой жизни; назначение наказаний, (не)связанных с лишением свободы; лица без гражданства, (не)проживающие постоянно в России; преступление, (не)представляющее большой общественной опасности; (не)отбытый срок наказания; лица, (не)имеющие судимости; (не)отмененное постановление о прекращении уголовного дела; (не)обоснованное решение; случаи, (не)терпящие отлагательства; лицо, (не)содержащееся под стражей; суд (в)праве подвергнуть (не)явившегося подсудимого приводу; допрошенные судом свидетели (не)могут общаться с (не)допрошенными свидетелями; свидетель, (не)достигший шестнадцати лет; событие преступления (не)установлено; суд (не)связан доводами кассационной жалобы; кассационный протест (не)принесен; приговор (не)подписан составом суда; наказание, (не)соответствующее тяжести преступления; лица, (не)достигшие брачного возраста.

Задание 29. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

(Н...) слова, (н...) (для) кого (н...) нужный, очень (н...) интересный, вовсе (н...) замечательный, далеко (н...) интересный, (н...) (с) кем (н...) друживший, (н...) кем (н...) занавешенное, (н...) чем (н...) защищенный, (н...) (для) кого (н...)убедительный, (н…) от кого и (н…) откуда писем не поступало.

 

Задание 30. Напишите частицу НЕ- или НИ- слитно или раздельно. Объясните ее правописание.

 

1) (Не)доучившись, вернее, ничему (не)научившись, братья бросают школу. 2) Записка, оставленная покойной, доказывает (не)насилие, а сговор. 3) (Не)отрицая этого обстоятельства, Смирнов заявил, что деньги он поделил с директором. 4) Дознание должно быть закончено (не)позднее десяти суток со дня возбуждения дела. 5) Какой бы коллектив (не, ни) обсуждал преступление, все с (не)годованием клеймили убийцу. 6) Талант, как бы он велик (не, ни)был, вместе с молодостью может иссякнуть. 7) Это было (не, ни)нападение на потерпевшую. 8) Ножевое ранение было нанесено (не, ни) с целью убийства, а в состоянии (не, ни)обходимой обороны. 9) В ней, как (не, ни) странно, есть и высокое самомнение. 10) Взаимные оскорбления длились довольно долго: (не, ни) одна сторона (не)хотела уступать. 11) Преступник вдруг оказывается сзади и наносит Музафарову (не, ни) с того (не, ни) с сего удар бутылкой по голове. 12) Гордеева, зная, что у нее имеется (не)достача, явилась к заведующему складом и взяла у него продуктов на (не)достающую сумму, (не)оформив это документально.

 

 

Задание 31. Перепишите, раскройте скобки.

 

В природе (ни)что (не)остается неизменным. (Ни)кому (ни)за что (не)отдаст молодость своего счастья. Дипломный проект лучше всех выполнил (не)кто иной, как мой товарищ. Мне (не)могли сказать, (ни)чем успокоили больного, (ни)кем был доставлен он в больницу. (Ни)кто в лаборатории не знал, (ни)кто испортил этот прибор, (ни)что предпринято для его исправления. Вдохновителем дружной работы был (не, ни) кто иной, как мой коллега. (Ни)кто другой (не)мог рассказать так о нашей работе. На небе появилась новая маленькая луна, которая была (не, ни) чем иным, как искусственным спутником земли. (Не, ни)что иное (не)увлекает его, кроме программирования. К военной службе молодой человек чувствовал себя совершенно (не)способным. Он был человек интересный, но крайне (не)приятный. Поездка по стране была очень (не)продолжительной. Моя эпиграмма остра и (ни)чуть (не)обидна. К востоку область примыкает к диким (не)обитаемым местам, к (не)проходимому болоту. Накалившийся воздух, (не)прозрачный от дыма, становится (не)выносимым от жары. Я всегда приобретал над ним (не)победимую волей и сердцем власть. Многое в них было (не)понятно, закрыто никем (не)ощутимой, никому (не)видимой завесой.

 

5.2.5. Правописание -Н- и-НН- в суффиксах причастий

В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется

- нн -: совершенные заключенным действия, нанесенный ножом удар, приложенная к делу справка, пристрелянная мишень, обнаруженные при обыске незаконные предметы, установленные следствием факты, похищенные из магазина ценности. -нн- пишется во всех прилагательных, образованных от глаголов с суффиксом - ова-, -ева-: амнистированный преступник, асфальтированная дорога, избалованный (балованный) подросток, брошюрованная книга (исключение кованый, жеваный).

В краткой форме страдательных причастий пишется - н-, в краткой форме прилагательных столько, сколько в полной форме: обвиняемые были оправданы – подобные меры в условиях ограничения свободы оправданны.

Задание 32. Вставьте -н- и -нн-. Объясните правописание слов и словосочетаний.

 

Закон…ость, обязан…ость, подли…ик, говорит обоснова…но, ответствен…ость, угна..ое транспортное средство, надума…ое объяснение, срочно созда…ая оперативная группа, стреля…ая гильза, подстреле…ый бандит, пристреля…ая мишень, нежда…ая-негада…ая встреча, пута…ый ответ, ветре…ый человек, жела…ая встреча, ране…ый боец, изране…ая душа, ране…ый в плечо командир, кова…ая реш…тка, беше…ый нрав, взбеш…ый зверь, квалифицирова…ый специалист, программирова…ое обучение, аккредитова…ое учреждение, лицензирова…ая академия, рискова…ый шаг, довере…ое лицо, манеры изыска…ы; сотрудница умна, тактична, начита…а; образова…а, дисциплинирова…а, организова…а, незва…ый гость, посаже…ый отец, назва…ый брат, квартира запуще…а и неблагоустрое…а, поступки необдума…ы и легкомысле…ы, территория колонии ограниче…а.

Задание 33. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

 

Средства должны быть изыска(н, нн)ы; сражение законче(н, нн)о; все организова(н, нн)о хорошо; облегче(н, нн)о вздохнуть; говорить взволнова(н, нн)о; изыска(н, нн)о одеваться; эта девушка была оправда(н, нн)а; ваша горячность оправда(н, нн)а; говорить сдержа(н, нн)о; смотреть обиже(н, нн)о; запасы нефти весьма ограниче(н, нн)ы; победа общепризна(н, нн)а.

Задание 34. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

 

Студенты распуще(н, нн)ы и ограниче(н, нн)ы. Ваши объяснения очень запута(н, нн)ы. Атака подготовле(н, нн)а заранее. Его выступление хорошо продума(н, нн)о. Они были оправда(н, нн)ы за (не)доказанностью преступления. Развраще(н, нн)ы (не)легальными доходами. Подпись (не)завере(н, нн)а. В стоимость товара заложе(н, нн)ы накладные расходы. Все были заинтересова(н, нн)ы в благополучном исходе дела.

Задание 35. Вставьте пропущенные буквы.

 

Агитацио..ый, осужде..ый, приговоре..ый, адаптирова..ый, кожа…ый, протоколирова..ый, предусмотре..ый, заключе..ый, асфальтирова…ый, балова…ый, кова…ый, пута…ый, скоше…ый, некоше…ый, покраше…ый, вялее…ый, свежемороже…ый, ране…ый, изране…ый, ране…ый в ногу.

Задание 36. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

 

Каждое его слово взвеше(н, нн)о, замеша(н, нн)ы в преступле­нии, заинтригова(н, нн)ы происходящим, преда(н, нн)ы своему делу, защита обеспече(н, нн)а, озабоче(н, нн)а положением дел, тема профинансирова(н, нн)а из бюджета, его поведение глупо и (не)продума(н, нн)о, поведение было намере(н, нн)о вызывающим, говорил взволнова(н, нн)о.

Задание 37 Преобразуйте сочетания с глаголами в сочетания со страдательными причастиями прошедшего времени.

Штрафовать нарушителя, баловать ребенка, жаловать свободу, премировать сотрудника, тренировать волю, ковать решетку, сменить караул, настоять чай на травах, отследить действия преступника, запаять деталь, навесить дверь, замешать кого-то в драку, выкатить машину, выкачать нефть из бочки, пристрелить зверя, пристрелять ружье, удостоить почетного звания.

 

Задание 38. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

 

Ак…редитован…ый, ал…би, а(п, пп)е(л, лл)яцион…ый, ар…стован…ый, бал…истический, дорожно(транспортный), (без)ведома, (без)вести пропавший, (без)ви(н, нн)о пострадавший, беч…вка, брошен…ый, (быстро)действующий, взыскан…ый, (в)ничью, (в)отличи…, (в)отсутстви…, (в)рукопашную, (в)присутстви…, (в)продолжени… года, (высоко)качественный, (высоко)квалифицирован…ый, движ…мый, д…фицит, д…спансер, (до)свидани…, (до)востребовани…, прои…шествие, (жизненно)важный, завещ…ный, задолж…ность, (законно)рожденный, знач…щий, знач…мый, ижд…венец, изобл…че…ый, искус…тв…ый, конф…скова…ый, кр…м…налистический, (не)трудоспособный, (ниже)изложенный, н…менкл…турный, (оперативно)следственный, подж…г магазина, раз…скиваемый, с…нкционировать, совершен…олетний, сп…кулировать, (судебно)медицинский, (трудно)воспитуемый, ул…ченный, юри…консульт, я…ственный.

5.2.6. Правописание предлогов

Для письменной деловой речи характерно использование производных предлогов. Предлог «несмотря на», который всегда пишется слитно, следует отличать от деепричастия с частицей «не», которая пишется раздельно, например: несмотря на обстоятельства, но не смотря на собравшихся, он сказал…

Предлог «ввиду» употребляется с существительными в форме родительного падежа и пишется слитно. Словосочетания с этим предлогом имеют значение причины: ввиду (из-за) плохих результатов. Однако следует обратить внимание на то, что выражение «иметь в виду» пишется в три слова: надо иметь в виду то, что… Сходный по звучанию предлог «в виде» в значении «наподобие» пишется раздельно: представить результаты в виде таблицы.

Предлоги «в отличие от» и «во избежание» пишутся раздельно, с Е на конце. Предлоги «в преддверии» и «на протяжении» пишутся раздельно, но с И на конце.

Предлог «вследствие» пишется с Е на конце и слитно, словосочетания с этим предлогом имеют значение причины: вследствиЕ (из-за) серьезных недостатков. Этот предлог следует отличать от сочетания предлога «в» с существительным «следствие», окончание которого зависит от падежа.

Предлоги «в течение, в продолжение, в заключение» пишутся раздельно и с Е на конце, конструкции с этими предлогами имеют значение времени: в течениЕ отчетного периода, в продолжениЕ года, в заключениЕ выступления.

Предлог «в соответствии» пишется раздельно и употребляется при указании на то, что выступает в качестве основания действия: выполнить работу в соответствиИ с планом. В предложении «Необходимо привести содержание регионального закона в соответствиЕ с федеральным» употребляется предлог «в» с существительным «соответствие» в форме винительного падежа.

Наречие «впоследствиИ» пишется слитно, с И на конце.

Задание 39. Раскройте скобки, выбрав слитное или раздельное написание предлогов и существительных с предлогом. Вместо точек, где необходимо, вставьте пропущенные буквы.

 

1. Необходимо выполнить задание (за)счет резервов организации. 2. Мы договорились (на)счет конфиденциальности беседы. 3. (Во)избежани… неприятностей следует выяснить все детали предстоящего визита. 4. (В)отличи… от предыдущих показателей эти данные нас не удовлетворяют.

5. Он шел, (не)смотря по сторонам. 6. (Не)смотря на трудности, план выполнен досрочно. 7. (В)преддвери… юбилея сотрудника весь отдел готовился к этому событию. 8. (На) протяжени… испытательного срока он зарекомендовал себя с положительной стороны. 9. (В)следстви… нарушения дисциплины курсант понес заслуженное им наказание. 10. (В)следстви… допущена ошибка. 11. (В)следстви… судебно-медицинской экспертизы обвиняемый признан недееспособным. 12. (В)следстви… вмешались представители общественных организаций. 13. (В)виду реорганизации отдела будет проведено экстренное совещание. 14. Представьте результаты работы (в)виде диаграммы. 15. Следует иметь (в)виду, что от результатов этих переговоров зависит многое. 16. (В)течени… последнего месяца он допустил ряд серьезных нарушений. 17. (В)продолжени… зимнего сезона в городе не было ни одной транспортной аварии. 18. (В)заключени… выступления докладчик поблагодарил присутствующих за внимание. 19. (В)продолжени… романа мы узнали о служебной карьере главного героя. 20. Автор поместил графики и таблицы (в)заключени… монографии. 21. Контроль осуществляется (в)соответстви… со специальной инструкцией. 22. Докладчик подчеркнул, что производственные отношения должны быть приведены (в)соответстви… с должностными инструкциями. 23. (Во) исполнени… приказа….24. (Во)изменени… закона. 25. (В)нарушени… правил…. 26. (В)последстви… подозреваемый признал вину.

Задание 40. Определите, какие выделенные слова являются существительными, какие - производными предлогами. Напишите их в соответствии с правилом. Расставьте знаки препинания.

 

Не допускается заключение брака между лицами из которых хотя бы одно признано судом недееспособным (в)следстви... душевной болезни или слабоумия. Право нуждающегося нетрудоспособного супруга на получение содержания от другого супруга сохраняется и после расторжения брака если он стал нетрудоспособным до расторжения брака или (в)течени... одного года после расторжения брака. Брак прекращается (в)следстви... смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов. Муж не (в)праве без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака (во)время беременности жены или (в)течени... одного года после рождения ребенка. Оформление развода и выдача супругам свидетельства о расторжении брака производится (по)истечени... трех месяцев со дня подачи супругами заявления о разводе. Если родители (в)следстви... расторжения брака не проживают совместно то от их согласия зависит при ком должны проживать несовершеннолетние дети. Алименты не были получены (в)следстви... уклонения обязанного лица от их уплаты. Задолженность по алиментам определяется исходя из фактического заработка полученного должником за время (в)течени... которого взыскание не производилось. Неуплата алиментов имела место (в)следстви... болезни. Суд обязан (в)течени... трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании лица недееспособным сообщить об этом органу опеки.

Задание 41. Определите, какие выделенные слова являются существительными, а какие – производными предлогами. Напишите их в соответствии с правилом.

(В)следстви.. закралась ошибка. Правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом (в)течени.. трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.

Решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об отказе в регистрации региональной подгруппы (в)связи с невыполнением требований может быть обжаловано в верховный суд республики.

(В)продолжени.. судебного разбирательства стороны поочередно не являлись на заседания. Свидетели, которые присутствуют при составлении завещания, не могут подписывать завещание (в)место завещателя.

(В)течение переходного периода осуществляется формирование органов государственной власти. Орган, исполняющий этот бюджет, правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, (на)продолжени.. финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней

Нотариус, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, а также гражданин, подписывающий завещание (в)место завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены.

Создание общего органа двух палат, (на)подоби.. бывшего Президиума Верховного Совета, Конституцией не предусмотрено.

5.2.7. Именительный падеж множественного числа существительных

 

В именительном падеже множественного числа одни существительные мужского рода имеют окончания -и(-ы), другие – -а(-я): столы, следы, вечера, дома. Как правило, окончание -и(-ы) имеют слова с ударением на последнем и предпоследнем слоге: инспектор – инспекторы, ревизор – ревизоры, слесарь –слесари. Варианты форм на -а(-я) более характерны для разговорной формы или считаются профессиональными: секторы– сектора, годы – года, инженеры – инженера. Иногда формы с разными окончаниями имеют разное значение, ср.: пропуски занятий – служебные пропуска (документы), хлебы печеные – хлеба колосятся в поле.

Задание 42. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Укажите возможность вариантов, зависящих от значения слова.

Например: стол - столы.

Порт, профессор, слесарь, токарь, торт, трактор, цех, сторож, адрес, вексель, выговор, диспетчер, договор, доктор, тон, округ, почерк, шофер, паспорт, аптекарь, том, пропуск, учитель, инспектор, директор, наркотик, приговор, бухгалтер, счет, почерк, адрес, инспектор, обыск, рапорт, гражданин, ордер, пропуск, учитель, срок, договор, ребенок, брат, тренер, шофер, паспорт, доктор, лагерь, хлеб.

Задание 43. Отметьте, форма какого рода является в данное время принятой, а какого – устаревшей.

Бакенбард – бакенбарда, просек – просека, банкнот – банкнота, канделябр – канделябра, зал – зала, ставень – ставня, тальк – талька, метод – метода, рельс – рельса.

Задание 44. Выберите форму именительного падежа существительного. Объясните свой выбор, дайте стилистическую характеристику выбранного вами варианта.

1. Попытавшись вернуться к прежнему образу жизни, он почувствовал, что (годы, года), проведенные на чужбине, не прошли даром. 2. Во время войны больше всего кочевали военные (госпитали, госпиталя), они перемещались вслед за линией фронта. 3, Кто бы мог подумать, что за этой яркой, жизнерадостной вывеской скрывается столярная мастерская, где делают (гроба, гробы). 4. На трехдневный семинар прибыли (директоры, директора) всех крупнейших предприятий отрасли. 5. Он так много работал, стараясь забыться, что даже ночью не мог отдохнуть – ему снились (договора, договоры), заключенные днем. 6. Адьюнкту очень важно не терять уверенности в себе, но так трудно ее сохранить, когда на симпозиуме тебя окружают (доктора, докторы) наук. 7. Те, кто не получит (пропуски, пропуска), не смогут пройти в академию. 8. Среди его друзей были люди самых разных специальностей: (инженеры, инженера) и (авиаконструкторы, авиаконструктора). 9. Фролов любил пошутить, что его любимые люди в дороге – это (инспекторы, инспектора) ГИБДД. 10. При посещении мест лишения свободы обязательно присутствуют (инструктора, инструкторы). 11. Вернувшись из госпиталя в свое подразделение, лейтенант наконец-то почувствовал себя комфортно: теперь его окружали люди, одетые в (кители, кителя), а не в белые халаты. 12. Под тяжелыми гусеницами танка (брустверы, бруствера) рассыпались и сравнивались с землей. 13. (Бухгалтеры, бухгалтера) организации собрались вместе, чтобы обсудить трудности, встречающиеся в их работе. 14. (Выборы, выбора) в местную администрацию прошли гладко. 15. Когда же мы наконец подпишем эти (договоры, договора)? 16. (Выпуска, выпуски) прошлых лет отличались необыкновенным упорством в достижении цели. 17. Все (выходы, выхода) из магазина были перекрыты полицией: преступник не должен был скрыться. 18.Ученые считают, что все эти факторы – (тормозы, тормоза) замедляют процесс урегулирования на Балканах.

 

5.2.8. Родительный падеж единственного числа имен существительных

Имена существительные мужского рода в родительном падеже единственного числа могут иметь окончания и -у. Такие варианты окончаний характерны только для одного из значений родительного падежа – количественного, когда обозначается неполное количество чего-либо: купить сахара (сахару), ложка меда (меду). Формы на постепенно устаревают и сохраняются в основном в устойчивых оборотах, фразеологических сочетаниях (с ходу, сбить с толку, с глазу на глаз) и в уменьшительных формах с суффиксом с ударным окончанием (поесть медку, попить чайку). В остальных случаях следует выбирать окончание - а.

Задание 45. Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику.

1. Стакан ча…. Выпить ча…. Сортировка ча…. Стакан крепкого ча…. 2. Ложка сахар…. Производство сахар…. 3. Много снег…. Задержание снег…. 4.Много народ…. История народ…. 5. Присутствие дух…. И дух… чтоб твоего здесь не было. 6. Поддать пар…. Давление пар…. 7. Банка лак…. Изготовление лак….

 

5.2.9. Родительный падеж множественного числа имен существительных

Имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют или нулевое окончание, или окончание -ов (грузин, но греков), а некоторые слова этой группы могут иметь вариантные окончания: нулевое в разговорном стиле и -ов в книжно-письменных стилях (грамм – граммов).

Нулевые окончания закрепились в названиях:

единиц измерения: ампер, аршин, ватт, гектар, рентген;

овощей, плодов, фруктов: гранат, груш, слив;

лиц по национальности: башкир, бурят, грузин, карел, румын, турок, туркмен, цыган;

лиц по принадлежности к воинским подразделениям: гусар, солдат, партизан, кадет;

парных предметов: ботинок, брюк, валенок, лампас, манжет, чулок, эполет.

К группе существительных с нулевым окончанием относятся существительные, употребляющиеся только во множественном числе: каникул, брызг, крестин, потемок, сумерек, шахмат, шпрот.

Следует обратить внимание на слова, при употреблении которых часто нарушается литературная норма: ананасов, бананов, барж, башен, браслетов, бредней, брелоков, вандалов, висков, габаритов, гантелей, гренков, дебатов, задворок, заморозков, казахов, калмыков, кандалов, комментариев, консервов, координат, коррективов, критериев, ладоней, лимонов, монголов, мордвинов, нервов, носков, нянь, оладий, патронов, подонков, помидоров, простынь, рельсов, саперов, цапель, шампиньонов.

У слов дядя, тетя, доля, ясли нормативным в родительном падеже множественного числа считается окончание – ей: дядей, тетей, долей.

Вариантные формы допускаются у слов: граблей и грабель, двойней и двоен.

Задание 46. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними.

1. Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, головня. Грамм, дупло, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко.

2. Баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, сомнение, ухо, цапля, юноша, яблоня.

3. Будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли.

Задание 47. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа.

Например: много англичан

Англичанин, апельсин, армянин, баклажан, басня, блюдце, будни, вольт, гектар, герц, грабли, грузин, гусар, деньги, доля, зеркальце, кегля, килограмм, кольцо, копье, кочерга, кухня, лоскут, лось, место, молдованин, носок, оглобля, партизан, помидор, полотенце, румын, сапер, свеча, солдат, сумерки, узбек, устье, цапля, шило, шофер, яблоко, яблоня, ясли.

Задание 48. Поставьте существительные в форму родительного падежа единственного числа.

Например: грузины – груз ин.

 

Киргизы, кадеты, минеры, саперы, амперы, вольты, микроны, килограммы, караты, места, дела, яблоки, дно, шило, очки, простыни, будни.

Задание 49. Перепишите, раскрывая скобки, заменяя цифры словами.

6 пар (сапоги, валенки, ботинки), 2 пары (чулки, носки), 15 (апельсины, мандарины), 20 (яблоки, груши, сливы), 700 (грамм) вермишели, 25 (килограммы) (помидоры), 8 банок (баклажаны, томаты, соки), сила тока в 5 (амперы), напряжение в 220 (вольты), 70 (студенты, слушатели, курсанты), расстояние в 300 (километры).

Задание 50. Выберите форму родительного падежа множественного числа существительных.

1.(Монголы) отличает узкий разрез глаз и широкое лицо. 2. У (шпроты) был странный привкус. 3. В лагере (партизаны) все готовились к ночлегу, дежурные проверяли запас (патроны). 4. Взвод (солдаты) маршировал на плацу. Топот их (сапоги) раздавался по всей округе. 5. От сильного удара поезд сошел с (рельсы). 6. Полиции наконец удалось обезвредить банду (подонки), которая держала в страхе весь город. 7. На складе магазина огромный запас (чулки) и (носки). 8. Все армейские чины, кроме (генералы) и (маршалы), носят брюки без (лампасы). 9. Ни один новогодний стол не обходится без (мандарины).

10. Мы обнаружили, что не хватает (кастрюли). 11. На стрельбах надо было поразить много (мишени). 12. В шкафу лежало с десяток (простыни). 13. Емкость дисковода составляет 360 (килобайты). 14. Нам подарили на память несколько оригинальных (брелоки). 15. На посту зимой не обойтись без (валенки). 16. Он всех принимал одинаково радушно: (русские, грузины, башкиры, монголы, казахи, англичане). 17. Без (комментарии) этот текст не понятен. 18. Между тем из (кулуары) власти доносился недовольный ропот.

19. Мы не имели никаких его (координаты). 20. Возможно, (критерии) истины не существует. 21. На кладбище было много разрушенных (надгробья). 22. Он остро ощутил, как ему душно без родных (раздолье). 23. Это печальное зрелище навеяло множество мрачных (раздумье). 24. Старуха знала рецепты очень редких, почти волшебных (снадобье), которые помогли не одному человеку оправиться от (увечье). 25. От этих (дяди и тети) слышишь только замечания. 26. Если у вас нет (гантели), то можно использовать толстые книги или банки с водой. 27. Пять (будни), два выходных – вот жизнь работающего человека. 28. Не люблю я (тихони): никогда не знаешь, что от них ожидать.

 

5.2.10. Род несклоняемых имен существительных

Несклоняемые существительные, обозначающие животных, как правило, относятся к мужскому роду, например: веселый шимпанзе.

Исключения: ж.р. – иваси, цеце, колибри.

Несклоняемые существительные, обозначающие предметы, относятся, как правило, к среднему роду, например: такси, метро.

Исключения: кофе, пенальти, хинди, суахили – м.р.

Салями, кольраби, авеню – ж.р.

 

Задание 51. Поберите определения, правильно согласуя их с существительными.

Например: вкусное какао.

Атташе, авеню, кофе, пенальти, киви, МГУ, Сочи, кенгуру, эссе, кашне, МГИМО, тюль, мозоль, какао, жюри, коммюнике, бра, НИИ, авокадо, рандеву, кольраби, какаду, кенгуру, эссе, досье, протеже, факсимиле.

 

Задание 52. Укажите род несклоняемых существительных.

1) К всеобщему удивлению, эта некрасивая девушка оказалась нов… протеже директора. 2) А по утрам на столе появлял…сь(ся) тоненьк… финск… салями. 3) Широк… авеню в тот час привлек… множество лихих водителей. 4) Жесток… регби сделал… его твердым и замкнутым человеком. 5) Передов… оффшор российского «Газпрома» контролировал… уже две трети рынка газа.

Задание53. Определите род имен существительных.

Авеню, алиби, амплуа, атташе, барокко, бикини, бра, виски, вуаль, диван-кровать, ЖСК, ЖЭУ, жюри, иваси, какаду, клише, колибри, кольраби, конферансье, кофе, кресло-качалка, купе, лассо, МГУ, МИД, мозоль, музей-усадьба, очерк-обозрение, пари, пенальти, пони, платье-костюм, плащ-палатка, ревю, салями, СКБ, табу, такси, театр-студия, тюль, фиаско, фойе, цеце, цунами, шампунь, шимпанзе, шоу.

 

Задание 54. Определите род существительных и подберите к ним определения:

а) картофель, тюль, мозоль, путь, мышь, шампунь, дрожь, рояль, табель, фамилия, интервью;

б) пальто, купе, кашне, кофе, кино, пианино, меню, такси, фойе, жюри.

 

5.2.11. Склонение иноязычных фамилий

 

В деловой документации трудности вызывает выбор окончаний в фамилиях. Обратите внимание на иностранные фамилии с изменяющимся и неизменяемым окончанием.

Таблица 3.

Склоняются Не склоняются
● мужские фамилии на согласную букву: заявление от Ивана Ткачука ● фамилии на безударные - а, -я (кроме финских, японских и на -на: Дом Куусела, резиденция Танана, рассказы Гулиа): творчество Неруды, песни Окуджавы, работы Щербы ● фамилии на ударные -а, -я, славянские, а также распространенные в России: проект Ганжи, фильм Митты, кабинет Головни ● при словах муж и жена, брат и сестра– форма множественного числа: муж и жена Эстремы ● женские фамилии на согласную букву: заявление от Ирины Ткачук ● на -о, на -ых, -их -аго, -яго, -ово: письмо от Сидоренко, Сивко, Сало, Фоминых, Долгих, Живаго, Дубяго, Дурново, ● иностранные фамилии на любую гласную (кроме безударных на -а, -я): романы Золя и Дюма, произведения Гюго, опера Бизе, музыка Пуччини, пьесы Шоу ● фамилии, которые полностью созвучны названиям животных или неодушевленных предметов: благодарим Алексея Жук. ● при словах супруги, братья, сёстры, семья, господин и госпожа: супруги Буш, братья Гримм, семья Пастернак, господин и госпожа Клинтон

Задание 55. Поставьте данные фамилии в нужную грамматическую форму.

    С Александром…   С Татьяной…   С супругами…     1. Бортко 2. Щерба 3. Гавва 4. Ковальчук 5. Красных 6. Локоть 7. Семаго 8. Ратнер 9. Борисов-Мусатов 10. Миклухо-Маклай

Задание 56. Оформите вступительную часть заявления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.