Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 15






Тема: Морально-этические проблемы в работе психолога - диагноста

2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы: Знание морально-этической проблематики в психологии поможет будущим специалистам в области психодиагностики предотвратить неправильное употребление диагностических методик и ошибок в диагнозе.

4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4); способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений, в проблемных ситуациях (ОК-11);

- учебная: знать систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога; правовые, экологические и этические аспекты профессиональной деятельности.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Краткое выступление с докладами по темам НИРС

Основные понятия и положения темы

Этические проблемы, связанные с обеспечением прав индивидов, подвергаемых диагностированию.

1.Обеспечение тайны личности. Эта проблема возникает потому; что любые психологические методики таят в себе возможность проникновения в тайну личности, поскольку раскрывают некоторые ее особенности. Между тем каждый человек имеет право на тайну, которое определяется как право индивиду самому решать, в какой степени ему следует делиться с другими своими мыслями, чувствами и событиями личной жизни. Как подчеркивают американские психологи, право на тайну существенно для обеспечения достоинства индивида и свободы его самоопределения.

Так как применение психологических методик в определенной сте­пени является посягательством на тайну личности, психолог несет от­ветственность за то, чтобы этого не произошло. Чаще всего, обсуждая эту проблему, имеют в виду личностные методики, позволяющие вскрыть эмоциональные и мотивационные особенности, установки и черты характера индивида таким образом, что он не осознает этого. Однако любая методика таит в себе опасность посягательства на тайну, так как и тесты интеллекта, и тесты специальных способностей, и даже тесты достижений могут обнаружить такие недостатки в навы­ках и умениях, такие пробелы в знаниях, о которых индивид мог и не знать или предпочитал скрывать от окружающих. Совершенно очевид­но, что если это произойдет, то индивиду будет нанесен психологиче­ский вред, который проявится в разных формах: в снижении самооцен­ки, в повышении тревожности вплоть до возникновения депрессивного состояния, во фрустрации и др.

Так как проблема в действительности не так проста, как может пока­заться, и не имеет универсальных правил, на основе которых можно было бы оградить тайну личности, психодиагносты в своих профессиональ­ных кодексах предусматривают только общие пути решения. Приме­нение этих общих правил к отдельным конкретным случаям требует большой осторожности, а также сознательности и профессиональной ответственности каждого психолога.

Существуют два правила релевантность и информированное согласие. Правило релевантности означает, что информация, которую индивид раскрывает о себе в ходе диагностирования, должна быть адекватна (должна соответствовать) его цели. Для выполнения этого правила диагност в первую очередь должен выбрать валидную мето­дику, то есть измеряющую именно то, что нужно для достижения по­ставленной цели.

В зависимости от цели, с которой проводится диагностика, психо­лог по-разному подходит к вопросу обеспечения тайны личности. Но в любом случае речь идет о получении информированного согласия испытуемого на участие в диагностическом обследовании. Это прави­ло означает, что личность не должна подвергаться диагностированию обманным путем, а психолог должен обеспечить ясное понимание испытуемыми целей диагностики и способов применения диагнос­тических результатов.

Как правило, в связи с проблемой обеспечения тайны личности рас­сматриваются три цели, с которыми может проводиться диагностиче­ское обследование. Это индивидуальное консультирование, экспертиза в интересах какого-либо учреждения и научное исследование (напри­мер, ради стандартизации или установления надежности методики).

При индивидуальном консультировании клиент ожидает помощи от психолога и ради этого обычно хочет полностью раскрыть о себе все, что для этого необходимо. Поэтому психодиагност в ситуации консультирования не вторгается в тайну личности, так как его в эту тайну добровольно посвящают.

Когда диагностирование проводится с целью экспертизы (профот­бор, отбор в учебное заведение, определение уровня квалификации и т.д.), оно обеспечивает главным образом интересы общества или ка­кого-то его звена (учреждения, фирмы, промышленного предприятия, учебного заведения и т.д.). Поэтому диагностируемый должен быть полностью информирован о том, как будут использоваться его резуль­таты. При этом желательно также объяснить ему, что правильная оцен­ка будет выгодна самому диагностируемому: если он не согласится предоставить о себе нужную информацию или постарается исказить ее, он может занять то место, на которое у него в дальнейшем не хватит знаний, умений, сил, и в итоге все равно будет признан непригодным.

Если диагностическая методика выполняется в научных целях, то основным способом обеспечения тайны личности испытуемого явля­ется анонимность результатов. Задача, с которой сталкивается в этой ситуации психолог, состоит в том, чтобы заранее объяснить испытуе­мому процедуру, обеспечивающую анонимность.

Однако любой человек имеет право отказаться от участия в диа­гностировании, и это право должно соблюдаться и охраняться самими психологами.

Особые вопросы, связанные с сохранением тайны личности, возникают при диагностическом обследовании детей. Эти вопросы обсуждаются на специальных конференциях, в публикациях; разрабатываются сво­ды основных правил, регулирующих диагностирование несовершен­нолетних.

Правило получения информированного согласия распространяет­ся и на детей. При этом обсуждается и подчеркивается необходимость получения согласия со стороны родителей и представителей ребенка. Для использования одних методик (тестов интеллекта и до­стижений) достаточно согласия представителей ребенка. Использо­вание других (личностных методик) требует индивидуального согласия. Согласие должно быть представлено в письменном виде, поэтому разработаны специальные бланки для его получения.

Правила и процедуры, охраняющие тайну личности и право инди­вида отказаться от участия в диагностическом обследовании, ослож­няют работу психолога и повышают требования к его квалификации. Но их соблюдение необходимо для обеспечения прав и свобод лич­ности.

2. Конфиденциальность. Как и сохранение тайны личности, пробле­ма конфиденциальности волнует зарубежных психодиагностов, по­скольку имеет отношение к соблюдению прав личности в обществе. Проблема конфиденциальности имеет несколько аспектов.

Основной вопрос, относящийся к ней, ставится так: «Кто будет иметь доступ к диагностическим результатам?»

Ответ на него в конкретных ситуациях связан с решением опреде­ленного противоречия: с одной стороны, существует необходимость неразглашения со­держания Методики и опасность неверного понимания ее оценок; с другой — объективная необходимость для разных лиц знать диагностические результаты.

Обсуждая проблему конфиденциальности, психологи признают бе­зусловное право индивида иметь доступ к результатам своего обсле­дования. При этом подчеркивается, что он должен иметь возможность комментировать содержание своих ответов на задания методики, а так­же в случае необходимости разъяснять результаты или даже исправ­лять диагностическую информацию. Для этого диагностические ре­зультаты должны быть представлены испытуемому в форме, удобной для понимания, и без использования специальной терминологии.

В отношении диагностирования несовершеннолетних рассматрива­ется вопрос о том, имеют ли родители право на получение диагности­ческих результатов своего ребенка. Ответ на него неоднозначен, так как многие признают право не сообщать родителям диагностических данных ребенка, если он достиг восемнадцатилетнего возраста, пере­стал посещать среднюю школу или женился. Однако правового регулирования этих рекомендаций нет.

При обсуждении проблемы конфиденциальности главным считает­ся вопрос о доступности диагностической информации третьему лицу, а не диагностируемому индивиду, его родителям и психологу. Основ­ной принцип, которого следует придерживаться при решении этого вопроса, состоит в том, что эта информация не должна передаваться без ведома и согласия испытуемого.

Если диагностика проводится в целях экспертизы в каком-либо уч­реждении (школе, суде, при оформлении на работу и пр.), индивид должен быть заранее проинформирован о целях и способах использо­вания диагностических результатов, а также о том, кому они будут до­ступны, кто в них заинтересован. Если испытуемый не согласен на пе­редачу информации заинтересованным лицам, то диагностическое обследование не проводится.

Трудности возникают, когда диагностические результаты уже по­лучены кем-либо, а затем запрашиваются посторонними людьми.

Проблема конфиденциальности связана с вопросом о сохранении диагностических данных в учреждениях. Этот вопрос не решается од­нозначно, так как, с одной стороны, эти данные, особенно получаемые на протяжении длительного времени, могут быть полезны и для ис­следовательских целей, и для правильной оценки и консультирования самого индивида. С другой стороны, их ценность предполагает правиль­ное использование и верную интерпретацию. Между тем эти результа­ты могут устареть, стать непригодными для использования и спрово­цировать ошибочные заключения, которые нанесут вред диагностиро­ванному индивиду. Таким образом, если в учреждении сохранились старые диагностические данные об индивиде, существует опасность, что они могут быть использованы не в его интересах, а вопреки им и в целях, которые он не предполагал и не одобрил бы.

Поэтому в случаях, когда диагностические результаты получены для длительного использования в интересах индивида или для науч­ных целей, для предотвращения неправильного их использования необходимо строго контролировать доступ к ним.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Участие в дискуссии: «Этические проблемы, связанные с обеспечением прав индивидов, подвергаемых диагностированию».

5.4. Итоговый контроль знаний:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.