Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие размещения отраслей






 

Размещение сельскохозяйственных производств и отраслей, комплексно связанных с ними, по территории страны является составной частью территориального распределения производительных сил в целом. Понятно, что размещение различных отраслей и видов экономической деятельности в сельской местности зависит, во-первых, от размещения всех производительных сил народнохозяйственного комплекса, а во-вторых, от отраслевого размещения сельского хозяйства в целом по территории страны.

С другой стороны, под влиянием отраслевого размещения регионы, а следовательно, и хозяйства в них приобретают определенную специализацию. Не может быть размещения без специализации регионов и хозяйств внутри них. В этом проявляются две стороны общественного территориального разделения труда – размещение и специализация.

Особенно важны эти две стороны территориального разделения труда в условиях рыночной экономики. Ведь между специализированными регионами происходит обмен деятельностью. И от того, насколько отрегулирован межрегиональный рынок, зависит и степень специализации регионов. На процесс размещения отраслей и видов деятельности влияют следующие факторы: технология производства, наличие и стоимость необходимых факторов производства, уровень транспортных тарифов и отдаленность предприятий от рынков сбыта, емкость рынков, внешнеторговый и межрегиональный протекционизм, государственная поддержка сельского хозяйства и других отраслей, энергетическая и финансовая политика центральных и региональных органов власти, политика государства по ликвидации провалов рынка, развитие конкуренции и др.

Процесс размещения отраслей и видов экономической деятельности тесно связан с фактором пространства. Пространственный аспект приобретает особое значение в теории ренты (дифференциальная рента I), а также при анализе межрегиональной торговли и учении о стадиях экономического развития. К сожалению, в экономической науке, зачастую принято абстрагироваться от пространственного фактора. Регионы и даже целые страны рассматриваются в качестве точечных хозяйственных систем. А ведь во многих случаях именно различия в размерах регионов и стран, расстояние между рынками сбыта и величина транспортных издержек обусловливают невозможность применения стандартных подходов к решению тех или иных экономических проблем. В определенных ситуациях пространственные аспекты становятся ключевым фактором, препятствующим социально-экономическому развитию регионов.

 

3.2. ТЕОРИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВ

 

Первые теории размещения производств возникли в ХIХ веке. На формирование теории пространственной экономики значительное влияние оказали работы немецких ученых: Й. Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера.

В начале XIX века в книге " Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии" свою теорию размещения сельскохозяйственного производства изложил немецкий экономист Йоганн Г. Тюнен (1783-1850гг.), явившийся родоначальником общей теории размещения. Тюнен рассматривал государство, изолированное от внешнего мира. В раках такой гипотетической экономики он предполагал существование центра, являющегося рынком сбыта сельскохозяйственных товаров. В основу рассуждений Тюнена была положена теория земельной ренты Рикардо и закон убывающего плодородия (при неизменности агрикультуры). Вокруг воображаемого единственного центра по мере удаления от него снижаются цены на землю и рабочую силу, но возрастают издержи транспортировки (тогда преобладал гужевой транспорт). С учетом всего этого сельское хозяйство располагается концентрическими кругами. Ближе к центру более интенсивные отрасли – овощеводство, молочное хозяйство, окупающие более дорогие земли и рабочую силу, а совсем на периферии экстенсивное скотоводство и зерновое хозяйство, где величины ренты стремиться к нулю. При этом полностью игнорировалось развитие технического прогресса.

Однако с середины ХIХ в. в европейских странах, особенно в России с ее необъятными просторами, резко усилилось железнодорожное строительство, что позволило снизить затраты на перевозки продовольствия. В России на это обстоятельство обратил внимание крупнейший экономист-аграрник А.Н. Скворцов. Он в своих исследованиях показал, что удешевление перевозок устраняет тот единственный фактор, который приводил к концентрическому размещению сельского хозяйства. Выдвинул положение о том, что с удешевлением транспортировки возрастает значение природных факторов для размещения отраслей сельского хозяйства, при этом каждый регион производит именно ту продукцию, которая в данных условиях дает больший выход с единицы площади и меньшие затраты труда и капитала, а, следовательно и наибольшую ренту.

К числу факторов размещения Скворцов относит и государственную экономическую политику, особенно тарифную, которой большое внимание уделял С. Витте. Идеи А.И.Скворцова во многом смыкаются с теориями размещения сельского хозяйства западных ученых Ф. Аэребое, Е. Лаура, Т.Бринкмана, а в сфере промышленности с теориями В. Лаунхардта и А. Вебера.

Позже в России свою теорию выдвинули представители организационно-производственной школы (А.Н.Челинцев и др). По их мнению, основным фактором размещения сельскохозяйственного производства являлась плотность земледельческого населения. Они считали, что рост числа едоков в крестьянских семьях вызывает усиление трудовых вложений в землю, интенсификацию хозяйства. Каждый район проходит определенные этапы развития, многонаселенные районы когда-то были малонаселенными. В основе этой теории лежит " неподверженность" деревни развитию капитализма и требованиям рынка.

В. Лаунхардт, основной труд которого был издан в 1882 г., в качестве определяющего фактора размещения производства рассматривал транспортные издержки. Последние формируются под влиянием массы перевозимого груза и расстояния транспортировки. Точка оптимального местоположения производства может быть найдена посредством разработанного Лаунхардтом треугольника размещения. Этот треугольник является довольно простым методом оценки влияния транспортных затрат на решение о размещении производства (см. рис. 3.1.).

При принятии решения о размещении предприятия в качестве целевой функции выступает минимизации издержек транспортировки с учетом веса груза и расстояния его перевозки. При условии равенства транспортных тарифов при перевозках на любые расстояния и для любых видов грузов вес перевозимых товаров и дальность транспортировки легко трансформируются в издержки доставки.

На рисунке 3.1 пункт D является местом реализации произведенного товара, в пунктах R1 и R2 находятся сырьевые материалы, а пункт L1 представляет собой место для размещения производства. Дальность транспортировки готовых товаров и сырья обозначена параметрами а, b, c. Вес перевозимых товаров и сырья соответствует параметрам A, B, C. Решая уравнение минимизации транспортных издержек (TRC ® min), находим оптимальное место для размещения производства (L1): TRC = b´ B + c´ C+a´ A ® min.

 

A

 

 
 
D

 

 


L1
a

 
 

 


b c

       
 
R1
 
R2


B C

Рис. 3.1. Треугольник размещения Лаунхардта

 

Начинания Й. Тюнена и В. Лаунхардта были развиты немецким экономистом и социологом А. Вебером (1868-1958), опубликовавшим свой труд " О размещении промышленности" в 1909 г. Вебер впервые попытался создать общую теорию размещения производства, рассмотрев помимо транспортных издержек такие факторы размещения как стоимость рабочей силы и агломерационные издержки. Таким образом, процесс принятия решения о размещении состоит из трех этапов, каждая из которых заключается в попытке последовательной минимизации издержек, влияющих на эффективность производства.

На первом этапе необходимо найти пункт размещения, в котором издержки транспортировки, зависящие от массы перевозимого груза и дальности перевозок, минимальны. Для определения такого пункта используется треугольник размещения Лаунхардта.

Второй этап заключается в минимизации общих издержек путем нахождения места, в котором затраты на рабочую силу минимальны с учетом издержек на транспортировку. На рисунке 3.2 показано совокупное влияние транспортных издержек и стоимости рабочей силы на размещение предприятий. При перемещении производства из пункта, в котором достигается минимум транспортных затрат (L1), в места с меньшими издержками на труд (L2 и L3), как правило, транспортные расходы увеличиваются. Линии, показывающие одинаковый прирост транспортных затрат при различных вариантах размещения производства, называются изодапанами. Целесообразно перемещать производство из пункта L1 в места с меньшими расходами на рабочую силу, если отклонения транспортных издержек от их минимального уровня меньше, чем величина экономии на стоимости рабочей силы.

 

А4

А3

А2

А1

L1 L2 L3

 

 

Рис. 3.2. Влияние транспортных издержек и стоимости рабочей силы на размещение предприятия

 

Третий этап состоит в оптимизации агломерационных издержек с учетом минимизации транспортных расходов и затрат на рабочую силу. На процесс оптимизации агломерационных расходов влияют такие факторы, как наличие квалифицированной рабочей силы, хорошо развитых транспортной и энергетической систем, интенсивность обмена информацией и персональные контакты, характеризующие потенциальное место размещения производства. Существует несколько категорий агломерационной экономии:

q экономия предприятия на трансфере,

q экономия предприятия на масштабе производства,

q экономия отрасли на масштабе производства,

q экономия, связанная с развитием обслуживающей производство сферы.

Экономия на трансфере возникает, когда предприятие располагается недалеко от других предприятий, использующих его продукцию или поставляющих ему ресурсы. Экономия на масштабе производства имеет место при сокращении удельных издержек путем увеличения предприятием объемов производимых товаров. Отраслевая экономия на масштабе производства появляется, когда два и более предприятия, принадлежащих той или иной отрасли, размещены в одном месте и благодаря этому могут уменьшить свои удельные расходы. Экономия, связанная с развитием сферы, обслуживающей производство, проявляется в использовании современных методов поставок ресурсов, коммерческих и финансовых услуг.

На рисунке 3.3 представлен пример минимизации общих издержек с учетом использования агломерационной экономии. Предположим, что все рассматриваемые предприятия (A, B, C, D, E) выбрали размещены в соответствии с минимизацией транспортных издержек и затрат на рабочую силу. Если, по меньшей мере, три предприятия будут расположены в одном месте, это позволит каждому из них снизить совокупные издержки на х стоимостных единиц в расчете на тонну выпуска. Начертив соответствующие изодапаны, можно определить, для каких предприятий возможна агломерационная экономия. Рисунок 3.2 демонстрирует, что если предприятия D, E и C будут размещены в области пересечения их изодапан, то они смогут снизить свои издержки на х стоимостных единиц в расчете на тонну выпуска.

 

А

 

 

E

В

 

 

D C

 

 

Рис.3.3. Влияние агломерационной экономии на размещение производств

 

Таким образом, А. Вебер рассмотрел несколько факторов размещения производства, основываясь на минимизации совокупных издержек. Вскоре после выхода книги Вебера необходимость дополнения частичных теорий размещения анализом общего равновесия в экономической системе была признана Й.Шумпетером (1883—1954). Позднеее О. Энглендер серьезно занимался разработкой общей теории размещения. Согласно Энглендеру, чистая теория размещения является общей теорией " локальной обусловленности" в рамках экономической системы. Он вводит в анализ проблему максимизации прибыли. Любой предприниматель при выборе места производства товаров или оказания услуг анализирует уровень цен предложения на используемые им ресурсы, а также цены на свою продукцию и услуги. Однако, принимая решение в пользу локализации экономической активности в том или ином месте, он тем самым оказывает влияние на стоимость ресурсов и конечной продукции. Развивая свою теорию, Энглендер классифицирует сырьевые материалы и факторы производства по признакам мобильности и иммобильности, доступности и дефицитности в рамках тех или иных территорий. Эти элементы " локальной обусловленности" наряду с потенциальной прибылью определяют возможности размещения производства на конкретных территориях. Кроме того, Энглендер объединил теории размещения отдельных промышленных и сельскохозяйственных производств в рамках чистой теории размещения.

Впервые попытка применения теории общего равновесия при анализе размещения производств была предпринята А. Пределем. Он рассматривал общую теорию размещения как особый случай общей экономической теории. Под общей экономической теорией Предель понимал теорию взаимозависимых цен и общего равновесия, изложенного Вальрасом и Парето. Он пытался дать ответ на вопросы о том, как проблемы равновесия соотносятся с ценовыми проблемами и как теория размещения соотносится с теорией цен. Вслед за Пределем попытку построения модели пространственного равновесия предпринял Вайгман. Однако создателем первой полноценной статической модели пространственной экономики стал А. Леш.

В настоящее время исследования в области размещения производств с использованием концепций общего и частичного составляют направление прикладного использования теории пространственной экономики.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.