Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эдмунд Гуссерль (1859-1938)- основатель феноменологии






 

Гуссерль совершенно не оригинален. Его философская концепция имеет основой фе­номеноло­гию древних стоиков, философский концептуализм Оккама. Хотя, если быть точнее, то уже у Аристотеля имеются наметки «феноменологического» дескриптивного метода рассмотрения явлений. Непосредственные истоки феноменологического метода лежат в психологическом ме­тоде «интроспекции» В. Вундта, который в самой психологии был признан теоретически несо­стоятельным. Именно учеником В.Вундта был Ф. Брентано.

Эдмунд Гуссерль – считается выдающимся мыслителем XX века, ибо является осно­вателем феноменологии, от которой отталкиваются многие философские направления XX века. Родился в Австрии, закончил математи­ческий факультет Лейпцигского уни­верситета. Работал ассистентом у К. Вейрштрасса – вы­дающегося математика. Далее он получил философское об­разование в Венском университете под руководством Франца Брентано. В 1887 году Гуссерль защитил докторскую диссерта­цию в Галльском университете. Первое его произведение – «Фи­лософия арифме­тики»(1891)

Испытал, как и все в то время, влияние «психологизма». Его ранняя работа «Фило­со­фия ариф­метики»(1891) написана именно с этих позиций. В результате критики знаменитого логика и истинного философа Г. Фреге (1848-1925) этой работы он пере­шел собственно к первому вари­анту феноменологии, который был дан в его «Логиче­ских исследованиях»(1900-1901), где пси­хологизм подвергается критике. Но сам Гус­серль так от психологизма не освободился. Следующий период его развития связан с его работой «Идеи чистой феноменологии»(1913), где дано более развернутое изложение прин­ципов феноменологической философии. Наиболее систематичное из­ложение феноменологии дано в его «Картезианских размышлениях»(1932). Последняя книга «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», которая была подготовлена Гуссерлем в 1938 году, а издана в 1954 году. Эта книга раскрыла новые пер­спективы для развития феноменологии и по­служила базой для дальнейших философских изы­сканий в русле феноменологической традиции.

Как все философы, он ищет единство идеального и материального. Он считает, что на­шел. Прежде всего критикует эмпириков. «Эмпиризм – это практико-познавательный ра­дикализм, какой намеревается заявить о правах автономного разума – единственно авторитет­ного в во­просах истины- перед лицом любых «идолов», сил традиции и суе­верия, всевозмож­ных пред­рассудков, грубых и утонченных» (Гуссерль Э. Идеи к чис­той феноменологии и фе­номеноло­гической философии. т.1 М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. С.52)

Для него эмпиризм – это скептицизм….

 

Но он выступает, как и его предшественник- Кант, против идеализма

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ

 

Назван сей механизм сознания мудрено, как мудрено вообще привыкли рассуждать не­мецкие философы, но в данном случае мы имеем элементарный механизм сознания – а именно процесс сомнения, выбора новых путей познания, когда та или иная стратегия ментальности не верифицируется в поведении. Идет процесс отказа от принятого сим­волического конструкта, или же изменение значений этого конструкта. Но, хотя и муд­рено до неприличия Гуссерль вы­ражается, сам механизм подмечен верно…

 

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

 

Основополагающее понятие феноменологии – это понятие интенциональности. Но это, как из­вестно из прошлого изложения не является открытием феноменологии. Этот фи­лософский кон­цепт проник из арабоязычной философии в Европу. Наибольшее применение он получил в францисканской философии Д. Скота и У. Оккама. В этих учениях оно было подробнейшим образом разработано. Эффект чего-то нового возник из-за того, что в то время средневековая философия была «в загоне». Все придержива­лись традиционной точки зрения, что в средневековье не было философии, а была «су­хая схоластика», что, конечно, не так. Философы Средневековья просто находились в иной социокультурной ситуации, мыслили иными концептами. Вот этот старый концепт и получил новую жизнь в новой форме ментальности….

 

Процитировать Ф.Рабле о том, как решал его «герой» какой ему питаться интенцией –вторичной или первичной……….

\\\

НОЭМА

 

ЖИЗНЕННЫЙ МИР

 

ГУССЕРЛЬ И ДЕКАРТ

 

Вот что пишет Гуссерль в «Картезианских размышлениях»:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.