Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИГОЖИН И. (1917-2003)






НОВЫЕ ФИЛОСОФЫ ВО ФРАНЦИИ

 

К этому направлению относятся: А. Глюксман, Ж.-М. Бенуа, Б.-А. Леви, Ж.-П. Долле, К. Жамбе, Г. Лярдро. Это движение проявилось к сере­дине 70-х годов, когда философствующая молодежь решила оставить свои символические кон­структы на «па­мять человечеству».

 

ГЛЮКСМАН А. (р.1936)

 

Господствовать, значит знать. Автор книги «Властители-мыслители».

 

БЕНУА Ж.-М. (р.1942)

 

Бенуа опубликовал в 1970 г. книгу «Маркс умер», считается первым из «новых философов». Бенуа: «Идея прогресса – это одна из наиболее огромных мистификаций нашей эпохи. Нас заставляют верить, что история ведет к будущему, в которое прибудешь автоматически, как если бы сел в поезд» (Никитина Л.Г. «Новая философия» для старого мира. М. 1987. С.1030.

 

 

ЛЕВИ Б.-А. (р.1949)

 

Бернард –Анри Леви – совсем «сопливень­кий».

 

ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ

 

Леви считает, что власть имеет нематериальный характер, она на­ходится в самой структуре ра­зума. Истина достаточно известная. Судить пока тяжело. Но проблему власти он исследует, ви­димо, в русле позднего М. Фуко. Не знаю….

 

ЛЯРДО Г.

 

Автор книги «Золотая обезьяна. К понятию этапа в марксизме». Нападает на науку, считая, что она, появившись в рабовладельческом обществе и явля­ется способом мышления, который всегда легитимирует насилие. В связи с этим он считает.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кутасова И.М. Антифилософия «новой философии» М. 1984.

2. Новейшие течения буржуазной философии: Критический анализ. М. 1982.

3. Ананьева М.И., Иконникова Г.И. Новейшие тенденции современной буржуазной социологии. М. 1983.

4. Никитина Л.Г. «Новая философия» для старого мира. М. 1984.

 

§2 ФИЛОСОФИЯ ФЕМИНИЗМА

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамович И.Я. Женщина и мир мужской культуры. М. 1913.

2. Астафьев П.Е. понятие психического ритма. М. 1882.

3. Астафьев П.Е. психический мирр женщины. М. 1881.

4. Ашкинази И.Г. Женщина и человек.. СПб. 1909.

5. Женщина в аспекте физической антропологии. М. 1994.

6. Вейнингер О. Пол и характер. М. 1991.

7. Котовская М. Золотухина М. Малыгина И. Завидуйте, я – женщина!!?» М. 1993.

8. Феминизм. Восток – Запад – Россия. М. 1993.

9. Хвостов В.М. Психология женщин.. М. 1911.

10. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб. 1991.

 

 

ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

СИНЕРГЕТИКА

 

Первым изучением детерминированного хаоса начал заниматься А. Пуанкаре. В 1963 году на компьютере

 

ПРИГОЖИН И. (1917-2003)

 

Илья Романович Пригожин – бельгийский физико-химик, один из основоположников термодинамики неравновесных процессов, родился в Москве. В 1942 году закончил Брюссельский университет, где потом остался работать преподавателем. С 1947 года – профессор этого университета. В 1962 году – директор Международного института фи­зики и химии. С 1967 года президент Королевской бельгйской академии наук, литературы и изящных искусств. С 1982 года он иностранный член АН СССР. В 1977 году ему была присуждена Нобелевская премия за работы по термодинамике необратимых процессов.

В становлении своей концепции И. Пригожин отмечал важность работ А.И. Колмогорова, Я.Г. Синая и В. И. Арнольда.

 

«Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала механистическая картина мироздания. Ныне мы сознаем, что живем в плюралистическом мире. Существуют явления, которые представляются нам детерминированными и обратимыми. Таковы, например, движения маятника без трения или Земли вокруг Солнца. Но существуют также и необратимые процессы, которые как бы несут в себе стрелу времени. Например, если слить две такие жидкости, как спирт и вода, то из опыта известно, что со временем они перемешаются. Обратимый процесс – спонтанное разделение смеси на чистую воду и чистый спирт – никогда не наблюдается. Следовательно, перемешивание спирта и воды – необратимый процесс. Вся химия, по существу, представляет собой нескончаемый перечень таких необратимых процессов» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986. С.34)

 

«Классическая физика рассматривала фундаментальные процессы как детерминиро­ванные процессы как детерминированные и обратимые. Процессы, связанные со слу­чайностью или не­обратимостью, считались досадными исключениями из общего пра­вила. Ныне мы видим, сколь важную роль играют повсюду необратимые процессы и флуктуации» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С.35).

 

«Обратимость и жесткий детерминизм в окружающем нас мире применимы только в простых предельных случаях. Необратимость и случайность отныне рассматриваются не как искажение, а как общее правило» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С.48)

«Символом нашего физического мира не может быть устойчивое и периодическое движение планет, что лежит в основе классической механики. Это мир неустойчиво­стей и флуктуаций, в конечном счете ответственных за поразительное разнообразие и богатство форм и структур, которые мы видим в окружающей нас природе» (Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. М., 1990.С.7)

 

Пригожин и его коллеги считают, что требуется достижение синтеза между естественнонаучным и гуманитарного знания.

«…противопоставление «двух культур» в значительной мере обусловлено конфликтом между вневременным подходом классической науки и ориентированным во времени подходом, доминировавшим в подавляющем большинстве социальных и гуманитарных наук. Но за последние десятилетия в естествознании произошли разительные перемены, столь же неожиданные, как рождение геометрии или грандиозная картина мироздания, нарисованная в «Математических началах натуральной философии» Ньютона. Мы все глубже осознаем, что на всех уровнях – от элементарных частиц до космологии – случайность и необратимость играют важную роль, значение которой возрастает по мере расширения наших знаний. Наука вновь открывает для себя время. Описанию этой концептуальной революции и посвящена эта книга» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986. С.35).

Далее, с новой строки:

«Революция, о которой идет речь, происходит на всех уровнях: на уровне элементарных частиц, в космологии, на уровне так называемой микроскопической физики, охватывающей физику и химию атомов и молекул рассматриваемых либо индивидуально, либо глобально, как это делается, например, при изучении жидкостей или газов. Возможно, что именно на макроскопическом уровне концептуальный переворот в естествознании прослеживается наиболее отчетливо. Классическая динамика и современная химия переживают в настоящее время период коренных перемен» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986. С.35).

 

«История науки – отнюдь не линейная развертка серии последовательных приближений к некоторой глубокой истине. История науки изобилует противоречиями, неожиданными поворотами» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986. С.36).

 

Авторы выделяют две проблемы: как из хаоса рождается порядок, проблема обратимости процессов.

«В классической науке основной акцент делался на законах -, не зависящих от времени. Предполагалось, что, как только произвольно выбранное мгновенное состояние системы будет точно измерено, обратимые законы науки позволят предсказать будущее системы и полностью восстановить её прошлое» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986. С.42).

 

«…наука подобно игре двух партнеров, в которой нам необходимо предугадать поведение реальности, не зависящей от наших убеждений, амбиций или надежд. Природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование – не монолог. Задавая вопрос* природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986. С.44-45).

 

«Успех западной науки – исторический факт, непредсказуемый априори, с которым, однако, нельзя не считаться. Поразительный успех современной науки привел к необратимым изменениям наших отношений с природой. В этом смысле термин «научная революция» следует считать вполне уместным и правильно отражающим существо дела. История человечества отмечена и другими поворотными пунктами, другими исключительными стечениями обстоятельств, приводившими к необратимыми изменениям. Одно из таких событий решающее значение известно под названием неолитической революции» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986. С.45).

 

Неолитическая революция длилась тысячелетия, а наука началась триста лет назад.

 

«Наука начала успешный диалог с природой. Вместе с тем первым результатом этого диалога явилось открытие безмолвного мира. В этом – парадокс классической науки. Она открыла людям мертвую, пассивную природу*, поведение которой с полным основанием можно сравнить с поведением автомата: будучи запрограммированным, автомат неукоснительно следует предписанием, заложенным в программе. В этом смысле диалог с природой вместо того, чтобы способствовать сближению человека с природой, изолировал его от нее. Триумф человеческого разума обернулся печальной истиной. Наука развенчала все, к чему ни прикоснулась» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.45-46).

 

 

Квантовая механика зарождалась на фоне иррационализма 20-х годов в Германии.

 

«Как подчеркивал Джозеф Нидэм, западноевропейская мысль всегда испытывала колебания между миром-автоматом и теологией с её миром, безраздельно подвластным богу. В этой раздвоенности – суть того, что Нидэм называет «характерной европейской шизофренией». В действительности оба взгляда на мир взаимосвязаны. Автомату необходим внешний бог» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.47).

 

«Традиционно лишь неизменный мир идей, если воспользоваться выражением Платона «освещенным солнцем умопостигаемого». В том же смысле научную рациональность было принято усматривать лишь в вечных и неизменных законах. Все же временное и преходящее рассматривалось как иллюзия. Ныне подобные взгляды считаются ошибочными. Мы обнаружили, что в природе существенную роль играет далеко не иллюзорная, а вполне реальная необратимость, лежащая в основе большинства процессов самоорганизации. Обратимость и жесткий детерминизм в окружающем нас мире применимы только в простых предельных случаях. Необратимость и случайность отныне рассматриваются не как исключение, а как общее правило.

Отрицание времени и сложности занимало центральное место в культурных проблемах, возникавших в связи с научными исследованиями в их классическом определении» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С48).

 

«Искусственное может быть детерминированным и обратимым. Естественное же непременно содержит элементы случайности и необратимости. Это заключение приводит нас к новому взгляду на роль материи во Вселенной. Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механистической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.50).

 

«На неравновесные процессы смотрели как на второстепенные детали, возмущения, и мелкие несущественные подробности, не заслуживающие специального изучения в настоящее время ситуация полностью изменилась. Ныне мы знаем, что вдали от равновесия могут спонтанно возникать новые типы структур. В сильно неравновесных условиях может совершаться переход от беспорядка, теплового хаоса, к порядку. Могут возникать новые динамические состояния материи, отражающие взаимодействие данной системы с окружающей средой. Эти новые структуры, мы назвали диссипативными структурами, стремясь подчеркнуть конструктивную роль диссипативных процессов в их образовании» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.54).

 

Триада: «нелинейность», «неустойчивость», «флуктуация» – «Эта триада начала проникать в наши взгляды на мир и за пределами физики и химии» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.54)

 

«Замечательная особенность рассматриваемых нами процессов заключается в том, что при переходе от равновесных условий к сильно неравновесным мы переходим от повторяющегося к уникальному и специфичному. Действительно, законы равновесия обладают высокой общностью: они универсальны. Что же касается поведения материи вблизи состояния равновесия, то ему свойственна «повторяемость». В то же время вдали от равновесия начинают действовать различные механизмы, соответствующие возможности возникновения диссипативных структур различных типов. Например, вдали от равновесия мы можем наблюдать возникновение химических часов – химических реакций с характерным когерентным (согласованным) периодическим изменением реагентов. Вдали от равновесия наблюдаются такие процессы самоорганизации, приводящие к образованию неоднородных структур – неравновесных кристаллов» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С. 54).

 

«Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы. Неизбежно напрашивается аналогия с социальными явлениями и даже историей. Далекие от мысли противопоставлять случайность и необходимость, мы считаем, что обе системы играют существенную роль в описании нелинейных сильно неравновесных систем» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.).

«Каждый великий период в истории естествознания приводит к своей модели природы. Для классической науки такой моделью были часы, для XIX в. – периода промышленной революции – паровой двигатель. Что станет символом для нас? Наш идеал по-видимому, наиболее полно выражает скульптура – от искусства Древней Индии или Центральной Америки доколумбовой эпохи до современного искусства. В некоторых наиболее совершенных образцах скульптуры, например в фигуре пляшущего Шивы или в миниатюрных моделях храмов Черреро, отчетливо ощутим поиск трудноуловимого перехода от покоя к движению, от времени остановившегося к времени текущему. Мы убеждены в том, что именно эта конфигурация определяет неповторимое своеобразие времени» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.66).

 

«Основная проблема как химии, так и медицины состоит в том, чтобы заменить инертную материю активной, способной самоорганизоваться и производить живые существа» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.131).

 

«Именно термодинамика претендует на роль хронологически первой «науки о сложности»» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.150).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.