Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бергер П. , лукман Н.






 

Питер Бергер и Николас Лукман известны своей совместной работой «Социальное кон­струиро­вание реальности. Трактат по социологии знания».

 

1. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ.

 

«Теоретическое мышление, «идеи», Weltanschauungen – это не то, что является самым важным в обществе. Хотя каждое общество содержит эти феномены, они – лишь часть всего того, что считается «знанием». Лишь очень небольшая группа людей в обществе занята теоретизирова­нием, производством «идей» и конструированием Weltanschauungen. Но каждый в обществе тем или иным образом причастен к его «зна­нию». Иначе говоря, лишь немногие заняты теоре­тической интерпретацией мира, но каждый живет в том или ином мире, фокус внимания на теоретическом мышлении не только чрезвычайно ограничивает социологию знания, он неудовлетворителен еще и потому, что даже эту часть существующего в обществе «знания» нельзя понять полностью, если она не помещена в рамки более общего анализа «знания»» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.30).

 

«Теоретические определения реальности, будь они научными, философскими, не ис­черпывают всего того, что является «реальным» для членов общества» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.31).

 

«По сравнению с реальностью повседневной жизни другие реальности оказываются конечными областями значений, анклавами в рамках высшей реальности, отмеченными характерными зна­чениями и способами восприятия. Высшая реальность окружает их со всех сторон, и сознание всегда возвращается к высшей реальности как из экскурсии» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.47)

 

2.СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

 

Авторы отмечают, что среди реальностей существует высшая реальность – это реальность повседневной жизни: «Напряженность* сознания наиболее высока в повседневной жизни, т.е. последняя накладывается на сознание наиболее сильно, на­стоятельно и глубоко» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.40-41).

 

Во-первых, реальность повседневности организуется, по мнению авторов, вокруг «здесь-и-сейчас». Это реальная жизнь в потоке времени. В-вторых, - реальность повседневности – это интерсубъективный мир, который разделяется между другими людьми, это мир постоянных коммуникацитивных связей между людьми. Это взаимодействие осуществляется в состоянии ситуации «лицом-к-лицу», где человек употребляет при общении определенные паттерны поведения и идентификации («схем типизации») «других»: «мужчина-женщина», «покупатель-продавец» и т.д.: «Наше взаимодействие лицом-к-лицу будет упорядочено этими типизациями, пока они не ста­нут проблематичными из-за вмешательства с его стороны» (Бергер П., Лукман Н. Со­циальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.55). По мнению авторов: «Социальная структура – это вся система типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия. В качестве таковой социальная структура является существенным элементом реальности повседневной жизни» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.59). В-третьих, она также она воспринимается от «степени пространствен­ной и временной приближенности или удаленности» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.42).

 

Человеческая «экспрессивность» объективируется в продуктах человеческой деятельности. «реальность повседневной жизни не просто полна объективаций, она и возможна лишь благодаря им» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование ре­альности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.62). Прежде всего она объективи­руется в языке. По мнению авторов, язык, как система словесных знаков – это наиболее важная знаковая система культуры. «Благодаря своей способности выходить за пределы «здесь-и-сейчас» язык соединяет различные зоны реальности повседневной жизни и интегрирует их в единое смысловое целое» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.68).

 

«Что касается социальных отношений, язык «делает наличными» для меня не только отсутствующих в данный момент людей, но и тех, кто относится к моим воспомина­ниям и ре­конструируемому прошлому, а также людей будущего, представляемых мной в воображении» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трак­тат по социоло­гии знания. М. 1995. С.69).

 

3. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.

 

Авторы придерживаются той точки зрения, что у человека основой является не заданное ин­стинктом поведение, а оно формируется культурой. В отличии от животных он обладает недос­таточно развитой инстинктуальной структурой и может использовать свою биологическую ор­га­низацию в широком и постоянно меняющемся диапазоне. Развиваясь, «человек взаимодейст­вует не только с природной окружающей средой, но и с особым социо-культурным порядком..» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструи­рование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С..82) «Человеческая при­рода - социо-культурная переменная. Иными словами, не существует человеческой природы в смысле некоего био­логически фиксированного субстрата, определяющего многообразие социо-культурных образований. Человеческая природа существует лишь в смысле антропологических констант (например, открытость миру и пластичность ин­стинктуальной структуры), определяющих границы и возможности человеческих со­цио-культурных образований. Но специфическая форма проявления человеческой при­роды определяется этими социо-культурными образованиями и соответствует их мно­гочисленным разновидностям. Хотя можно сказать, что у человека есть природа, го­раздо важнее сказать, что человек конструирует свою собственную природу или, проще говоря, что человек создает самого себя» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструи­рование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С..83)

Авторы подчеркивают, что любая деятельность человека подвергается «хабитуализа­ции» (опривычению). На базе этих «хабитуальностей», путем многократного их повторения, происходит формирование институтов: «Институционализация имеет ме­сто везде, где осуществляется взаимная типизация оп­ривычен­ных действий деятелями разного рода. Иначе говоря, любая типизация ест ин­ститут» (Бергер П., Лукман Н. Со­циальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.92).

 

«Сказать, что часть человеческой деятельности была институционализирована, - уже значит сказать, что часть человеческой деятельности была подвергнута социальному контролю» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С..93)

 

«Важно иметь в виду, что объективность институционального мира – сколь бы тяжелой ни казалась она индивиду – созданная человеком, сконструированная объективность. Процесс, посредством которого экстернализированные продукты человеческой деятельности приобретают характер объективности, называется объективацией. Институциональный мир* – как и любой отдельный институт – это объективированная человеческая деятельность» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реаль­ности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.101-102).

 

1. Традиция

 

Авторы пишут, что лишь небольшая часть человеческого опыта сохраняется, этот со­храненный опыт осаждается («седиментируется»), «застывает» в памяти. Седиментация – это термин, взятый у Гуссерля, который потом применил А. Щюц. Огромную роль здесь играет язык: «Язык становится сокровищницей огромной массы коллективных седиментаций, которыми можно овладеть монотетически, то есть в качестве целостной совокупности и без реконструкции первоначального процесса их формирования» (Бер­гер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.115).

 

«Реификация - это восприятие человеческих феноменов в качестве вещей, то есть в не­человече­ских и, возможно, в сверхчеловеческих терминах. То же самое можно сказать иначе. Реификация – это восприятие продуктов человеческой деятельности как чего-то совершенно от этого отличного, вроде природных явлений, следствий космических за­конов или проявлений божественной воли» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.146)

 

«Теоретически сложные легитимации появляются в определенный момент истории ин­ституционализации. Знание, имеющее первостепенное значение для институциональ­ного порядка, - это дотеоретическое знание. И в сумме оно представляет собой все «то, что каждый знает» о социальном мире – это совокупность правил поведения, моральных принципов и предписаний, пословицы и поговорки, ценности и верования, мифы и тому подобное, для теоретической интеграции которых требуются значитель­ные интеллектуальные усилия, учитывая, сколь длинен путь от Гомера до создателей современных социологических систем и теорий. Однако на дотеоретическом уровне у каждого института имеется массив знания рецептов, передаваемого по наследству, то есть того знания, которое поддерживает соответствующие данному институту правила поведения» (Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло­гии знания. М. 1995. С.109-110).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.