Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обществознание в системе наук






Далее необходимо определить место обществознания в системе наук, но прежде всего следует ответить на вопрос: является ли об­ществознание наукой? Для этого приведем вначале характеристики, отличающие обществознание от других сфер общественное го сознания и форм познания, а затем попытаемся выявить то, что сближает его с наукой.

1. Точная наука имеет строго очерченный предмет изучения который заранее дан, обнаружен, наука лишь его описывает, познает, стремится вскрыть его взаимосвязи с окружающим миром. Относительно

обществознания дело обстоит сложнее: есть ли тан кой предмет — общество? Кто его видел? У астрономии есть свой предмет — звездное небо, у биологии тоже — любой живой организм и т. д. На эти предметы науки мы можем указать, мы наблюдаем их зачастую невооруженным глазом, при помощи микроскопа или телескопа, что лишь усиливает наши способности чувственного, эмпирического восприятия. Но можем ли мы при помощи органов чувств обнаружить общество, указать на него пальцем?! И да, и нет. Да, потому что на что бы мы ни указали в нашей человеческой жизни, во всем присутствует общество, но это присутствие невидимо. Общественные отношения пронизывают всю че­ловеческую жизнь сверху донизу, от начала и до конца, однако они непосредственно не осязаемы. Общество присутствует в монашеской келье и на площадях, в библиотеках и на демонстрациях. Одним словом, общество везде и нигде одновременно! Оно действи­тельно существует, но его невозможно потрогать рукой. Общество имеет чувственно-сверхчувственную форму, поэтому оно — поня­тие философское, во многом умозрительное: оно осознается не в меньшей степени, чем наблюдается. И хотя общество существу­ет тысячелетия, как нечто самостоятельное оно было осознано не так давно, а социология как наука, изучающая общество, появи­лась лишь в первой половине XIX в. (О. Конт). Иногда тот, кто на­ходится в гуще людей, может быть более далек от общества, чем полярный зимовщик; иногда познать общество больше способен тот, кто изучает книги, чем тот, кто все время проводит в разгово­рах с другими.

Понятие общества, являясь философским, не дано изначально и качестве противостоящего сознанию человека объекта. Оно ис­торически формируется и познается. Предмет обществознания, как и философии, не дан, а задан. Он является проблемой. Поэтому обществознание можно назвать самопорождающейся сферой зна­ния, что невозможно в традиционной науке, где предмет уже весь налицо и задача состоит лишь в детальном его изучении. Изучение общества во многом состоит во все более глубоком определении са­мого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.

2. Кроме сказанного, предмет обществознания чрезвычайно широк. В конкретных науках нет такой широты, в этом случае происходит формирование более конкретных областей исследова­ния, которые приобретают со временем статус отдельных наук. Так, например, возникли квантовая физика, термодинамика, ин­форматика, генетика и многие другие науки, без развития кото­рых немыслимо современное общество. Общество как чрезвычай­но сложный, многообразный и разносторонний предмет изучения никак не под силу одной науке. Поэтому его изучают десятки, а затрагивают сотни наук.

3. В силу обширности своего предмета и его чрезвычайной слож­ности обществознание не может «похвастаться» наличием совер­шенно определенных объективных знаний о своем предмете, ко­торые имеют отдельные науки. В нем многое зависит от мировоз­зренческих установок

познающего. Многообразие интерпретаций одного и того же социального явления нормально в обществознании, но недопустимо в строгой науке. В науке такое допустимо лишь на стадии гипотезы и исследования, но затем достигается фактическое знание, которое является общезначимым и объек­тивным, с которым соглашаются все ученые. Обществознание, на­против, развивается через спор различных точек зрения, который никогда не может прекратиться, ибо здесь нет раз и навсегда уста­новленной истины. Да и сама истина в этом случае носит не столько желаемый объективный характер, сколько субъективный, оце­ночный. Так, астрономы определили расстояние от Земли до Солн­ца (около 150 млн км), и с этим согласны все ученые, ибо это рас­стояние фактически проверено и подтверждено. Но трудно найти в истории развития общества хоть один такой факт, в интерпрета­ции которого мнения всех обществоведов совпали бы. Таким обра­зом, мы установили, что обществознание кардинально отличается от иных наук по бытию своего предмета, т. е. не так, например, как физика от химии, но принципиально.

В сказанном заключается и слабость, и достоинство обществознания. Слабость — в никогда не достижимой всецело объективной истине, на которую претендует наука; достоинство — в свободе от строгих причинно-следственных связей, возможности иметь собственную, независимую точку зрения. Это не значит, однако что в обществознании царит хаос и произвол, просто истина здесь носит многосторонний характер.

Но что же тогда такое обществознание, претендующее объять необъятное? Явно, что статусом определенной науки оно наделено быть не может. В итоге получается, что обществознание неимеет ничего общего с наукой. Но тогда что же это: поэзия, художественное творчество, мистика, философия или что-либо еще! Тоже нет! У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой.

1. Это прежде всего стремление к объективному познанию своего предмета. Но если наука отчасти способна его реализовать, то на долю обществознания выпадает лишь «бесполезная страсть» оно хочет, но не может познать общество, и не столько в силу своей слабости, сколько в силу несоизмеримости предмета изучения с человеческими познавательными возможностями и ограниченностью научной методологии. Таким образом, не вина обществознания в том, что оно не может до конца познать свой предмет.

2. Другая черта, объединяющая науку и обществознание, — стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. Обществознание даже: в большей степени, чем наука, исторично; оно немыслимо без истории, конституируется в историческом бытии общества.

3. Обществознание не иррационально, не противостоит точной науке, хотя и не тождественно ей. То, что в обществознании нет; математической строгости добытых результатов познания, как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Понятие «знание» гораздо шире, чем понятие «науч­ное знание», — последнее лишь входит в первое.

Существует огромный пласт знаний, без которых не в состоянии жить ни чело­век, ни человеческое общество, однако его нельзя назвать науч­ным. Такого рода знание, например, заложено в духовных тради­циях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно выходит за рамки причинно-следственных связей и рационализма, а иногда не просто трудно поддается научному анализу, но может и разрушаться под его воздействием. Однако обществознание учитывает такое знание. Ведь люди не всегда ведут себя в об­ществе рационально, и это не обязательно плохо. Разве можно на­звать любовь или бескорыстную помощь другому человеку всецело рациональными? Однако без этих проявлений духовности нет человеческого общества.

4. Наконец, обществознание, как и наука, несовместимо с суе­вериями.

Оно, если и называть его наукой, представляет собой науку особого рода, а еще лучше сказать — является комплексом наук об обществе и человеке. Еще одно определение обществознания — оно является учебной дисциплиной. Базовой для обществознания наукой является социология, основу для него закладывает философия и такой ее раздел, как социальная философия (они разраба­тывают мировоззренческие и методологические принципы), последовательность изучения определяется историей (она постав­ляет фактический материал для осмысления). Различные сферы социальной жизни изучают соответствующие науки, входящие и обществознание: экономика, этнология, политология, культуро­логия и т. д. Одну лишь духовную сферу общества изучают фило­софия, история религий и религиоведение, психология, этика, эс­тетика и т. д. Причем количество изучающих общество и человека паук с каждым десятилетием увеличивается. Общество является предметом познания и для множества смежных наук: социальной психологии, экономической и политической географии, философ­ской антропологии и др.

Однако обществознание не является простым набором этих наук, как уже говорилось ранее, ибо оно избирает самое существенное из тех знаний, которые вырабатывают упомянутые науки. Общест­вознание, как и философия, «снимает сливки», но с той лишь раз­ницей, что философия собирает их вообще со всех существующих наук, а обществознание — только с социальных и гуманитарных, плюс к этому и с экономики. В обществознании необходимо следо­вать мудрости древнегреческого философа Гераклита, сказавше­го, что «много знать должны мужи философы» и одновременно «многознание уму не научает», если оно носит не сущностный, а поверхностный, лишь информативный характер. В обществоз­нании необходимо не просто много знать, а уметь мыслить.

 

Обществознание и суеверия

Перед тем как приступить непосредственно к изучению об­ществознания, необходимо подчеркнуть его несовместимость с суевериями. То, что обществознание выходит за рамки строго на­учного знания, отнюдь не означает, что к нему каким-либо образом могут относиться суеверия.

Вненаучное знание также не тожде­ственно им, ибо вненаучное еще не означает иррациональное, а су­еверия таковы. Их можно охарактеризовать как заведомо иска­женное представление человека о какой-либо действительности. К суевериям можно отнести все вымышленное, никак не подтвер­жденное, иллюзорное. Вместе с тем к ним нельзя отнести, напри­мер, художественный и творческий вымысел, сказки или фантас­тику. Они являются элементом культуры, предназначены для воспитания, развития воображения и мыслительной деятельности в то время как суеверия ничего не развивают, напротив, сужают сознание человека, делают его фанатичным и трусливым, не не­сущим ответственности за свои поступки, все списывающим на какие-либо потусторонние силы. Суеверия являются плодом не культуры, а бескультурия и невежества. Они не только не ушли в прошлое, но современная массовая культура и СМИ распростра­няют их денно и нощно, стремясь привлечь недалеких обывателей, слушателей и зрителей. К особо популярным суевериям совре­менного «просвещенного» человека можно отнести такие «систематические» суеверия и псевдонауки, как астрологию, магию, парапсихологию, экстрасенсорику, предсказания (типа Нострада­муса) и т. д.

Важно понять, что данные суеверия не безвредны, они способ­ны гипнотизировать человека, внушать ему определенные идеи относительно себя и общества, деформировать в результате его личность, дезинформировать и дезориентировать. А если таких людей набирается достаточное количество, то они оказываются способными негативно влиять на общественное развитие, сеять в обществе панику и создавать психозы. Так, время от времени ждут конца света, общаются с инопланетянами из НЛО, создают вечные двигатели, каждое новое событие вдруг вычитывают у Нострадамуса (правда, тогда, когда оно уже состоялось).

Сразу необходимо сказать, что обществознание не имеет ничего общего с названными и многими другими суевериями как прошло­го, так и настоящего. Одно из двух: или человек стремится познать общество таким, каково оно есть, или он подменяет реальное, хотя и труднодостижимое познание вымышленными и в конечном сче­те вредными иллюзиями. Третьего не дано. И если вы приступаете к изучению обществознания или философии, то придется расстаться с суевериями. Это не значит, что нужно плохо относиться к сказкам или не читать научную фантастику — это как раз полез­но, а иногда даже необходимо, в зависимости от возраста. Назван­ные жанры литературы не обманывают нас, они не понуждают верить в то, о чем повествуют, а развлекают и забавляют, приносят эстетическое, художественное удовлетворение. Суеверия же тре­буют жертв, фанатичной веры, порождают страх и неуверенность. При полном подавлении сознания суевериями человек совершен­но теряет ориентацию в мире, перестает адекватно себя восприни­мать, плохо относится к окружающим. Наступает духовная ши­зофрения, от которой сложнее излечиться, чем от физиологиче­ского или психического заболевания. Необходимо заново учиться мыслить и трезво воспринимать окружающий мир.

Особенно опасны для общественной жизни такие суеверия, как предсказания определенного будущего, будь то на личном или социальном уровне. Опасность заключается в том, что человек, бу­дучи чрезвычайно сложно психически устроенным существом, может подвергаться как гипнозу, так и самовнушению. Веря в некую предопределенность, о которой ему говорит какой-либо астролог или предсказатель, человек сам формирует ее, в то вре­мя как он свободен. Человек есть то, что он думает о себе, во что он верит. Он — единственное сущее, способное к самоопределе­нию, самосозиданию. Любое суеверие уничтожает или, в лучшем случае, ограничивает человеческую свободу и альтернативность общественного развития. Обществознание, философия и миро­вые религии утверждают эту свободу, поэтому они несовмести­мы с указанными суевериями. Согласно философии человек спо­собен строить свою жизнь исходя из разума, а согласно развитой религии — из веры в абсолютное благое начало, которое превыше и могущественнее как звезд, так и земных прорицателей. Чтобы уяснить высказанные мысли, остановимся на этой теме подроб­нее. Ответим на два вопроса: почему астрология и иные предска­зания являются суевериями и ограничивают человеческую сво­боду и чем вера отличается от суеверий. Что касается астрологии и подобных ей лженаук, то дать их критику не составляет особого груда, тем более что это давно уже сделано в предшествовавшей духовной культуре. А вот относительно веры существует много заблуждений.

Глубокой критике подверг суеверия немецкий философ Гегель в «Энциклопедии философских наук», причем особо в ней досталось астрологии. Правда, современный человек иногда предпочитает чи­тать о «предсказаниях» последней. Гегель доказывал, что «содер­жание астрологии следует отвергнуть как суеверие», ибо «индиви­дуальное вообще само создает для себя свое пространство и свое время».

С верой мировых религий суеверия несовместимы потому, что они носят натуралистический, эмпирический, аморальный ха­рактер, в то время как вера — умозрительный и духовно-нрав­ственный. Однако религиозная вера не всегда выдерживает этот критерий. В сознании верующего человека может заключаться масса суеверий, с самой верой несовместимых. Хотя если быть последовательным, то невозможно одновременно верить в умозри­тельную идею (Бога) и в астрологический прогноз или черную кош­ку. Но обыденное сознание почти всегда эклектично и противоречи­во, человек сам себе может не отдавать отчета в том, во что он верит и как верит. Идолопоклонство всех видов — вот суеверия современ­ного человека. Вера же как феномен умозрительный не должна противоречить науке, а наука не может отрицать веру. Между тем суеверия несовместимы с научным методом познания.

Казалось бы, вера в пророчества объединяет веру с такими суе­вериями, как предсказания Нострадамуса. Но на самом деле это совершенно не так. Религия может говорить о конце света, но она не говорит, в каком году он произойдет, даже запрещает прогнози­ровать на этот счет. Религия не

предсказывает, пророчествуя. Пророчество в отличие от предсказания носит всецело умозри­тельный характер. В этом смысле конец света наступит тогда, ког­да люди на земле окончательно духовно-нравственно дегради­руют. С таким пониманием конца света может согласиться и обществознание. Между тем обществознание не предсказывает и не пророчествует, но способно делать прогнозы, которые могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество труднопредсказуе­мых факторов, влияющих на развитие общества.

 

 

СОЦИУМ КАК ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ МИРА СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА.

Общество - это понятие носит предельно обобщённый характер. В узком смысле под обществом обычно понимают:

определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);

людей, объединенных общими целями и интересами (общество рыболовов, общество книголюбов);

население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество).

В широком — все человечество (человеческое общество). Философия определяет общество как часть материального мира, неразрывно связанную с природой и включающую в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений. Таким образом:

1. Общество — часть мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная и зависящая от нее:

а) в центре развития общества стоит человек, у которого есть сознание и воля; природа развивается по своим собственным законам;

б) человек является создателем культуры (культура понимается широко, т. е. все созданное человеком).

2. Природа воздействует на общество — замедляет или ускоряет его развитие.

3. Человек воздействует на природу — благоприятно или неблагоприятно.

4. Общество — система динамическая, т. е. обладает способностью к саморазвитию, к изменениям с сохранением своей сущности.

Система — это совокупность частей, элементов, образующих целое, Для характеристики используется понятие «подсистема».

Подсистемами общества являются сферы общественной жизни. Выделяют экономическую сферу жизни общества, включающую в себя материальное производство и отношения между людьми по поводу производства, распределения и обмена материальных благ; политическую сферу, включающую в себя отношения по поводу власти и управления; социальную сферу, т. е. сферу взаимоотношений различных социальных общностей; духовную сферу, к которой относятся общественное сознание, наука, искусство, образование.

Человек живет в обществе. В процессе своей деятельности он вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Эти отношения, а также связи между различными социальными группами и внутри них называют общественными отношениями.

Общественные отношения делят на две группы: материальные, возникающие в ходе практической деятельности вне сознания человека, и духовные, которые формируются, проходя через человеческое сознание.

Особым видом общественных отношений являются межличностные

отношения (т. е. отношения между отдельными индивидами). Общественные

отношения изменяются с развитием общества, т, е. носят исторический

характер.

Общество выполняет следующие функции:

— производство материальных условий существования людей;

— воспроизводство и социализация человека;

— производство духовных ценностей;

— распределение материальных и духовных благ:

— управление и регуляция человеческой деятельностью и поведением. Жизнь общества во всем ее многообразии изучают общественные науки: история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика, культурология и другие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.