Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие обществознания






В современном обществе необходимость и важность обществознания осознаны, пожалуй, всеми. Рассмотрим конкретнее, в чем онизаключаются. Если идти последовательно, то можно выделить три аспекта необходимости: научный, гуманитарный и гражданский

1. С научной точки зрения необходимость обществознания за­ключается в том, что его не может заменить ни одна наука, ибо только оно способно и призвано дать целостное представление об обществе, не расчлененное на десятки и сотни наук, обладающих колоссальной детальной информацией, необходимой лишь для узких специалистов. Вместе с тем обществознание — это не «сборная солянка», не некий гигантский компьютер, просто собирающий информацию от всех гуманитарных наук. Формируя целостное представление об обществе, беря самое важное, принципиальное и цен­ное из социальных наук, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение, ибо целое всегда больше, сложнее простой суммы частей и не сводится к ней. Таким образом, благодаря обществознанию осуществляется прирост наших знаний об обще­стве, когда количественные показатели (многообразие информа­ции) приводят к качественным (мировоззренческим) изменениям в понимании общества. И в этом смысле обществознание имеет научный смысл.

2. С гуманитарной и гуманистической точки зрения обществознание является необходимым для формирования моральной личности. Особенно способствует этому изучение духовной сферы общества: культуры в целом, философии, религии, искусства и морали. Приобщаясь к духовным ценностям и знаниям, личность гуманизируется, ее мировоззренческий горизонт расширяется и углубляется.

Обществознание, таким образом, личностно значимо, ибо дает молодым людям необходимые знания как в сфере морали, так и относительно общества, в котором они живут. И в этом смысле об­ществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой специализации, ибо нет личности без морали, как нет действи­тельного гражданина без знания общества. Обществознание спо­собствует социализации личности, помогает учащимся адаптироваться к непростой социальной действительности.

3.Современное демократическое общество не может не быть гражданским, т.е. оно должно представлять собой совокупность обладающих правами и имеющих обязанности граждан. Полно­ценным гражданином может быть человек, не только наделенный юридическими правами и обязанностями, но и имеющий достаточный уровень самосознания, т. е. осознанно относящийся к себе, своему месту и роли в обществе, активно участвующий в полити­ческой жизни. Обществознание способствует формированию про­грессивной гражданской позиции, отражающей потребности современного развития общества. Осознанное отношение к своему гражданскому долгу и истинное понимание того, в чем он заключается, невозможно без той совокупности знаний об обществе, кото­рую может дать только изучение обществознания.

Демократия невозможна без достаточно высокого уровня самосознания граждан.

Обществознание противостоит как аполитичности, так и политиканству. Аполитичным может быть только человек, не осознающий своего долга перед обществом и отдающий свои права и возможности участия в общественной и политической жизни другим силам. Происходит это потому, что «свято место пусто не бывает», власть не терпит вакуума. Аполитичность одних граждан компенсируется чрезмерной активностью других, которые ис­пользуют пассивность избирателей в своих целях. Таким образом, неучастие в политической жизни, политический абсентеизм не может быть в нормальных условиях гражданской позицией, а сви­детельствует об отсутствии таковой. В случае разочарования граж­дан в предвыборной кампании и выдвигаемых кандидатах можно проявить свое отношение голосованием «против всех», но никак не игнорированием самих выборов, если они легитимны. Русская ин­теллигенция несколько веков боролась за свободные и всеобщие выборы.

Политиканство представляет собой другую крайность, когда чрезмерная псевдополитическая активность подменяет собой трезвый анализ. Политиканство обычно связано не с осознанием реаль­ных потребностей общества и борьбой за их реализацию, а с фана­тичным отношением, идеологической ангажированностью, демаго­гией, популизмом и т. д. Такая политическая сверхактивность наносит вред естественному развитию общества. Обществознание учит занимать грамотную гражданскую позицию, не впадать в край­ности аполитичности и политиканства, формировать и отстаивать собственную точку зрения.

Существует еще и прагматическая важность изучения об­ществознания, заключающаяся в необходимости сдачи экзамена. С практической точки зрения это наиболее важно, однако смысл изучения обществознания далеко выходит за пределы указанной цели. Те знания, которые учащийся приобретает при изучении обществознания, остаются с ним навсегда, кем бы он в жизни hi был — вне зависимости от профессии, социального и экономи­ческого положения. Познание общества также способствует ocyществлению вертикальной мобильности, помогает занять в обществе желаемое и достойное место, в полной мере реализовать себя а значит, и в наибольшей степени способствовать общественному прогрессу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.