Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цивилизации античности






Множество цивилизаций, существовавших и существу­ющих, принято делить на традиционную (восточное общество) и западную (европейскую) цивилизации.

Черты традиционного общества:

— «непрерывность», плавность исторического процесса, от­сутствие четких граней между эпохами;

— неприменимость европейской концепции прогресса;

— стремление общества не к подчинению природы, а к сли­янию с ней, к гармонии;

— основа экономики — общинно-государственная собствен­ность на землю, коллективный труд, слабое развитие ча­стной собственности;

— низкий уровень социальной мобильности;

— общество подчинено государству, личность — обществу;

— харизматичность лидера, правителя;

— общественная жизнь строится на традициях, обычаях, нормах жизни предшествуюших поколений. Западная цивилизация:

— скачкообразное неравномерное развитие, часто револю­ционным путем (революции не только политические, но и в экономической, социальной, духовной областях);

— общественный прогресс очевиден, существуют критерии его оценки;

— общество стремится максимально использовать природу в своих целях;

— экономика основана на частной собственности, которая рассматривается как естественное и неотъемлемое право человека;

— высокая социальная мобильность;

— гражданское общество, правовое государство;

— права и свободы граждан закреплены юридическими ак­тами;

— способность общества к быстрым и существенным изме­нениям.

Западное и традиционное общество взаимодействуют меж­ду собой. Часть стран (Япония, Южная Корея и др.) сближа­ются со странами западного мира, утрачивая «восточную» спе­цифику. Другие (Индия, Пакистан, Турция), с одной сторо­ны, создают экономические и политические структуры, свой­ственные индустриальному обществу, с другой — основная часть населения живет в условиях традиционного общества. Ряд государств Азии и Африки переживает кризис в резуль­тате воздействия западных стран.

Эпоху, предшествующую цивилизации, Платон назы­вал «династией», авторы теории общественного договора — «первоначальным состоянием», французские просветители — «дикостью» и «варварством», марксисты — «первобытным обществом».

Переход к цивилизации начал осуществляться в резуль­тате неолитической революции (7-5 тыс. лет до н. э.), заме­нившей присваивающее хозяйство производящим. В резуль­тате этого стали возможны следующие изменения:

— начал меняться тип отношений общества и природы, на смену охоте, рыбной ловле, собирательству приходят зем­леделие и скотоводство (т. е. человек вместо присвоения готовых продуктов природы стал их производить);

— изменился тип социальных связей в обществе, на смену первобытному равенству пришли неравенство людей и социальных групп, отношения господства и подчинения;

— появился институт частной собственности, что вело к уг­лублению социальной и имущественной дифференциации;

— появились отношения, связанные с властью и господ­ством, — политические; государство утвердилось в каче­стве носителя политической власти в обществе;

— изменились типы поселения людей, появились города как военно-административные, торговые и ремесленные центры;

— увеличился объем накопленных и передаваемых знаний, что изменило способы передачи и хранения информа­ции, привело к появлению первых письменных систем;

— зарождение первых научных знаний в области матема­тики, астрономии, геометрии, философии;

— на смену обычному праву приходят первые системы пи­саного права — норм поведения, устанавливаемых и охраняемых государством.

Первые цивилизации сначала зародились в Египте, до­лине Тигра и Евфрата (конец 4-начало 3 тыс. до н. э.), затем в Индии и Китае, в странах Средиземноморья (середина 3-сере-дина 2 тыс. до н. э.).

Ученые выделяют две наиболее типичные формы сельс­кой общины, которые существовали в древнем обществе.

Первая из них стоит еще близко к первобытной общине, основу ее жизни составляет коллективный труд. Собственность

на землю и воду, которые являлись основными средствами производства, принадлежит всей общине. Такую общину обыч­но называют «восточной».

Там же, где коллективный труд рано перестал играть главенствующую роль в производстве, развивается «античная» община. Принадлежность к общине позволяла иметь ее чле­нам право собственности на землю.

Древнейшие цивилизации возникли на Востоке в долинах крупных рек, поэтому их часто называют «речными» цивилиза­циями. Экономическая основа жизни этих цивилизаций — по­ливное земледелие, возможное лишь при строительстве мощ­ных ирригационных систем. Строительство этих систем, поддер­жание их в рабочем состоянии требовало коллективных уси­лий всей страны. В эту эпоху человек начал приспосабливать природу к задачам своей хозяйственной деятельности.

Экономическая система, сложившаяся на Востоке, опре­деляется учеными как «общинно-государственная»: собствен­ность на землю, воду, пастбища, ирригационные сооружения принадлежала государству. Основные производители матери­альных благ — крестьяне-общинники. Частная собственность, рыночные отношения существовали, но были развиты слабо.

Для социальной структуры древневосточного общества характерны: жесткая социальная иерархия, слабая соци­альная мобильность, наличие рабов, которых использовали главным образом на строительных работах. Место человека в социальной структуре зависело от его места и роли в процессе производства, характера деятельности, отношения к налого­обложению, этнической принадлежности.

Государство на Древнем Востоке характеризуется как деспотия, так как его власть над обществом была практичес­ки безграничной. Выступая в качестве верховного собствен­ника земли, государство эксплуатировало как крестьян-об­щинников, так и крупных землевладельцев. Собственники не имели политической власти и всецело зависели от произ­вола государства. Кроме того, государство играло определяю­щую роль в формировании социальной структуры общества.

Изобретение письменности способствовало накоплению информации, зарождению наук, возникновению письменно- го права, играющих важнейшую цивилизационную роль в истории общества.

К античным относят цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Природные условия Греции не позволяли со­здавать ирригационные сооружения, поэтому не требовалась жесткая государственная централизация для организации об­щественных работ. Бедность природных ресурсов, нехватка собственного зерна, но в то же время широкие возможности для развития морской торговли привели к развитию товарно-денежных отношений и ориентации ремесла и сельского хо­зяйства на внешний рынок. Колонизация греками морских побережий способствовала, с одной стороны, дальнейшей де­централизации древнегреческой цивилизации, а с другой — к знакомству с достижениями других цивилизаций.

Формой организации жизни древних греков был полис. Полис располагался на небольшой территории, включающей в себя город и сельскую округу, одновременно являясь и го­сударством, и формой организации общества (гражданской общиной). Полис обладал правом верховной собственности на землю, собственником земли мог быть только полноправ­ный гражданин (античная форма собственности). Кроме пра­ва на землю, гражданин полюса обладал правом на участие в политической жизни и на защиту своего государства.

Так как полис занимал небольшую территорию, избы­точное население выводилось из него в процессе колониза­ции. Рабы, будучи основными производителями, имели го­раздо больше значения для жизни греческого общества, при этом они были лишены всех прав.

Древняя Греция характеризуется наличием развитых рыночных отношений, что позволяет некоторым историкам использовать термин «античный капитализм».

Последней фазой древнегреческой цивилизации стала эпоха эллинизма, когда достижения в политической и куль­турной жизни распространились на всем пространстве держа­вы Александра Македонского.

Преемницей древнегреческой цивилизации стала циви­лизация Рима. Римляне подарили человечеству право, созда­ли разветвленную систему правовых норм, юриспруденцию

как науку о праве. Вторым наиболее развитым элементом рим­ской культуры была риторика — искусство красноречия. Вла­дение ораторским искусством открывало доступ к государ­ственным должностям, обеспечивало авторитет в обществе, гарантировало социальный престиж.

В Древнем Риме родилась идея разделения властей, по­лучившая свое окончательное оформление в новое время.

Трудно переоценить достижения античной культуры: скульптура и литература, философия и мифология, архитек­тура и математика. Греческий и латинский языки стали ос­новой для развития языков Европы. Появившееся в эпоху античности христианство определило пути развития Европы на многие столетия.

Особенности античных цивилизаций:

— полисный характер цивилизации (полис и город-государ­ство, и гражданская община);

— основа экономики — главным образом сельское хозяй­ство, но в то же время достаточно высокий уровень раз­вития ремесла;

— античная форма земельной собственности — одновремен­но и государственная, и частная (собственником земли мог быть только полноправный гражданин);

— гражданская община, приоритет общественных целей, идея гражданского долга;

— право граждан на участие в политической жизни;

— основными производителями материальных благ являлись рабы, полностью лишенные естественных гражданских и имущественных прав (раб — «говорящее орудие труда»);

— высочайший уровень развития культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.