Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационные формы и виды комплексных информационных мероприятий






В настоящее время инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Библиотечное дело не явилось исключением. Эффективное использование инноваций — сложнейшая профессиональная задача библиотечного сообщества. Ее решение является условием повышения социального значения библиотек в современном обществе, предоставления пользователям конкурентоспособных услуг/продукции в рыночных условиях, залогом дальнейшего развития библиотеки как социального института [18].

Выбор библиотеками инновационного пути развития требует использования научно-обоснованных подходов к организации обновления библиотечной деятельности, применения специальных методик его практического осуществления. Развитие теории, методики и организации инновационной деятельности библиотек не может осуществляться изолированно от инноватики [18]. Как отрасль общественной деятельности библиотечное дело должно использовать разработки общей теории изменений. Однако специфика отрасли требует адаптации существующих подходов к организации, управлению и осуществлению инноваций в библиотеках, разработки уникальных методик, применимых только в условиях библиотечного дела. Основная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества [35]. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную российскую культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны. В условиях информационной глобализации ослабление интереса к чтению – общемировая тенденция, а в России эта проблема приобретает более острый характер. Происходит не только отчуждение молодежи от книги, падение общей книжной культуры, но и утрата национальных традиций книжности. Рост числа «нечитателей», потеря интереса к книге и чтению у различных возрастных и социальных категорий требует пристального внимания. Сегодня в России проблемы чтения столь серьезны, что в их решении должны принимать участие и государство, и все общество [35].
Чтобы в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее публичных библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. И потому надо постоянно стремиться быть интересными, привлекательными для пользователей и многое менять в публичной библиотеке в соответствии со временем. Основная цель поддержки чтения – создание распространенного среди общественности позитивного мнения о чтении. Национальная программа поддержки и развития чтения породила всплеск творческой активности: целый ряд публичных библиотек порадовал своими новыми проектами и высоким уровнем осмысления сложных проблем [35]. Фестивали, конкурсы, праздники выплескиваются из библиотек на городские площади и улицы, создавая вокруг книги атмосферу радости. Все чаще библиотекари выступают в печати, на радио и телевидении, помогая людям понять, проведение комплексных мероприятий и чтение – это удовольствие, счастье познания и творчества [35]. Продвижение книги, чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки.

Программы по популяризации книги и чтения реализуются с привлечением в библиотеки всех категорий населения, но особое внимание уделяется содействию чтению детей, подростков и молодежи. Необходимой составляющей современной просветительской деятельности библиотек сегодня должна стать мотивация детей и молодежи к чтению полезной литературы, участию в различных конкурсах, творческой самореализации.
Современный подросток, прежде всего, потребитель компьютерных продуктов, личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки [35]. Воспитать в детях «привычку к библиотеке» – процесс, требующий постепенности. Надо, чтобы при подготовке к урокам им было «не избежать» библиотеки – и это совместная работа библиотекарей с педагогами. Эта работа должна начинаться у нас с самого раннего возраста, с детского сада. А дальше детям обязательно станет в библиотеке попросту интересно, их будет туда тянуть… Необходима серьезная работа, направленная на создание комфортной среды для интеллектуального общения. Для этого книжные фонды должны комплектоваться преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов: книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших и проверенных ресурсов Интернета [35].

Деятельность любой публичной библиотеки невозможно представить без использования комплексных информационных мероприятий. Именно эти мероприятия позволяют библиотекарям показать, что комплексные информационные мероприятия стали для публичной библиотеки ведущими.

У комплексных информационных мероприятий, целевой аудиторией ко-торых выступают пользователи библиотеки или информационной службы. В том случае, когда аудиторией обращения являются и другие целевые группы — руководство предприятия или региона, спонсоры, представители СМИ, потенциальные партнеры и т. д., комплексные мероприятия выступают не столько как вид информационного обслуживания, сколько как средство формирования имиджа и продвижения услуг библиотеки или информационной службы [6].

Можно выделить ряд взаимосвязанных тенденций, характерных для данного направления деятельности библиотек и служб информации.

Традиционной для библиотечного обслуживания была организация комплексных мероприятий, связанных с пропагандой собственного книжного фонда, например, книжных выставок, типология и методика организации которых широко отражена в литературе [6]. В настоящее время круг объектов выставочной деятельности значительно расширен. Все чаще библиотеки организуют выставки-ярмарки картин, изделий народных промыслов, цветов, офисного оборудования, информационных и образовательных услуг и т. д. В качестве примера можно привести ежегодную выставку «Все флаги в гости», организуемую ЦГПБ им. В. В. Маяковского. Вот как выглядила информация о выставке, размещенная на официальном сайте библиотеки:

10 ОКТЯБРЯ 2003 г. С 11 ДО 18 ЧАСОВ в Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского состоялось VII Международная выставка образовательных и культурных программ «ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ». На выставке зарубежные научные, культурные и образовательные центры и Генеральные консульства представят информационные, культурные и образовательные ресурсы своих стран, возможности их использования в учебе и работе [6]. На выставке можно узнать об условиях обучения за рубежом, подобрать программу изучения иностранных языков как в Петербурге, так и за его пределами, познакомиться с книжной продукцией по страноведению и образованию отечественных и зарубежных издательств. В выставке примут участие Генеральное консульство Польши, Генеральное консульство Японии, Американский информационный центр при Генеральном консульстве США, Американские Советы по Международному образованию, Австрийская библиотека, Австрийское бюро по вопросам кооперации в сфере образования «Культур Контакт» (Австрия), Британский Совет, Немецкий культурный центр им. Гете, Голландский институт, Французский институт, Израильский культурный центр, а также представительство британского издательства «Longman», издательско-информационное агентство «Рим», культурный и образовательный центр «Релод». В течение дня все желающие смогли посетить программы, представленные участниками выставки, включающие в себя: мультимедийные презентации, видео-просмотры, лекции, индивидуальные консультации, открытые уроки, иллюстративные выставки, лотереи, конкурсы [6].

При подготовке и проведении подобных выставок проявляется еще одна тенденция — ориентация на взаимодействие с другими организациями. Причем это взаимодействие носит самый разнообразный характер. Библиотека или информационная служба могут:

ü кооперироваться с другими библиотеками или информационными службами для проведения совместных мероприятий;

ü кооперироваться с учреждениями культуры, науки, промышленности, образования для проведения совместных мероприятий или оказания услуг [6];

ü предоставлять помещение и предлагать свои услуги по подготовке подобных мероприятий другим организациям, учреждениям, предприятиям;

ü получить спонсорскую поддержку для проведения собственных мероприятий и т. д.

Поскольку деловое сотрудничество оказывает все большее влияние на успешность деятельности библиотек и служб информации предприятий, рассмотрим этот вопрос подробнее. В начале XX в. считалось, что главным резервом любой организации являются ее внутренние ресурсы: кадровые, материально-технические, финансовые [6]. Однако уже к 60-70 гг. двадцатого столетия стало очевидно, что успешность деятельности учреждения зависит от внешней среды. Перспективы развития могут быть определены только с учетом изменения спроса, деятельности конкурентов, насыщенности рынка продукцией, новейших достижений, пригодных к использованию в практике работы организации и т. д.

При этом усиление конкуренции, побуждающее организации к рас-ширению ассортимента и повышению качества выпускаемой продукции, привело к осознанию необходимости кооперации с другими учреждениями. Преимуществом такой кооперации является возможность объединения интеллектуальных, финансовых и других ресурсов, позволяющее предлагать такую продукцию, создание которой только собственными силами невозможно [6]. Эта тенденция, характерная для всех отраслей общественного производства, в полной мере проявляется и в информационно-библиотечной сфере. Однако нахождение деловых партнеров и установление связей взаимодействия, выгодных для всех участников этого процесса, является весьма сложной задачей.

 

Дело в том, что сам круг потенциальных деловых партнеров не может быть задан. Кроме очевидных случаев (взаимодействие библиотек региона или библиотек определенного ведомства) его приходится формировать самостоятельно, «узнавая» полезные для библиотеки или службы информации учреждения, заинтересовывая их в сотрудничестве и устанавливая связи взаимодействия на длительный срок.

Для того чтобы справиться с этой задачей необходимо:

видеть перспективы развития собственной библиотеки или службы информации, те новые направления деятельности, которые предстоит освоить [6];

уметь очертить круг проблем, которые невозможно решить только собствен-ными силами;

владеть информацией об организациях, решающих подобные проблемы, их надежности как деловых партнеров и предрасположенности к сотрудничеству;

определить позиции, которые могут быть привлекательными для потенциальных партнеров и служить основанием для их согласия на совместную деятельность [6];

владеть навыками разработки и реализации коллективных проектов.

Важно отметить и еще одно условие успешного взаимодействия. Про-фессиональные отношения желательно налаживать до того момента, когда начинает ощущаться реальная потребность в сотрудничестве или поддержке, т. е. как бы «про запас». Если у потенциального партнера заранее сформируется положительное мнение об организации, ее надежности и перспективности, в нужное время легче будет обратиться с конкретным деловым предложением [6]. Поэтому руководству организаций и ведущим специалистам рекомендуют проявлять публичную активность: участвовать в общественной жизни региона, вступать в профессиональные ассоциации, сотрудничать со СМИ, выступать на конференциях и т. д.

Надо отметить, что сотрудниками библиотек и служб информации осоз-нана значимость и перспективность делового сотрудничества. Библиотеки активно взаимодействуют с музеями, творческими объединениями, образовательными учреждениями, а службы информации предприятий — с Торгово-промышленными палатами, выставочными объединениями, профессиональными ассоциациями и союзами. Библиотека организует информационную поддержку городских программ, мероприятий, акций [6].

В публичной библиотеке ежемесячно проводятся Дни информации, выставки с обзорами «Новое в трудовом законодательстве», «Ключевые вопросы пенсионной реформы», «Открой свое дело» и т. д.. Организуются выставки-консультации по правам потребителя (квартиросъемщика, пассажира, покупателя), где в первую очередь представлены местные документы, определяющие порядок предоставления этих услуг, местные льготы, комментарии городских властей [6].

Формой сотрудничества библиотек города с общественными орга-низациями стал клуб «ЮнЭко» (юные экологи — корреспонденты) и совместное издание газеты «Зеленое солнце». В библиотеке проводятся «Дни делового сотрудничества» с организациями, занимающимися проблемами экологии, издается рекламный проспект «Приглашение к сотрудничеству», где собрана информация об имеющихся в библиотеке ресурсах.

Публичные библиотеки организуют «Новогодние приемы» для представителей общественных организаций, предприятий, городской администрации. Признанием роли и места библиотек в жизни города является ежегодный прием у мэра по поводу общероссийского Дня библиотек. Этот пример наглядно показывает потенциал библиотек по укреплению делового сотрудничества с самыми разными организациями [6].

Постоянно расширяются и формы работы. Публичные библиотеки активно участвуют в праздновании Дней города, в организации викторин, ток-шоу, экскурсий.

Службы информации при подготовке комплексных мероприятий сотрудничают либо с руководством и ведущими специалистами своего предприятия, либо приглашают наиболее авторитетных специалистов из других учреждений. В результате проводятся Дни специалиста, Дни информации, «Круглые столы» по наиболее актуальным проблемам.

Кроме того, библиотеки успешно «встраивают» свои мероприятия в мероприятия, проводимые предприятием, приурочивая тематические выставки, выставки публикаций сотрудников, составление библиографических списков и указателей, тематических подборок, подготовку аналитических обзоров к конференциям, проводимым учреждением, юбилейным торжествам, встречам делегаций из других организаций и т. д.

Библиотеки и службы информации с каждым годом все более заметно стремятся к повышению уровня проводимых мероприятий [6]. Это приводит к усложнению процесса их организации. Сегодня невозможно, пригласив читателей на встречу с автором новой книги, назвать это мероприятие презентацией. Современный человек все увереннее ощущает себя в роли потребителя, у которого есть возможность сравнения и выбора услуг. Поэтому любое публичное мероприятие приобретает ряд обязательных атрибутов, в том числе:

♦ наличие в здании указателей о месте проведения мероприятия и/или организаторов, встречающих посетителей у входа [6];

♦ предоставление каждому посетителю в процессе регистрации «презентационной папки», выполненной в едином фирменном стиле и содержащей программу мероприятия, блокнот, ручку, бейдж, рекламные материалы, фирменные сувениры и т. д.;

♦ участие представителей СМИ, подготовку для них пресс-релизов;

♦ наличие технических средств. Досуговые мероприятия сопровождаются музыкальным оформлением; проведение научно-практических конференций предполагает наличие компьютера с доступом в Интернет, проектора и т. д.; для протоколирования мероприятий используются диктофоны, фотоаппараты или кинокамеры; для рассылки информационных сообщений, именных при-глашений — факс и электронная почта; информация о мероприятии размеща-ется на web-сайте библиотеки или информационной службы.

Проведение подобных мероприятий таит в себе скрытую опасность — они обладают сильным «обратным» эффектом, вследствие чего их лучше вообще не проводить, чем провести плохо [6]. Это налагает особую ответственность на организаторов.

В процессе организации комплексных информационных мероприятий выделяются три этапа: подготовки, проведения и подведения итогов, оценки эффективности. Этап подготовки является наиболее значимым, так как во многом определяет эффективность всего мероприятия. Он достаточно длительный и может занять от 3 до 6 месяцев, а порой и более. Во многом успех мероприятия зависит от выбора тематики, деловых партнеров, сроков и места проведения [6]. Важно, чтобы мероприятие не продублировало инициативы других организаций и не совпало по времени с какими-то значительными событиями в жизни предприятия или региона. В процессе подготовки комплексных информационных мероприятий задействовано большое число участников, что требует согласования их интересов. Важно правильно сформировать организационный комитет, составить план подготовки мероприятия и распределить обязанности между его участниками, письменно зафиксировав их в протоколе заседания оргкомитета. В процессе проведения мероприятия особую роль играет личность ведущего, которому, кроме профессиональных знаний, важно владеть искусством делового общения, а порой и актерского мастерства [6].

Библиотека и проводимые ею мероприятия должны соответствовать потребностям и ожиданиям пользователей и других заинтересованных лиц, обладать качествами, которые будут способствовать осознанию и удовлетворению этих потребностей. Библиотека является тем учреждением, которое способно аккумулировать интересы широких слоев общества и обеспечивать многофункциональность деятельности как социального института и активного участника культурных процессов. Значимость библиотеки подтверждается возможностями ее различного использования в качестве общественного центра информации; центра культурной жизни, общения и досуга; исследовательского центра местных традиций, исторических событий и т.п.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.