Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массовая работа в публичной библитеке






Массовая работа библиотеки — совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды произведений печати и других документов среди читателей и населения. Массовое мероприятие — результат массовой работы[47].

Массовая работа. Подобное словосочетание вызывает разные чувства у тех, кто так или иначе связан с этим понятием. У пользователей публичной библиотеки оно ассоциируется с чем-то доперестроечным, идеологически нагруженным, да и у профессионалов-библиотекарей за многие годы культурно-просветительской деятельности зачастую вызывает негативные эмоции.
В настоящее время появились современные термины, заменяющие или включающие в себя это понятие. В профессиональной библиотековедческой литературе в последние годы получил широкое распространение термин «социокультурная деятельность». Обращение к этому термину не случайно [47].
Современная ситуация в обществе, вызванная изменениями политического и социального характера, поставила библиотеки перед необходимостью переосмыслить свое назначение и сферы интересов, по-новому определить цели и задачи деятельности, пересмотреть свою роль и место в жизни общества, сделав социальный акцент.
Несмотря на изменившееся отношение к термину «массовая работа», он традиционно используется в библиотечной практике, наполнившись новым содержанием конкретных мероприятий, соответствующих потребностям и задачам библиотек. На страницах библиотековедческих изданий и в узких профессиональных кругах часто обсуждается вопрос: Нужна ли сегодня массовая работа в библиотеке и, какой она должна быть? [45] Однозначного ответа нет.Библиотековеды обходят стороной методологические проблемы организации массовой работы. В лучшем случае делают акцент на ее рекреативной, релаксационной функциях.

Массовая работа – это, в первую очередь, публичная деятельность, поэтому от того, как эта деятельность в библиотеке организована, во многом зависит ее имидж [45]. Очень важна и роль личности библиотекаря, который непосредственно в эту деятельность вовлечен. Этот фактор при равных остальных условиях может определять успех или неуспех мероприятия. Большое значение имеет высокая эрудиция библиотекаря, его умение приглашать на мероприятие интересных людей, устанавливать контакты с организациями. Современный библиотекарь должен обладать креативным мышлением, творческими способностями, уметь убедительно говорить, ясно, грамотно выражать свои мысли, обладать определенными артистическими способностями, уметь установить контакт с аудиторией. Далеко не каждый человек отвечает всем этим требованиям, и поэтому далеко не каждый может и хочет проводить эту работу [45].

И если необходимость активной массовой работы во взрослой библиотеке еще подвергается сомнению, то в детской библиотеке таких вопросов не возникает. Массовая работа в библиотеке имеет свои особенности: она помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Библиотечное мероприятие должно стать побуждением, превратиться в мотив чтения и познавательной деятельности ребенка. Массовая работа имеет множество разнообразных форм, способных дать ребенку знание о книгах, привить любовь к чтению, вкус к информации. Здесь возникают другие вопросы: не подменяем ли мы порой работу школьного учителя, библиотекаря, классного руководителя; как выстроить правильные отношения со школьными и дошкольными учреждениями: помогают или мешают собственные увлечения библиотекаря в выборе направления работы.

Массовая работа – один из сложных и неоднозначных видов деятельности библиотеки [45]. Как никакая другая, эта деятельность может создать имидж библиотеке или уронить ее престиж, так как работа эта ведется с организованными группами читателей, где легче и быстрее формируется общественное мнение. И если массовая работа создает благоприятные условия для библиотеки в целом, значит, нужна она и библиотеке, и читателям. Сегодня библиотекам самим следует определять пути своего развития, долю массовой работы в своей деятельности, формы библиотечных мероприятия. Формы массовой работы можно разделить по методам выполнения и воздействия [45]:

  • устной пропаганды (агитации);
  • наглядной пропаганды (рекламы);
  • комплексные.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УСТНОЙ ПРОПАГАНДЫ ИЗДАНИЙ

Беседа диалоговая форма массового мероприятия, которая начинается сообщением библиотекаря и продолжается разговором с аудиторией [46]. Групповая беседа часто проводится после прочитанного с целью закрепления материала. Главное условие эффективности беседы о прочитанном – качество содержания и формулировка вопросов. Беседа – это общение, доставляющее удовольствие обеим сторонам. Рекомендуется использовать разные приемы: привлечение отзывов других читателей, рецензии на книги, комментированное чтение отрывков, иллюстрации к чтение отрывков, иллюстрации к тексту и др.

Час интересной книги – отличие здесь будет в выборе самой книги. Книга должна быть не новой, а незаслуженно забытой или просто интересной, но вышедшей в свет в предыдущие годы.
Вечер книги посвящается фактам и событиям, изложенным в произведениях печати, а также жизни и деятельности авторов. Можно познакомить читателей с общественным деятелем, писателем, ученым, художником или раскрыть одно или несколько произведений [46].

Проводятся вечера, знакомящие с деятельностью (творчеством) нескольких лиц или целой художественной школы. Вечер книги лучше всего сопровождать музыкой или номерами художественной самодеятельности, подобранными с учетом темы и привлекая профессионалов (по возможности). На вечере могут выступить автор книги и прототипы героев, люди, участвовавшие в событиях, описанных в книге.
Обсуждение книг массовое мероприятие, которое носит дискуссионный характер. Обсуждение книг, как правило, готовится заранее, но может начаться и спонтанно [46]. Библиотекарь руководит обсуждением, готовит вопросы.
Литературный вечер массовое мероприятие, которое посвящается творчеству того или иного писателя или поэта (чаще всего приурочивается к юбилейным датам). Своеобразными литературными вечерами являются «часы поэзии» и «поэтические дни», посвященные творчеству одного поэта или отдельной теме [46]. Желательно к литературному вечеру оформить книжную выставку.
Устный журнал активная форма пропаганды новинок печати. По содержанию и структуре это мероприятие похоже не печатный журнал. Он состоит из ряда разделов — «страниц». Каждая страница содержит информацию о литературе по определенной теме и завершается рекомендацией печатных источников. Диспут — публичный спор.

Дискуссия это спор единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках выбора решения какой-либо проблемы. Дискуссия рассчитана на подготовленную аудиторию. Основа дискуссии — различие в понимании толкования [46]. Цель ее — придти к единой точке зрения. Ведение дискуссии требует глубокого знания предмета. Час интересной книги отличие здесь будет в выборе самой книги. Книга должна быть не новой, а незаслуженно заботой или просто интересной, но вышедшей в свет в предыдущие годы.
Вечер-портрет мероприятие, цель которого раскрыть различные грани личности героя вечера, ознакомить читателей с его биографией и творчеством [46].

Читательская конференция проводится, как правило, по группе изданий, объединенных серией, жанром или темой, реже по одной книге. Подготовка к читательской конференции начинается с бесед, обзоров литературы, книжной выставки. Затем определяется круг произведений, с которыми читатели познакомятся, реже — круг вопросов.

Вечер книги посвящается фактам и событиям, изложенным в произведениях печати, а также жизни и деятельности авторов.

Бенефис читателя (библиотекаря и т.п.) — это мероприятие посвящено лучшему читателю. Заранее можно оформить книжную выставку любимых книг читателя. Читатель, в честь которого проходит бенефис, обязательно выступает перед собравшимися, рассказывая о себе и прочитанных книгах. Часто такое мероприятие готовится в форме праздника, где чествуют читателя, который сопровождается музыкальными номерами и игровой программой [46].

Литературная игра массовое мероприятие насыщенное игровыми элементами. К литературным играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д. Все перечисленные формы относятся к интерактивным методам работы с детьми, так как включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления, требования, предъявляемые к интерактивным методам. Главное условие – чтобы они не закрепляли старый изученный материал, а изучал новое. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев). Литературная игра обычно завершает определенный этап работы с читателями, когда они прочитали многие книги, пропагандировавшиеся ранее.

Литературно-музыкальная композиция – мероприятие, состоящее из прозаической, поэтической и музыкальной частей. Главное условие мероприятия – целостность сценария, подчиненного одной теме. Все элементы ЛМК должны участвовать в раскрытии одной идеи [46]. Музыкальное сопровождение «оживляет», придает своеобразный колорит повествованию.

Викторина вид игры, во время которой читатели отвечают на вопросы. Викторины могут быть литературными и тематическими. Чаще всего вопросы для викторины готовят библиотекари [46]. При проведении викторин могут быть использованы наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как «вопросами», так и «ответами».
Литературное путешествие игра, которая проводится по краеведческой, географической, исторической, научно-популярной и художественной литературе. Обязательный элемент литературного путешествия — карта или схема маршрута. Путешествия могут быть очными и заочными.
КОМПЛЕКСНЫЕ ФОРМЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ

Комплексное массовое мероприятие — крупное массовое мероприятие, которое включает мероприятия различных видов и форм.

День информации и День специалиста

День открытых дверей (библиотеки) — включает экскурсии по библиотеке, беседы, книжные выставки, игровые программы, встречи с писателями, интересными людьми, концерты и т.д. Мероприятия проводятся в течение одного дня. Цель — привлечение потенциальных читателей и создание положительного имиджа библиотеки. Неделя (декада) книги (отрасли знаний) — включает книжные выставки, экскурсии и беседы по ним, библиографические обзоры, Дни информации, встречи с авторами, литературные вечера и т.п. Массовые мероприятия проводятся в течение всего указанного срока (недели или декады) [46]. Цель — пропаганда литературы и знаний, привлечение к чтению. Премьера книги (журнала)
Ток-шоу. На обсуждение выносится какой-либо философский вопрос (например: что такое любовь?).

Чтения — комплекс форм и методов пропаганды литературы по определенной теме. Клуб читателей по интересам — форма организации досуга [46].

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАГЛЯДНОЙ РАБОТЫ

Наглядная пропаганда (реклама) — показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах, в зрительно воспринимаемых формах [45].

Формы наглядной пропаганды:

  • открытый доступ к фондам;
  • открытые просмотры литературы;
  • выставки;
  • плакаты, альбомы, схемы.

Открытые просмотры литературы ориентированы на первоначальное беглое ознакомление с относительно большим массивом изданий. Просмотры чаще всего используют в помощь профессиональному чтению, и при раскрытии новых поступлений. Они сопровождают, как правило, Дни информации и Дни специалиста. Разновидностью открытого просмотра являются книжные развалы, которые косвенно рекламируют книги. Чаще всего это книги, сданные накануне читателями, размещаемые около места выдачи литературы. На развалы обращают внимание читатели с неопределенным спросом, а также те, кто отказывается от помощи библиотекарей при выборе книг [50].

Библиотечные плакаты большей частью посвящены рекламе конкретной книги или библиотечно-библиографических возможностей библиотеки. Внимание читателей привлекают интересно составленные заголовки, яркие рисунки, тексты, цитаты, копии книжных обложек и т. д.
Библиотечные альбомы создаются чаще всего к юбилейным и памятным датам. Альбомы дают возможность читателям познакомиться с интересующей их темой, по которой библиотекари собрали различные графические, иллюстративные и справочные материалы и снабдили их краткими пояснительными текстами [50]. Оформляется альбом в виде книги, тетради или на отдельных листах. Библиотечная выставка — систематическое собрание различных видов и типов произведений печати и других носителей информации, объединенным определенным принципом отбора, рекомендуемых пользователям библиотек для обозрения и ознакомления.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

  • Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание (или индивидуальная работа) — процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого. Беседа при записи в библиотеку Сведения, полученные в ходе этой беседы (например, о периодике, выписываемой читателем на дом), библиотекарь заносит в раздел читательского формуляра «заметки библиотекаря».

Беседа при выдаче читателю литературы считается тактической, ибо на основе знаний о читателе, полученных при его записи в библиотеку, определяется дальнейшая тактика обслуживания. Общее правило таких бесед сводится к следующему: об одной книге различным читателям говорят именно то, что они могут найти полезного в ней для себя, исходя из читательской культуры каждого, его цели обращения к книге, содержания и особенностей рекомендуемого издания [50]. Рекомендательную беседу строят таким образом, чтобы читатель захотел прочесть книгу.
Беседа о прочитанном является способом проверки принятых библиотекарем решений по работе с читателем в целом и рекомендации конкретной книги. Консультации знакомят читателя с библиотекой, ее фондом, СБА и направлены на воспитание культуры чтения, привитие основ библиотечно-библиографической грамотности. Консультации у книжных полок помогают ориентироваться в фонде при открытом доступе. Библиотекарь, знакомя с расстановкой книг в фонде, ориентирует в системе ссылок и отсылок, обращает внимание на внутриполочные выставки, учит пользоваться при выборе книг каталогами, картотеками и библиографическими пособиями, а также справочным аппаратом самой книги (предисловием, послесловием, оглавлением, аннотациями и др.) [50]. Консультации у книжных полок сопровождаются беседами о рекомендуемой литературе, а также беседами о прочитанном.

При подготовке и проведении мероприятий в публичной библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.

2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие [50].

3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто.

4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития учащихся. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной [50].

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Еще Ушинский рекомендовал применять наглядное обучение, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком» Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы [50].

6. Мероприятие не должно быть «мероприятием». Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.

7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда [50].

8. Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно не затрагивало и в какой бы форме оно не проходило, подразумевает, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения.

Подготовка и проведение мероприятия включают в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы массовой работы. Библиотекарь должен определить тему, состав аудитории, обозначить цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления деятельности [50].

Сюда входят:
- организационный момент: создание сценария, формирование команды, встречи с участниками, подготовка информации о мероприятии;
- подготовительный этап: организация книжных выставок, проведение обзоров литературы, индивидуальная работа с участниками, подготовка реквизита;
- проведение мероприятия;
- заключительный этап: обсуждение мероприятия со школьниками и преподавателями, написание сочинений, оформление отчетов, отзывов и альбомов.
Различные формы массовой работы имеют свои особенности.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что обязательным условием успешной массовой работы школьной библиотеки является тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, с учителями предметниками.

Огромные перспективы открывают совместные формы работы с библиотеками централизованных библиотечных систем и специализированных детских и юношеских библиотек, которые имеют богатые фонды и квалифицированных специалистов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.