Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности сатиры романа Т.Манна «Верноподданный






Роман «Верноподданный» значительное достижение всего творчества Манна. Открывая трилогию «Империя», этот роман является в то же время цельным, вполне самостоятельным произведением с законченным замыслом.

«Верноподданный» (время действия его отнесено к 90м годам 19в) построен по традиционной для XIX века схеме последовательного рассказа о жизни героя. В какой-то степени здесь пародируется «роман воспитания», в котором автор прослеживает процесс духовного созревания основного персонажа, поиски им смысла жизни, поиски идеала. У Манна его герой (антигерой) проходит своего рода негативный путь развития. То, что обычно воспринимается как мрачное, темное, грязнее, смехотворное, для Дидериха Геслинга является положительным. Все его представления о нравственности -- издевка над подлинно человеческими чувствами.

Характерные для творческого метода Г. Манна сатирические изобразительные средства реалистический символ, буффонада -- приобретают в «Верноподданном» социальную конкретность, политическую целеустремленность.

По содержанию и худож структуре «Верноподданный» -- образец социально-сатирического романа. Действие в этом произведении вытекает из острых политических коллизий. Важная черта - Г. Манну удалось дать сатирическое изображение немецкого буржуазного общества во всем своеобразии исторически сложившихся условий, при которых развивался германский империализм.

Действие романа относится к концу XIX в., но в нем обобщается немецкая действительность вплоть до преддверия первой мировой войны. Художник сумел показать суть многих типичных сторон настоящего, и это позволило ему заглянуть в будущее.

Говорящее имя: hasslich — уродливый, отталкивающий, а имя Дидерих, часто встречающееся в исторических летописях, в сказаниях, призвано подчеркнуть присущий герою национализм.

Биографические черты героя, дающиеся в 2х первых главах, заключают внутреннюю мотивировку всего хода повествования, кладутся в основу главного конфликта. Биография обрисована на широком социальном фоне, она типична. Это биография любого среднего немецкого буржуа.

Манн рассказывает обыкновенную историю детства, юности и зрелости рядового, ничем не примечательного (во всяком случае, поначалу) немецкого предпринимателя средней руки. Действие развертывается в маленьком провинциальном городке Нециге, и только изредка мы видим Геслинга на фоне Берлина, а затем и в Италии, где он совершает свой свадебный вояж. Жизнь в Нециге—миниатюрная копия жизни всей империи. Здесь, как и всюду в Германии, разгорается борьба между различными партиями имущих классов, волчья грызня между конкурентами. В Нециге плетутся интриги, подкупают людей. А низам общества приходится иметь дело все с тем же произволом, диким самоуправством.

В детстве — власть школы, проглатывающей человека, где Дидерих научился трепетать перед линейкой учителя, зубрить, наушничать, а заодно наслаждаться своим добровольным рабством. С самого детства, готовясь стать эксплуататором и насильником, он испытывал к насилию уважение, даже если в какие-то моменты ему самому приходилось от него пострадать. Окружающие социальные условия воспитывали в нем психологию и раба и тирана одновременно.

Контрасты в характере и поведения героя. Совершаемые подлости герой стремится прикрыть и обосновать «принципами». Доносы на товарищей по классу он делал по убеждению, не из каких-нибудь злых чувств, а «по долгу службы» с полным сознанием исполнения «суровой необходимости». «Предав товарища, он мог подойти к нему и почти искренне пожалеть». Сентиментальность и трусость в нем сочетаются с наглостью и эгоистической жестокостью.

После Геслинг поступает в университет, но не из-за влечения к науке, а по традиции, которая существовала в его среде. Студенческая корпорация «Новотевтония» укрепила в Геслинге сознание принадлежности к «избранной нации» и пристрастие к попойкам. В результате герой получил возможность гордиться званием доктора химических наук, а также «шикарными» шрамами на лице, полученными во время схватки на рапирах Дальше следует недолгая (удалось увильнуть) служба в армии, где человека «низводили до положения тли», любовная связь с девушкой из порядочной семьи (эта связь не завершилась брачным союзом по причине слишком малого приданого), вступление в наследство (Геслинг стал хозяином небольшой бумажной фабрики) и, таким образом, — достиг зрелости. После ошеломившей город женитьбы героя на обладательнице большого, приобретенного весьма сомнительным путем состояния — девице, которую Геслинг отбил у другого при помощи клеветы и интриг, пришло время расцвета всех его «творческих» сил. Дидерих расширяет свое дело, спекулируя и земельными участками, и своими верноподданническими «идеалами». Он становится одним из «столпов» общества, одним из тех, кто стал определять политический курс германского монархического режима.

Таким образом, буржуазная семья, школа, корпорация и вся насыщенная милитаристскими устремлениями атмосфера в стране сделали Геслинга тем, кем он был: верноподданным, шовинистом и принципиальным врагом культуры. Автор обращает внимание на то, что образ Геслинга (типичный и обычный для своего времени) мог появиться только при содействии всего общества. Это значит, что его порождает сама система.

Геслинг показан крупным планом. О нем рассказывается очень подробно. Психология героя исследуется досконально, кропотливо. Писателю важны мельчайшие детали его поведения, ход его мыслей, его устремления, вся гамма его чувств, реакция на самые различные явления действительности. Такое пристальное внимание к главному герою неслучайно. Через призму его жизненной философии, его логики, взглядов, вкусов показывается духовный уклад буржуазного общества эпохи империализма.

На первый взгляд кажется, что его жизнеописание правдоподобно. Но потом мы замечаем, что рассматриваем все изображенное писателем через его сатирическую оптику, увеличивающую объекты до таких размеров, что все изъяны, все пороки, легко подметить.

Манн обнажает вредоносное, антинародное начало во всех делах и помыслах Геслинга, его духовное и нравственное уродство, а заодно внушает читателю и возмущение против общества, в котором процветают такие «верноподданные».

Любопытно, впрочем, что Геслинг знает: власть беспощадно растаптывает решительно всех. Но ведь прежде всего достанется голодным и бунтующим. Поэтому герой и пресмыкается перед кайзером.

Писатель рисует своего героя и тираном и трусом. Это сочетание было порождением режима вильгельмовской Германии, при котором даже облеченные властью ощущали на себе давление более могущественного деспотизма, царившего в стране беззакония. «Всех сотру в порошок», — грозит Дидерих, однако в иные минуты осмотрительно говорит себе: «Теперь держи ухо востро... иначе... тебя разотрут в порошок».

Высмеивая геслингов, Манн показывает в комическом виде, какую материальную выгоду получал его герой от своих верноподданнических поступков. Он стал выпускать, например, особый сорт туалетной бумаги, при употреблении которой «нельзя было не ознакомиться с напечатанными на ней моральными или политическими сентенциями». Изобретение Дидериха «появилось на рынке под маркой «Мировая держава» и, как гласила широковещательная реклама, победно распространяло во всем мире немецкий дух, опирающийся на немецкую технику». Ситуация подчеркнуто гротескная, но писатель не исказил реальную жизнь — он лишь запечатлел в заостренной форме абсурдность немецкой действительности.

Новаторство Манна - сумел выявить смехотворность геслингов именно тогда, когда они приобрели в стране власть. Он подметил, как новая империалистическая буржуазия" одновременно с ростом своего экономического и политического веса духовно мельчала, вырождалась, каким убогим, уродливым, страшным становился ее моральный облик. Писатель не упускает возможности предать своего «героя» позору. Каждый его жест, каждое слово сопровождает умный и уничтожающий смех автора. Обычно речь Дидериха, в особенности его внутренние монологи, построена так, что мы неизменно ощущаемую иронию писателя. Говоря о самых своих подлых замыслах, Геслинг неизменно выбирает патетические, высокопарные слова. О принципах «мужественности и идеализма, которые вошли в его плоть и кровь», Геслинг вспоминает как раз в те моменты, когда он совершает очередную подлость.

Для Геслинга римские памятники искусства всего только «старье», он ходит лишь на такие концерты, «где можно пить пиво», для него витрина колбасного магазина — «лучший вид эстетического наслаждения».

В конечном счете Геслинг предстает перед читателем как существо, лишенное всего человеческого, как своего рода живой автомат. Знаменательно, что все его эмоции проявляются обычно в том, что он громко сопит или грозно сверкает глазами.

Портретная характеристика, которую даёт Г.Манн своему герою показывает ничтожность его натуры, безосновательную напыщенность. Так, если он терпел поражение и выглядел трусом в глазах других людей, то «сопя изо всех сил выпячивал живот с черно-бело-красной лентой». Понятия совести и чести далеки от идеалов Дидериха. Гораздо более важным для него является то, где его расположат в ложе под тентом для официальных лиц.

Манн обрисовывает характер Дидериха во множестве проявлений, и художественный образ становится жизненно убедительным, правдивым. Социальные условия таковы, показывает писатель, что не поощряют, а напротив глушат в человеке развитие его лучших задатков. Особенно ярко это проявляется в любовной истории с Агнес Геппель, занимающей чуть ли не всю вторую главу романа. Проблески подлинного чувства у юного Дидериха неестественны, чужды его природе. Так, в разговоре с Агнесс, Геслинг признается, что «лучшим эстетическим наслаждением» для него является «колбасная витрина». В этих словах видим моральное разложение героя, которое достигло наивысшей степени.

Смех Манна в «Верноподданном» — смех умный, злой, выразительный — подрывал веру в незыблемость мира геслингов.

Есть в построении образа самого «верноподданного» одна важная особенность. Порою Геслинг выступает как своего рода двойник кайзера. Вначале писатель подчеркивает внешнее сходство героя с Вильгельмом II — умение грозно сверкать глазами и делать каменное лицо. Потом оказывается, что Геслинг предугадывает поступки и «идеи» кайзера. Дидериху, едко замечает писатель, «не раз доводилось высказывать мысли, таинственным образом совпадающие с мыслями его величества...». В результате мы обнаруживаем в Геслинге пародийную копию Вильгельма. Теперь уже отталкивающее безобразие кайзера, дутый характер его авторитета обнажены до предела.

Сатира Манна носит столь резкий характер, что у читателя не остается ни малейших сомнений: автор ведет борьбу не против отдельных неприглядных сторон немецкой жизни, а против ее общественной первоосновы— государственной власти. А эта власть воплощена, как убеждается читатель, не только в кайзере. С Вильгельмом делит власть и его верноподданный...

Вильгельм II появляется в романе несколько раз, и всегда у него каменное лицо, сверкающие очи. Этот неоднократно возникающий лейтмотив выявляет в кайзере нечто застывшее, нечеловеческое и одновременно исполненное претензий. О Вильгельме говорят в романе самые разные герои, но говорят всегда в одних и тех же стереотипных восторженных выражениях: «Исключительная личность... Весь порыв и действие... Многосторонен... Оригинальный мыслитель» и т. д. Примелькавшиеся слова назойливо повторяются, как на испорченной граммофонной пластинке. И они обнажают смехотворность не только культа власти, но и самой изображаемой действительности.

 

Роман показал всему миру, как жалкий, веками придавленный, аполитичный филистер, превращается в зверя и эксплуататора. Он показал, как филистер выходит на политическую арену, угрожает миру и прогрессу. Г. Манн разоблачил людей, подготавливавших победу фашизма. Центральный персонаж романа – фабрикант ДидерихГеслинг. Он груб, лицемерен, ужасающе невежествен. Он труслив и падает духом при любой неудаче, но горд, фанфаронит, когда чувствует за собой силу (грубость на суде, когда есть уверенность в расположении властей, кайзера). Манн показывает героя в развитии, называет силы, формирующие этого негодяя: филистерская семьи, гимназия, где поощряется наушничество и подхалимство, затем – университет. Манн описывает возникновение шовинистических организаций. Наука вытесняется солдатским сапогом. Затем – военная служба, брак по расчету, ряд самых гнусных интриг, политические сделки. И Дидерих унес столп империи, глава промышленного концерна…

Идейный багаж Дидериха невелик, его основа – национализм, шовинизм. Его идеал – «великолепный кайзер» Вильгельм. Сатирически описывает Манн две встречи Дидериха с императором. Совсем не смешное совпадение: Дидерих и кайзер сочиняют одинаковые поздравительные телеграммы, поздравляют человека, убившего рабочего. Разоблачая Дидериха, Манн разоблачает и кайзера. Император – такой же ничтожный, но страшный, опасный филистер, как и фабрикант.

Г. Манн сумел показать, что в кайзеровской Германии легко совершаются невероятные, казалось бы, события. Общество попадает под влияние самой грубой и бессмысленной демагогии. Во время одного из политических споров Дидериха с Буком публика в театре поддерживает «верноподданного», националиста, хотя у Бука безупречна и логика, и интеллект, и демократические направления его рассуждений, и разящая четкая афористичная речь. Он говорит: «Власть нельзя вечно насаживать на штык, как колбасу. Единственная реальная власть в наше время – это мир! Разыгрывайте комедию сами! Бахвалитесь перед воображаемыми врагами, внешними и внутренними! Для дела у вас, к счастью, руки коротки!»

Роман «Верноподданный» сочетает две художестве иные тенденции, резкость, гиперболичность, нарочитая выборочность сатиры и многогранность, пластическая и психологическая полнота объективного живописания. Сатирические маски в романе Генриха Манна являются в основном «дополнительной краской», дополнительной нюансировкой. Они словно доведенные до гротеска зеркальные отражения главных героев, это «кривое зеркало». Таков, например, чистейший гротеск-образ прокурора Ядассона. Его «злой рок» торчащие уши, мешающие не только его сценическим успехам в пьесе титулованной дилетантки фрау фон Вулков, но и его националистической претенциозности. Ядассон решается на операцию и говорит Дидериху: «Я собираюсь привести свою внешность в соответствие со своими националистическими убеждениями».

Образ Дидериха нарисован у Г. Манна иначе. Несмотря на то, что писателю удается вызвать у читателя постоянное «чувственное отвращение» к этому персонажу, он далеко не однозначен. Это обыкновенный немец, наделенный и некоторыми чертами национального характера. Г. Манн показывает, что на стезе национализма действует отнюдь не чудовище, наоборот, национализм деформирует и неплохие в целом задатки. Дидерих, как и Унрат, не только сатирический образ. Это, скорее, целый «космос» человеческой индивидуальности. Иногда, например, в доме правительственного президента Вулков, он чувствует свою беззащитность – беззащитность вчерашнего мелкого собственника, плебея: «Убеждения и чувства – все рухнуло вдруг в груди Дидериха, и из обломков бурпо вырвалось пламя ненависти… Живодеры! Куклы в мундире! Высокомерная сволочь!»

Роман «Верноподданный» не оставляет не осмеянным ни один аспект национализма, ни одну социальную прослойку. В этом случае Г. Мани создает правдивую, очень ценную историческую картину. Он вскрывает; как социал-демократы не сумели дать отпор милитаристам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.