Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуально-философский жанр в прозе рубежа XIX-XX вв. Роль эксперимента в философско-психологическом романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея».






Философский роман — худож произведения, написанные в романной форме, в сюжете или образах которого известную роль играют философские концепции.

Во второй половине XIX века, эпоху так называемой «Прекрасной эпохи» жанр философского романа приобрёл второе дыхание. В 1880-х годах был написано и опубликовано одно из самых известных произведение в этом жанре, «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, оказавшее огромное влияние на дальнейшее развитие философии и литературы. Особенно большое влияние экспериментальная техника письма в романе Ницше оказала на развитие символизма.

Не меньшее влияние на расширение границ жанра оказали публикация в 1884 романа «Наоборот» Гюисманса и в 1890 романа «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда.

В романе Уайльда, который скорее следовало бы определить как " философскую повесть" каждый из основных трех героев воплощает не столько человеческий тип, сколько определенную философско-эстетическую и нравственную позицию. Каждый из них в той или иной степени является носителем идей самого писателя, которые он определенным образом " примеривает" в вымышленной экспериментальной ситуации.

Д. Г. отведена роль своеобразного " испытательного поля" этого эксперимента.

Будучи " прекрасным принцем", носителем неземной красоты, он в силу главного положения Уайльда о господстве красоты над жизнью (эстетизм) оказывается неподвластен житейским волнениям, ибо они не затрагивают его как внутренне, так и внешне. Юная актриса Сибилла Вен волнует его сердце лишь тогда, когда трепетно передает на сцене чувства шекспировских героинь. Когда же собственная реальная любовь к Д. Г. преграждает ей путь в воображаемый мир Джульетты и она проваливает роль, юный эстет безжалостно отвергает ее и становится виновником ее самоубийства.

Отношение к жизни лишь как к поставщику эстетических впечатлений, когда объект внимания должен не столько " нравиться" или " не нравиться" (что предполагает еще и некоторую нравственную позицию), сколько " волновать", определяет постоянный поиск новых ощущений, следование правилам " нового гедонизма", проповедуемого Д. Г. лордом Генри.

Лорд Генри Уоттон - артист, эстет, парадоксалист, своею проповедью " нового гедонизма" завлекший юного красавца Дориана Грея на путь порока. Персонаж типа лорда Г., сыплющий изящными, остроумными и одновременно циничными парадоксами, всегда присутствует в произведениях Уайльда, главным образом в драматургии (лорд Горинг в " Идеальном муже", Олджернон Монкриф в " Как важно быть серьезным", лорд Дарлингтон в " Веере леди Уиндермир"). Лорд Г., завсегдатай светских гостиных и блестящий рассказчик, во многом воспроизводит застольные разговоры самого Уайльда, пугавшего своих светских слушателей и слушательниц бесстрашным переворачиванием с ног на голову всевозможных прописных истин. Как отмечает один из собеседников лорда Г., " путь парадоксов - путь истины. Чтобы испытать действительность, надо ее видеть на туго натянутом канате. Когда истины становятся акробатами, мы можем судить о них". В результате появляются изречения типа: " Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить ее безумства", " Я больше люблю людей, чем принципы, а людей без принципов больше всего на свете", " Быть естественным - поза, и самая раздражающая, которую только я знаю", " Я поверю чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным", " Совесть и трусость, право, одно и то же. Совесть- это лишь вывеска фирмы", " В наши дни большинство людей умирает от излишества здравого смысла и открывает, когда уже бывает слишком поздно, что единственное, о чем никогда не жалеешь, - это наши заблуждения".

 

Ницшеанство:

- идея вседозволенности («Люди стали бояться самих себя. Боязнь общественного мнения - … вот что властвует над нами»),

-идея сильной личности,

-презрение к морали и религии («Религия – распространенный суррогат веры»),

-идея обесценивания человеческой жизни («Человечество преувеличивает свою роль на земле»)

-ненависть к бедности и несчастью («Горе... слишком безобразно, слишком ужасно и угнетает нас»).

Носитель идей Ницше – лорд Генри – эстет, циник, гедонист.

Эстетизм - преобладание эстетических ценностей над этическими и социальными проблемами, восхищение красотой и искусством и презрение к бедности с её уродством.

Гедонизм - философия наслаждений, наслаждение – главное благо в жизни («Если бы пещерные люди умели смеяться, история пошла бы по другому пути»). Если на пути к наслаждению встанут мораль и совесть, их надо отбросить. По мнению лорда Генри, основа морали и совести - лишь страх и трусость («Совесть - официальное название трусости»).

Но тем не менее, преступление нельзя оправдать с помощью гедонизма: «Всякое преступление вульгарно, точно так же как всякая вульгарность – преступление».

Воссоздавая истину на портрете, а не на лице живого человека, писатель иллюстрирует свой принцип, согласно которому искусство реальнее жизни и жизнь подражает искусству, а не наоборот.

Настоящее искусство нельзя убить, опозорить, уничтожить, так как искусство выше чем жизнь, оно вечное и способно волновать чувства многих людей.

 

Авторская позиция проявляется в предисловии к «Портрету». Эти афоризмы могут быть восприняты как краткое выражение идей, изложенных в романе, переданных через образ Лорда Генри. Предисловие определяет понятие прекрасного, нравственного: «Художник - тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство». Своим предисловием Уайльд хочет предупредить, что все события, описанные в романе, не подлежат определению как безнравственных. Ведь роман – есть искусство, нравственность которого признается по умолчанию.

Также авторская позиция проявляется в беседах, которые раскрывают философию каждого из героев, а в совокупности – самого автора. Например, Лорд Генри – циник, гедонист, эстет. Он любит красоту и отталкивает безобразное в жизни. Художник Безил Голуорд - воплощение идеи служения искусству. Он создает красоту, и для него нет ничего выше живописи. Он вкладывается в каждое произведение. Он страдает от того, что ощущает разрыв между идеальным миром, которое он вложил в свое творение, и действительностью, которая разбивает его мечту. Дориан Грей отдается погоне за наслаждениями, не руководствуясь моральными принципами.

Если для Уайльда эстетизм и гедонизм были лишь эстетическим направлением, то для Дориана Грея это его жизнь, это его мировоззрение. Дориан Грей в представлении автора является воплощением эстетики – он прекрасен внешне, он совершенен, неувядаем. Он совершенен и внутренне, не смотря на пороки (красота превыше морали). Он ценит живопись, музыкальные произведения, природу, женщин, драгоценные камни, ткани. Он слушает Вагнера, Шумана. Автор показывает, что в начале романа для его героя главнейшей есть именно красота искусства. Уайльд использует точные детали, он весьма подробен в описании увлечений Дориана, поэтому возможно, что он наделил героя своими личными чертами. Уайльд, как ценитель искусства, убивает своего персонажа лишь тогда, когда он накидывается на свой портрет с ножом. Писатель не мог принять такого отношения к искусству.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.