Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение модели БКГ






1. " Бостонская матрица"исторически первая модель корпора­тивного стратегического планирования. Появление модели БКГ явилось логическим завершением исследовательской работы, проведенной в свое время специалистами консалтинговой компании Boston Consulting Group.

В процессе изучения различных организаций, производящих 24 основных вида продуктов в семи отраслях промышленности (электроэнергетике, потребительских товаров длительного пользования, потребительских товаров недлительного пользова­ния, производстве пластмасс, производстве бензина, промышленности цветных металлов, производстве электрооборудова­ния), были установлены факты того, что при удвоении объема производства переменные издержки на производство единицы продукции уменьшаются на 10 - 30%. Было также установлено, что эта тенденция имеет место практически в любом рыноч­ном сегменте. Эти факты и стали основанием для вывода, что переменные издержки производства являются одним из основных, если не главным фактором делового успеха и предопределяют конкурентные преимущества одной организации перед другой.

Модель БКГ - матрица 2x2, на которой области бизнеса изо­бражаются окружностями с центрами на пересечении координат, образуемых соответствующими темпами роста рынка и ве­личинами относительной доли организации на соответствую­щем рынке (рис. 11.).

В верхней части матрицы оказываются бизнес - области, отно­сящиеся к отраслям с темпами роста выше средних, в ниж­ней — соответственно с более низкими.

Разбивка матрицы по оси абсцисс на две части позволяет выде­лить две области, в одну из которых попадают бизнес-области со слабыми конкурентными позициями, а во вторую — с сильны­ми. Граница областей проходит на уровне коэффициента 1, 0.

Относительная доля на рынке

Высокая Низкая

Рост

  «Звезды» «Дикие кошки»     «Дойные коровы» «Собаки»
объема

спроса Высокий

 
 


Низкий

Рис. 11. Матрица Бостонской консультативной группы

Таким образом, модель БКГ состоит из 4 квадрантов:

• Высокие темпы роста рынка/Высокая относительная доля бизнес области на рынке;

• Низкие темпы роста рынка/Высокая относительная доля биз­нес области на рынке;

• Высокие темпы роста рынка/Низкая относительная доля биз­нес области на рынке;

• Низкие темпы роста рынка/Низкая относительная доля биз­нес-

области на рынке.

Каждый сектор носит свое название.

" звезды" — лидеры своих отраслей, приносят значительные

прибыли. Однако главная проблема связана с определением

правильного баланса между доходом и инвестициями в эту об­ласть, с тем чтобы в будущем гарантировать возвратность по­следних;

• дойные коровы" — это " звезды" в прошлом, которые в настоя­щее время обеспечивают организации достаточную прибыль, для того чтобы удерживать на рынке свои конкурентные пози­ции. Поток денежной наличности в этих позициях хорошо сбалансирован (производство новых товаров, реклама, ценовые скидки), поскольку для инвестиций в такую бизнес область требуется самый необходимый минимум;

" дикие кошки " — это бизнес- области, которые занимают отно­сительно небольшую долю рынка. Для поддержания или уве­личения доли на рынке требуется увеличение инвестиций. В отношении этих бизнес-областей имеет место самая большая степень неопределенности: либо они станут в будущем при­быльными для организации, либо нет. Ясно одно, что без зна­чительных дополнительных инвестиций эти бизнес области скорее скатятся до позиций " собак";

" собаки" — это бизнес- области с относительно небольшой до­лей на рынке в медленно развивающихся отраслях. Поток де­нежной наличности из этих областей бизнеса обычно очень незначительный, а чаще даже отрицательный. Любой шаг ор­ганизации в направлении получить большую долю рынка од­нозначно немедленно контратакуется доминирующими в этой отрасли конкурентами. Только мастерство менеджера может помочь организации удерживать позиции.

Пунктирная линия на схеме показывает, что " дикие кошки" в определенных условиях могут стать " звездами", а " звезды" с приходом неизбежной зрелости сначала превратятся в " дойных коров", а затем и в " собак".

2. Оптимальной бизнес-стратегией с точки зрения модели БКГ является стратегия получения значительной доли рынка для бизнеса, находящегося в стадии зрелости своего жизненного цикла. Стратегическим средством для этого является диверси­фикация (разделение) организацией своего бизнес портфеля путем инвестиций в определенные " звездные" виды деятельно­сти, перевода некоторых " диких кошек" в " звезды", которые в будущем обещают стать " дойными коровами".

Позиции, занимаемые отдельными областями бизнеса в страте­гическом пространстве, определяемом моделью БКГ, диктуют выбор вполне определенных направлений действий:

для " звезд" — стараться сохранить или увеличить долю своего
бизнеса на рынке;

" дойных коров" — стараться сохранять или увеличивать долю своего бизнеса на рынке;

• " диких кошек" — либо идти на увеличение доли бизнеса на рынке, либо довольствоваться тем, что достигнуто, либо со­кращать данный бизнес;

• " собак" — либо довольствоваться своим положением, либо со­кращать его, либо ликвидировать данный вид бизнеса в своей организации.

Модели БКГ имеют ограничения в использовании по следующим причинам:

• модель БКГ строится на очень нечетком определении рынка (равно
как и доли рынка) для бизнес-областей. Незначитель­ное изменение в определении может привести к значительным изменениям в доле рынка,

а далее и к совсем иным результа­там анализа;

• в сравнении с другими параметрами бизнеса значение доли рынка явно переоценено. Многие переменные оказывают влияние на прибыльность бизнеса, но в модели БКГ они про­сто игнорируются;

• модель перестает работать, когда ее пытаются применить к та­ким отраслям, где невысок уровень конкуренции, либо незна­чительны объемы производства;

• высокие темпы роста — это только один, причем далеко не
главный, признак привлекательности отрасли.

Концепция Дженерал Электрик/Маккензи

(GE/McKensey), Матрица Мак-Кинси






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.