Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Северные якуты






Глава I. Общие сведения о северных якутах-оленеводах

1. Якуты-оленеводы в этнографической литературе царского

периода 266

2. Русское завоевание и экономика якутского Севера 272

3. Родовые имена, численность и распространение якутов-

оленеводов 290

 

Глава II Культурно-бытовые особенности

1. Говор якутов-оленеводов 307

2. Обычаи и нравы северных якутов 313

3. Шаманство северных якутов 324

 

Глава III. Героический эпос якутов-оленеводов

1. Хосунные сказания 338

2. Схема оленекского хосунного эпоса 352

3. Отражения исторических событий в хосунном эпосе 361

4. Легенда о бородатом народе 386

 

Глава IV. Заключительные выводы. (Происхождение якутов- оленеводов и исторический путь их переселений на Север) 398

 

 


[1] Первые буквы употребляются автором при передаче якутских слов и выражений, а вторые соответствующие им знаки современного якутского алфавита (на основе унифицир. новотюркского):

а—а; э-е; ы—ь; и—i; о—о; ё—е; у—и; б—Ь; д—d; ч—с; г—g; й—j; к—к; л—I; м—т; н—n; п—р; х—q; р—r; с—s; т—t; дж—ҫ; нг—носов, н нь, ннь—nj; njnj; ль, лль —lj, Ijlj, Дифтонги: уо-ио; юё-уо; иэ—je; ыа —ьа: Долгота гласных передается удвоением. Придыхательные «г» и «с» не обозначаются.

 

[2] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXV. Партиздат, 1934 г., стр. 22.

[3] См. названное сочин. М. П. Алексеева. Т. 1, часть II, Иркутск. Крайгиз. 1936 г., стр. 141. Амстердам.

[4] См. там же, стр. 147—148.

[5] См. там же, стр. 140.

[6] См. соч. Страленберга. Стр. 128.

[7] М.П. Алексеев. Там же, т.1, ч.2, стр.88

[8] См. журн. «Новые ежемесячные сочинения». Ч. XXII, апр. 1788, «Из дневниковых записей адъюнкта Акад. н. Ивана Исленева, бывшего в г. Якутске для наблюдения явления Венеры в солнце 1769 г.»

[9] «Поездка в Якутск». 1844 г., 2 изд., стр. 228.

[10] «Путешествие на север и восток Сибири». Спб., 1869 г., ч. II, стр. 759.

[11] «Вилюйский округ». Спб., 1878 г., ч. 3, стр. 38.

[12] «Путешеств. по северо-вост. части Якут. обл. в 1868—1870 гг.». Перевод с немец. Спб., 1894 г.. стр. 450—451.

[13] Стокгольм, 1730.

[14] Перевод цитат из иностр. авторов см. в конце книги — Прил. I.

[15] См. соч. Страленберга. Стр. 128.

[16] См. там же.

[17] См. там же.

[18] См. наш сбор. «Эллэйада» §§ 1, 4—10,! 3; 14, 19, 26, 37, 49, 229, 232—235, 236, 265, 316.

[19] Там же, §§ 1, 20, 37 и 224.

[20] Там же, стр.375.

[21] Радлов. Опыт словаря. Т. 3, стр. 1034 и 1038.

[22] Радлов. Там же, т. 3, стр. 851 и 854.

[23] Пекарский. Якут, слов., стр. 678.

[24] См. сбор. трудов «Саха кэскилэ». Вып. III. 1927 г., стр. 7.

[25] «Сибирская история». Стр. 5—6, прим. 4.

[26] «I Всесоюзный тюрколог, съезд. Стен. отч.» Баку. 1926 г., стр. 106

[27] Опис. Сиб. царст. Спб., 1787 г. Изд. 2, стр. 21.

[28] Там же, стр. 22.

[29] Огородников. Очерки истории Сибири. Ч. I. Иркутск. 1920 г., стр. 51.

[30] Там же, стр. 52.

[31] Фишер. Сибир. ист. Спб., 1774 г., стр. 17818.

[32] Там же, стр. 89.

[33] Там же, стр. 18.

[34] Там же, стр. 25—29.

[35] Рашид-Эддин. Истор. монголов. Введ. о турец. и монг. Труды Вост. имп. арх. общ. Ч. V. 1858 г., стр. 78—79.

[36] Там же, стр. 16, 44 и 48.

[37] Там же, стр. 56.

[38] Там же, стр. 54.

[39] Там же, стр. 59.

[40] Там же, стр. 57.

[41] Там же, стр. 63.

[42] Там же. Прим. 66 на стр. 89.

[43] Там же, стр. 56.

[44] Там же, стр. 54.

[45] Там же, стр. 66.

[46] Там же, стр.31.

[47] Там же, стр. 16-17.

[48] Там же, стр.56.

[49] Там же, стр. 88-89.

[50] Там же, стр.64, 67.

[51] Там же, стр.99

[52] Там же, стр. 285, прим. 64.

[53] Там же, стр. 287, прим. 65.

[54] Там же, стр. 84.

[55] Там же, стр. 74.

[56] Миллер, стр. 22.

[57] Фишер. § 60.

[58] Фишер. Стр. 547.

[59] Т. 2-й, стр. 344—346.

[60] Назв. раб. т. 2, стр. 351.

[61] Там же, стр. 493—499.

[62] Казань, 1902г., стр. 182—185.

[63] Словарь, стр. 3061.

[64] П. А. С ловцов. Истор. обозр. Сибири. Спб., 1886 г., т. I, стр 86.

[65] Л. Шренк. Об инородцах Амурского края. Т. I, стр. 95 и 211.

[66] «Заметки о населении Якутской обл. в историко-этнографическом отношении». Памятн. книжка Якут. обл. на 1896. Вып. I, стр. 114.

[67] Жур. «Любитель словесности» за 1806 г., ч. I, стр. 118—147 «О проис­хождении, вере и обрядах якутов».

[68] Там же, стр. 119-120.

[69] Н. Щукин. Поездка в Якутск. Изд. 2, Спб., 1844 г., стр. 273—274.

[70] Baron Maydell. Retsen und Forchungen im Jakutskischen Gebiet Ostsibiriens. 1896. Zw. Theil 454 s.

[71] Вилюйск и его округ. Зап. Сиб. отд. Имп. рус. геогр. о-ва. 1864 г., кн. VII, стр. 39—40.

[72] Там же, стр. 274.

[73] Серошевский. «Якуты», стр. 206.

[74] См. Зап. Имп. русс, геогр. о-ва за 1878 г., т. VIII. Отд. 2, стр. 259—299.

[75] «Северный архив». 1822 г., ч. 3, стр. 204—221, 273—300, 367—380.

[76] «Якуты». «О южном происхождении якутов». Стр. 183—210.

[77] Там же, стр. 197.

[78] Там же, стр. 201—202.

[79] Там же, стр. 206.

[80] Там же, стр. 206 и 209.

[81] В якутской поэзии «хахай» собственно и значит вепрь, ибо он всегда служит символом лютости, свирепости, а льва якуты обычно назы­вают «кыыл ыраахтаагыта», царь зверей. Впрочем, у современных якутов, не видящих в натуре ни того и ни другого зверя, эти названия вполне естественно путаются.

[82] См. словарь Пекарского, стр. 366.

[83] См. там же, стр. 323. и Будищев. «Русско-якутский словарь».

 

[84] Вып. 2, стр. 130—140, а также в «Памятн. книжке Якутской области за 1896 г.»— «Заметки о населении Якутской области в историко- этногр. отношении». Стр. 114. Прим. 2.

[85] «Якуты». Стр. 165.

[86] «Якуты». Стр. 203.

[87] Там же, стр. 210.

[88] Там же, стр. 208.

 

[89] Там же, стр. 183—190.

[90] Там же, стр. 206.

[91] Красноярск. 1928 г. Изд. ЦЗУ СССР Сиб. Краев, стат. отд. Вып. 1, стр. 14.

[92] См. «Эллэйада». § 315.

[93] См. «Эллэйада». § 315.

[94] Живая старина. 1896 г. Вып. III—IV. Стр. 329—333.

[95] Зап. Имп. русс. геогр. общ. по отд. этнограф. Т.4, стр. 446.

[96] Извест. Общ. археол., истории и эти. при имп. Казанском универ., т. XV, вып. 5—6, 1898 г., стр. 21—29.

[97] Там же, стр. 28.

[98] Там же, стр. 29.

[99] Г. Н. Потанин. «Очерки Запад. Монголии». Ч. IV, стр. 13.

[100] Кочнев. Там же, стр. 27.

[101] Письма Н. Ф. Катанова из Сибири и Вост. Туркестана. Прилож. к LXXIII—му тому «Зап. Имп. Акад. наук». № 8, Спб., 1893 г., стр. 2 и след.

[102] Казань. 1902 г., стр. 12—17. Глава II — «Родственные якутам на­роды. Прародина якутов».

[103] «Черная вера» и др. статьи. Спб., 1891 г., стр. 82—87.

[104] М. Райков. Отчет о поездке к верховьям реки Енисея в 1897 г. Изв. Ими. Русс. Геогр. о-ва, т. XXXIV, вып. IV, стр. 29.

[105] См. Опыт. исслед. урянх. языка. Казань, 1903 г. Предисл. стр.11.

[106] См. «Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири и Джунгарии». (Перевод с немец.). Томск. 1887г., стр. 11.

[107] См. Проф. Н. Ф. Катанов. «Поездка к карагассам в 1890 г.». Зап. Имп. русс. географ. о-ва по отд. этн. т. XVII, вып. II, стр. 141, а также В. Н. Васильев: — «Краткий очерк быта карагасса». Этнограф, обозр., кн. LXXXIV—LXXXV. Стр. 3 отд. отт.

[108]Радлов. Опыт словаря... т. 3, стр. 497, 1513—1514.

[109] «О алтайцах и черневых татарах». Изв. Имп. Русс. Геогр. Общ. 1881, т. XVII, вып. 4, стр. 230.

[110] Опыт словаря.... Т. 3, стр. 1514.

[111] Словарь якут, яз., стр. 2877.

[112] См. Радлов. Опыт словаря... Т. 3, стр. 1597.

[113] См. Там же.

[114] См. Там же, т. 3, стр. 1596.

[115] См. Словарь Пекарского, стр. 2929.

[116] См. Русско-монголо-бурят. словарь И. А. Подгорбунского. Стр. 120.

[117] См. История монголов Рашид-Эддина. Введение.

[118] Waldemar Wochelson. The Yakut. Anthropological Papers of the Ame­rican Museum of Natural history V. XXXIII, p. 11. New York. 1933.

[119] Спб., 1898 г.

[120] Kumiss Festivals of the Yakut and the Decoration of Kumiss Vessels. New-York. 1906.

[121] Нельзя не отметить слишком преувеличенное представление Иохель­сона о ценности и значении раскопок проф. Петри в деле установления прибайкальского этапа якутской истории.

Иохельсон заблуждается и относительно опубликованных Петри пряслешков из каменного угля с орхонскими письменами, полагая, что они принадлежат к составу раскопочного материала самого Петри. На деле эти пряслешки представляют из себя случайный подъемный материал, добытый посторонними лицами. Заслуга проф. Петри заключается в отыс­кании этих находок и опубликовании их. И этого вполне достаточно для признания огромного значения археологических работ Петри в деле проясне­ния древней истории якутского народа, ибо на отысканных им пряслешках расшифровываются слова якутской речи. (О расшифровке орхонских письмен, заключающихся в двух пряслешках, опубликованных Петри, см. статью финляндских лингвистов Кая Доннера и Марти Резенена в жур. финно-угорского общ. т. XV, 2 за 193) г. под заглавием «Zwei neue tü rkische Runeninschriften» и рецензию автора этих строк в оборон. «Язык и Мыш­ление» 1, за 1933 г. Ленинград, 170—173 стр. под заглавием — «Рас­шифровка двух памятников орхонской письменности из западного При­байкалья».

[122] См. «Очерк истории Сибири». Ч.1, стр. 143, 163-164 и 182-183.

[123] Э. К. Пекарский и Г. Ф. Осмоловский. «Якутский род до и после при­хода русских». Пам. кн. Якут. обл. 1896 г., вып. 1, стр. 25.

[124] «Д. А. Клеменц и историко-этнографические исследования в Мину­синском крае». Изв. Вост.-Сиб. отд. Русс. геог. общ. за 1916 г., стр. 47— 48, 57—58, «Туба» — в «Сибирских записках» за 1918 г. «Хакасы» — 1925 г. 16—17, 21—23 стр. «К вопросу о расселении бурят около Бай­кала» — «Сибирская живая старина». 1925 г. и «К вопросу о происхож­дении якутов-сахалар» в «Очерках по изучению Якутского края». Вып. 2, 1928 г.. стр. 5—14.

[125] «Поездка в Якутск». 2 изд., стр. 273.

[126] См. Иакинф Бичурин. «Собрание сведений о народах Средней Азии и т. д.» Ч. 1, стр. 375, 439-440.

[127] См. Словарь якут. яз. Стр. 2134.

[128] См. Die jahutische Sprache и т. д., стр. 53.

[129] См. его предисловие к «Краткому якут. словарю» Пекарского. Пет­роград, 1916 г., стр. X.

[130] См. Катанов. «Отчет о поездке, соверш. с 15 мая по 1 сентября 1896 г. в Минусинский окр.» Учен. зап. Казанск. унив. за 1897 г. Отд. «Унив. летопись». Стр. 43 и 44.

[131] Радлов. Опыт словаря, т. 4, ст. 523.

[132] Там же, ст. 528.

[133] Слов. якут. яз., ст. 2259 и 2295.

[134] Э. К. Пекарский. Якут. словарь. Предисл., стр. 11.

[135] Н. Катанов. Отчет о поездке, совершенной в 1896 г. в Минусинский округ. Учен. зап. Казанского унив. за 1897 г., кн. III.

[136] См. Перевод с немец. яз. самого же Козьмина. Иркутск. 1929 г., стр. 6.

[137] Опыт словаря. Т. 4, стр. 571.

[138] См. Цитир. выше его отчет.

[139] См. «Этногр. обзор». Переводы Козьмина и неизв. автора.

[140] «Этногр. обзор и проч.». Перевод с немец, неизв. авт. Томск, 1877 г., стр. 2.

[141] Т.1, стр. 134.

[142] «К вопросу о времени переселения бурят в Прибайкалье».

[143] «К вопросу о происхожд. якутов».

[144] Ленинград. 1929 г., стр. 44.

[145] См. проф. Н. И. Ашмарин. Из его доклада на I Всесоюзном тюркологическом съезде в Баку. Стен. отч. 1926 г., Баку, стр. 143.

[146] См. «О языке якутов». Учен. зап. Акад. наук по I и III отд., т. I, вып. 5, стр. 415.

[147] Бётлингк. Там же, немец. текст. Введение, XXXIX стр.

[148] А. Миддендорф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. II. Ко­ренные жители Сибири. Стр. 769, 792—793.

[149] Там же, стр.764.

[150] Г. Вамбери. Названн. соч., стр.10.

[151] Там же, стр. 12—13.

[152] Там же, стр. 41.

[153] Названн. соч., стр. 148.

[154] В. Серошевский. Якуты. стр. 197.

[155] Вамбери. Уйгур, яз. пам. и т. д., стр. 3.

[156] Там же, стр. 3.

[157] Там же, стр. 5.

[158] Зап. Импер. Акад. н. по истор. фил. отд. № 7. Спб., 1908 г.

[159] См. назв. соч. Радлова, стр. 1.

[160] Жур. «Живая старина». 1908 г., вып. II, стр. 254—256.

[161] Там же, стр. 51.

 

[162] Там же, стр. 16-17.

[163] См. там же, стр. 2.

[164] См. I Всесоюзный тюркологический съезд. Стеногр. отч. Баку 1926 г., стр. 101 —102.

[165] См. А. Н. Самойлович. «Некоторые дополнения к классификации турецких языков». Петроград, 1922 г.

[166]Ф. Е. К о р ш. «Классификация турецких племен по языкам». «Этногр. Обозр.». Кн. 84—85. 1910 г.

[167] Бол. энц. слов. Брокг. 1 изд. Статья «Турецкие наречия и литературы».

[168] Н. Н. П оппе. Учебная грамматика якутского языка. Москва, 1926 г., стр 5.

[169] Там же, стр. 15. Перевод см. прилож. 1.

[170] Там же, стр. 16. Перевод см. прилож. 1.

[171] См. об этом подробно в статье С. В. Ястремского «Падежные суф­фиксы в якутском языке». «Труды сибиряковской эксп.» Иркутск. Вост.— Сиб. отд. ИРГО. 1898 г.

[172] Радлов. Цитир. соч. о якут. яз., стр. 30.

[173] См. цитир. выше стеногр. отч., стр. 58.

[174] Доклад H. Н. Поппе. Цит. стен, отч., стр. 104—118.

 

[175] Там же, стр. 114.

[176] Зап. Вост. отд. арх. общ., т. XX, вып. II—III за 1911 г., стр. 156—181.

[177] См. цит. соч., стр. 53—58.

[178] Там же, стр. 53.

[179] См. «Хрестес. Шаманизм и христианство». Иркутск. 1929 г., стр. 100—101.

[180] Там же, стр. 55.

[181] Там же, стр. 56.

[182] Там же, стр. 56.

[183] «К характеристике физического типа якутов». Зап. Вост.-Сиб. отд. ИРГО, т. III, вып. I. Иркутск, 1896 г.

 

[184] См. «Основные тезисы докладов Г. В. Ксенофонтова на тему «Про­исхождение якутов». Журн. «Бурятоведение». 1928 г., № 15—2.

[185] №№ 4—6, 1935 г., стр. 43—53.

[186] «Вопросы ленинизма». 10 изд. 1934 г., стр. 4.

[187] Подробно об этом см. в VI гл. 1-й части.

[188] См. М.Н. Соколов. " Якутия по переписи 1917 г." Вып 2, стр. 24.

[189] См. кн. Н. А. Кострова «Очерки юрид. быта якутов». Зап. Имп. русс. геогр. общ. Спб., 1878 г., т. VIII, отд. 2., стр. 259—299.

[190] См. Зап. Им. росс. общ. по отд. этногр. Т. XXXIV. «Сборник в честь 70 лет Г. Н. Потанина».

[191] В. Л. Приклонский. Три года в Якутской области. Жур. «Живая старина» за 1890 г. Вып. II, гл. II, стр. 24—35.

[192] Полная копия докладной записки И. С. Говорова с изложением её истории сохранилась в мемуарах покойного старожила г. Якутска Д. И. Ме­ликова, который любезно разрешил нам ознакомиться с ней. Текст Говорова и Приклонского совпадают во всех существенных местах.

 

[193] См. И. Майский. Современная Монголия. Иркутск, 1921 г., 27—28 стр.

[194] См. жур. «Бурятоведение» за 1928 г. № 1—2. Заметка В. И. Сосновского под заглавием «Основные тезисы докладов Г. В. Ксенофонтова на те­му «Происхождение якутов». II. 6.

[195] Аналогичный обычай, между прочим, констатируется у турок Урян­хайского края. М. Райков об урянхайцах пишет: «Никто из саянцев не хо­тел сказать имени огурды, так как им нельзя произносить его имя». (См. «Отчет о поездке к верховьям р. Енисея в 1897 г.». Изв. Имп. геогр. о-ва, т. XXXIV, вып. IV, стр 26).

[196] См. " Якуты". Стр. 604-609. " Крысья голова и война зверей и птиц".

[197] См. Фабрициус. «Почта и народное хозяйство в России в XVII в.» Спб., 1864 г. Лаппо-Данилевский. «Организация прямого обложения в Мос­ковском государстве». Спб.. 1890 г.

[198] См. Радлов. Опыт слов. тюркс. нар. Т. 3, стр. 127—128, 298 и 311.

[199] См. И. Бичурин. «Собрание сведений о народах, обитавших в Сред­ней Азии в древнейшие времена». Ч. I, стр. 424 и 426.

[200] Однако, необходимо оговориться, что это положение носит условный характер. Нетленные археологические остатки свойственны и для эпохи номадизма: до наших дней сохраняются не только погребальные сооружения из камня и глины, кости людей и животных, предметы из металла, но даже при благоприятных условиях изделия из дерева, бересты, волоса, кожи и тканей. Номадам центрально-азиатских степей не были чужды и крепостные сооружения в виде рвов и валов, а также каменные и глинобитные стены. Но эти археологические остатки, во-первых, мало изучены, во-вторых, при современном уровне развития исторических знаний не достаточно индиви­дуализированы по этническим и культурным признакам. Счастливое исклю­чение по своему характеру представляют, конечно, не особенно многочис­ленные эпиграфические памятники.

Во всяком случае, в деле изучения истории некоторых отделов кочевых народов археология со временем в ряде вспомогательных научных дисцип­лин, несомненно, займет почетное место. Но она имеет гораздо меньшее значение при изучении исторического прошлого номадов, чем оседло-земледельческих народов. Но это положение не всегда учитывается современны­ми археологами.

 

[201] С. Урсынович. Религия туземных народностей Сибири. Москва, 1930 г., стр, 8.

[202] Н. Харузин. «Этнография». Лекции. Спб., 1901 г., вып. I, стр. 185.

[203] Серошевский. «Якуты». Гл. IV. «Экономические основы быта — замена конного скота рогатым». 260—270 стр.

[204] Ошибку Серошевского и многих других ее единомышленников по интересующему нас вопросу отметил и новейший исследователь экономиче­ского быта якутов М. К. Расцветаев. Он в своей специальной монографии, недавно вышедшей в издании Академии Наук, пишет:

«Все исследователи материального быта якутов сходятся на том, что якуты в момент прихода в край были коневодами. Собственно никто не пы­тался основательно доказать это предположение. Доводы, приводившиеся в его пользу, не являются сколько-нибудь вескими...

Подробно разобравшись в этом спорном вопросе, автор так формулирует свои выводы:

«В заключение можно снова вернуться к вопросу, поставленному внача­ле: кем же были якуты до прихода их в край — коневодами или скотовода­ми (разумеется, рогатого скота)? И ещё раз следует подчеркнуть, что во­прос, так поставленный, не имеет никакого реального смысла и значения, а любое его разрешение останется пустым звуком. Можно высказать пред­положение, что скорее всего якуты были и тем и другим одновременно. Но даже и в этом предположении нет никакой нужды».

(См. «Очерки по экономическому и общественному быту якутов». Труды Совета по изучению производительных сил. Вып. 7. Ленинград. 1932 г., стр. 28, 35—36).

С книгой Расцветаева мы ознакомились уже по написании этого тома наших очерков. Поэтому мы были лишены возможности при критическом разборе приведенной выше гипотезы Серошевского останавливаться на воззрениях тов. Расцветаева. По нашему мнению, этот автор в основном хотя и прав, но, однако, кое в чем правы и его противники, во взглядах которых нашли свое отражение диалектические противоречия в развитии экономического быта древних якутов за длительный период их переселений на север. Вопрос, поднятый Серошевским, далеко не является «пустым зву­ком» и в нем содержится большое зерно «реального смысла», что так уси­ленно отрицается тов. Расцветаевым. См. ч. 3. гл. III, § 6 наших очерков.

 

[205] A. Erman. «Reise um die Erde durch Nord Asien und die bieden Oceatie in den Jahren 1828, 1829, 1830». Berlin. 1838. 2 Band, 245.

[206] Извест. Общ. истор. и этногр. при Казанском универс. т. XXVII. Вып. 2. Прилож. стр. 4—9.

[207] «Якуты». Стр. 356.

[208] Войсковая челобитн. енисейских стрельцов. Столб. Сибир. приказа № 368, 143—153.

[209] Там же, акты за 1637 г. ст. А, л. 6117/73, л. 281—290.

[210] Челобит. Петра Бекетова. Сиб. прик., столбцы 368.

[211] В. Радлов. Опыт слов. тюрк. нар., т. I. 243 и 652 ст.— «анбар», «анмар», «амбар».

[212] См. гл. II очерков.

[213] Статистические данные о народонаселении Якутской республики взяты из книги Г. А. Попова «Якутский край». Вып. II. Якутск. 1926 г. Стр. 7. Они представляют из себя сводку на 1 октября 1925 г. Количество скота и Якутской респ. показывается по данным сельскохозяйственной переписи 1917 г. (См. книгу М. П. Соколова. Якутия по переписи 1917 г. Иркутск, 1925 г., стр. XXXI).

Статистические данные по Туруханскому краю взяты из книги «Мате­риалы приполярной переписи 1926—1927 гг. в Сибирском крае». Красно­ярск, 1928 г., вып. I, стр. 26—27, вып. II, стр. 124—125, 152—153.

 

[214] И. И. Серебренников. Буряты, их хозяйственный быт и земле­пользование. Верхнеудинск. 1925 г., т. 1. стр. 103.

[215] Там же, стр. 16.

[216] Там же, стр. 99.

[217] Иоганн Готлиб Георги. Описание всех в Росс. госуд-ве обитаю­щих народов. Спб., 1799 г., ч. IV, стр. 27.

[218] Ф. Шперк. Статья «Буряты» в энц. слов. Брокгауза, 1891 г., т. V, стр. 64.

[219] См. сборник «Эллэйада» (материалы по мифологии и легендарной истории якутов), собранный автором. Рукопись. § 180.

[220] Сборн. якут, фольклора под заглав. «Дополнение к Эллэйаде». § 1. Рукопись автора.

[221] Верх. сбор. Стр. 66—72.

[222] Основной сюжет этого рассказа об избрании царя птицами, вероятно, много древнее якутских переселений на север. Такие рассказы об избрании царя птицами бытуют и среди бурят-монголов.

 

[223] Эллэйада. § 229.

[224] Там же, § 25.

[225] См. сборник «Эллэйада» — главы I, V, VI, XI—XIV и «Дополнение к Эллэйаде».

[226] См. «Якуты», стр. 219.

[227] См. Там же, стр. 223.

[228] См. Иоганн Фишер. Сибирская история. Спб., 1774 г., стр. 368, прим. 38.

[229] См. Левенталь. Подати, повинности и земля у якутов. Стр. 244. прим. 3. Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов. Труды Ком. по изуч. Якут. авт. респ. Т. IV. Ленингр., 1929 г.

[230] См. И. И. Майнов. Население Якутии. Сборн. «Якутия». Изд. Акад. н. Ленинград, 1927 г., стр. 324 и 331.

[231] См. Г. А. Попов. «Расселение якутов в XVII и XVIII стол.»— Извест. Якут. отд. гос. русс. геогр. общ. 1928 г., т. III, стр. 43.

[232] Майнов. Там же, стр. 324.

[233] Попов. Там же, стр. 42.

[234] При проплывании Бекетова в мае все приленские якуты должны были проживать на летниках в таежной полосе. На островах Лены они только зимуют.

[235] И.И. Майнов. Там же, стр. 324-325.

[236] С. В. Бахрушин. Исторические судьбы Якутии. Сборн. «Якутия». Лнгр., 1927 г., Стр. 275.

[237] Наказ Петру Головину напечатан в «Русс. истор. библ.», т. 2, стр. 961—972.

[238] См. Г. А. Попов. Очерки по истории Якутии. Якутск, 1424 г., стр. 1

[239] См. «Эллэйада». §§ 311 и 312.

[240] См. М. П. Соколов. Якутия по переписке 1917 г. Иркутск, 1925 г., стр. 82.

[241] Так называемые «вилюйские тунгусы» не являются тунгусами в соб­ственном смысле этого слова. Дальше (часть II наших очерков) мы доказы­ваем, что вилюйские или оленекские тунгусы составляют основное ядро «северных якутов-оленеводов», которые издревле говорят по-якутски, сами считают себя «якутами» и имеют обычаи и нравы более близкие к якут­ским, чем к тунгусским.

[242] См. «Наказ Головину». Там же, стр. 968.

[243] См. И. Ф. Молодых. «Пути сообщения Якутии». Сборн. «Якутия», стр. 643.

[244] См. «Эллэйада». §§ 134, 87, 88.

[245] Там же, стр. 327.

[246] Там же, стр. 334.

[247] Там же, стр. 335-336.

[248] В той же статье «Население Якутии», стр. 395.

[249] См. доп. к Ист. Акт. Т. II, стр. 254.

[250] См. Серошевский. «Якуты». Прил., стр. 683. Офиц. стат. данные.

[251] См. «Эллэйада». § 329.

[252] См. Гр. Попов. Расселение якутов в XVII и XVIII ст. Выписка из «Дневных записей П. Бекетова», стр. 43.

[253] Майнов. Там же, стр. 327.

[254] Майнов. Там же, стр. 395.

[255] Цитата по Майнову. Стр. 331-332.

[256] Якуты, стр. 223.

[257] См. Эллэйада. § 212 А.

[258] См. доп. к Ист. Акт. Т. II, стр. 224.

 

[259] Москва. 1925 г., вып. II, стр. 67-82.

 

[260] См. М. Кротов. Якутская ссылка 70—80 гг. Москва, 1925 г., стр. 1987

[261] См. Г. А. Попов. История Якутии. Якутск. 1924 г., стр. 24—25.

[262] Там же, стр. 329-330.

[263] См. Н. Оглоблин. Семен Дежнев. Спб., 1890 г, стр. 54.

[264] См. М. Кроль. Статья «ясак» в энц. слов. Брокг., 82, 840 стр.

[265] См. В. В. Радлов. Опыт словаря тюркск. наречий. Т. 3, стр. 214— 216.

[266] Там же, стр. 215.

[267] Там же, т. I, стр. 436—437.

[268] Д. Хитров. Описание Жиганского улуса. Зап.-сибирск, отд. русс. геогр, об-ва, 1856 г., кн. I, стр. 53—83.

[269] Краткий очерк инородцев Туруханского края. Ежегод, Русс. антроп, общ. 1905—1907 гг. № 2. Изображения долгано-якутских духов, как атри­буты шаманства. Живая старина. 1909 г. № 2—3. Якутские названия разных предметов, собранных среди долган-якутов Енисейской губ.

[270] «Якуты». Стр. 307.

[271] См. Допол. к Истор. Акт. Т. VI, № 136.

[272] См. карту «Устие Лены и северной части Якутского уезда», изданную Акад. наук в 1745 г. Сборник «Якутия». Стр. 38—39. Карта Ремезова воспроизведена там же, стр. 16—17.

[273] Там же.

[274] См. Допол. к Истор. Акт. Т. VI. № 136.

[275] Ясачные оклады этого года приводятся в статье Н. В. Воленс «Очерки хозяйственного строя Якутии». Сборн. «Якутия». Стр. 680.

[276] В дореволюционной Сибири «дружками» называли друг друга русские и туземцы, ведущие длительное знакомство на почве постоянного товаро­обмена. Это — одна из форм проявления колониальной эксплуатации отста­лых народов.

[277]См. Допол. к Ист. Акт. Т. 2, стр. 240 и там же № 88, стр. 243.

[278] См. Сборник «Якутия», стр. 331—332.

[279] См. его статью «Расселение якутов в XVII и XVIII вв. «Изв. Якут­ского отд. геогр. об-ва. 1928 г., т. III, стр. 43.

[280] Уже по написании настоящей работы летом 1933 г. нам удалось озна­комиться бегло в архиве ЯАССР с рядом выписок из Столб. Сибирь. При­каза, ещё не опубликованных, «составляющих особую папку под техническим обозначением «Фонд Васильевского» (фамкл. организатора выписок, ко­мандированного в центр в советское время). В тетради № 8 приведены выписки из книги ясачного сбора с новые реки Яны, что собирали енисей­ские служилые люди Петр Перфильев с товарищами за 144—146 г.» (1636—1638 гг.).

Здесь перечисляются сборы с целого ряда якутов: «На Лене ниже Мо­лоды реки (низовья Лены немного выше с. Булуна), а также из района Устья Яны — у тюкагирского князца (это современные ламуты рода «тюгэсиир» в б. Верхоянском округе) со всего рода три сорока 20 соболей, [280] опорка, 2 шубы собольи, с юкагирского князца с Омолоя (река того же названия впадает в Ледовитый океан на запад от устья Яны) со всего ево роду 53 соболя, 4 опорка... С якуцкого тоена (начальника) с Камука, с Мадина да с шамана... (здесь наши карандашные заметки стерлись)... с их родов 66 соболей, 10 пластин... С Сасыля (якутское имя, имеющее нари­цательное значение «лисица») ево роду 23 соболя, 4 пластины, с Короноя и ево роду 10 соболей...» и т. д.

Здесь совершенно отчетливо устанавливается кочевание якутов (олене­водов) в эпоху русского нашествия вперемежку с ламутами и юкагирами на тундре в пределах б. Усть-Яиского улуса. В пределах р. Омолоя теперь кочуют как якуты-оленеводы, так и скотоводы, выходцы из разных наслегов соседнего Верхоянского улуса.

Эти исторические документы интересны ещё в том отношении, что уста­навливают происхождение географического названия «Омолой», воспроизво­дящего имя одного юкагирского князя. Очевидно, в старину бассейн этой реки был целиком занят юкагирами.

[281] Все приведенные слова см. в прил. «Олен. хосун. эпопея», «Словарь особенных слов в говоре якутов-оленеводов».

[282] Миддендорф. Путешествие на северо-восток Сибири. Коренные обитатели. Стр. 762.

[283] Образец долбленых лодок бурят можно видеть в этнограф. отд.

Вост.-Сиб. краев, музея в г. Иркутске.

[284] См. доп. к Ист. Акт., т. II, стр. 240.

[285] Доп. к Ист. Акт., т. VII, стр. 133—134.

[286] Цитир. по статье Л. С. Берга «История географического ознакомления с Якутским краем», Сбор. «Якутия», стр. 32.

[287] См. Доп. к Ист. Акт., т. II, стр. 263.

[288] См. Памятн. книжку Якут. обл. 1867 г., стр. 119.

[289] Статья Л. С. Берг. Там же, стр. 33.

[290] Миддендорф. Там же, стр. 761.

[291] См. гл. «Расселение якутов к моменту русского завоевания».

[292] См. сборн. «Якутия», стр. 689.

[293] См. М. Константинов. Пушной промысел и пушная торговля в Якутском крае. Стр. 61.

[294] Подробно об этих кангаласских беженцах см. наши очерки, ч. III, гл. IV.

[295] Цифры приводятся по данным посемейного списка к 1916 г. из дел земск. засед. 2 уч. Верх. округа.

[296] См. Сборник «Эллэйада», § 216.

[297] Сборник «Якутия». Стр. 396.

[298] См. Кривошапкин. Енисейский округ. 1865 г. Изд. Имп. русс. геогр. общ-ва. Т. 1, стр. 371. Миддендорф. Коренные обитатели северо- востока Сибири. Стр. 759. П. Е. Островских. Извлечение из его дневника под заглавием «Поездка на озеро Есей», читанного на заседании Красно ярского подотдела геогр. о-ва 28 января 1903 г. Известия подотдела за этот год, а также статья Долгих «Население полуострова Таймыра и прилежащего района». Жур. «Северная Азия», № 2, 1929 г.

[299] См. Прилож. к нашим очеркам «Оленекская хосунная эпопея», § 9.

[300] Там же, § 28.

[301] Там же, § 2.

[302] Численность северных якутов, проживающих в пределах Туруханского края (якутов оз. Есей, затундринского рода и долган), устанавливалась нами по последним данным, приведенным в работе Б. О. Долгих «Население полуострова Таймыра и прилегающего к нему района». «Северная Азия», № 2 за 1929 г., стр. 49—76). Долгих, один из участников приполярной переписи 1926—1927 гг. в Сибирском крае, в указанной статье ясную картину этнического состава, численности, райо­нов расселения, господствующего языка, отчасти даже обычаев и нравов притундрового населения Туруханского края на восток от Енисея до границ Якутской республики. Недостающие у Долгих сведения позаимство­ваны из опубликованных материалов той же приполярной переписи 1926—1927 гг. (Изд. ЦСУ. Сибирского краевого стат. отд. Новосибирск. 1927 г., вып. I и II).

Численность якутов Жиганского улуса учтена нами лично в январе 1924 г. по поручению уполномоченного Якут. центр, исполн. ком. путем составления посемейных списков. В отношении населения Усть-Янсксго улуса мы воспользовались посемейными списками заседателя 2 уч. Верхоян­ского округа за 1916 г., обнаруженными в архиве села Булун.

В материалах переписи 1917 г. у М. П. Соколова («Якутия по перепи­си 1917 года». Вып. I и II. Иркутск, 1925 г.) приведены более устарелые данные. О численности якутов бассейна р. Оленека, официально знача­щихся «бродячими тунгусами Вилюйского округа», за неимением других надежных материалов, пришлось довольствоваться официальными данными на 1 января 1917 г., приведенными в работе М. П. Соколова. (Из общего числа вилюйских тунгусов нужно исключить население «брангатского рода». Это ошибочное название тунгусов «брангатского рода», вошедших в перепись населения Хочинского улуса под именем Брангатского же наслега, что осталось не замеченным Соколовым).

 

[303] См. Барон Майдель. «Reisen und Forchungen im Jakutskisen in Gebiet», T. 2, стр. 385.

[304] См. дополн. к Истор. Акт. Т. II, № 88, стр. 243—248.

[305] Из былины «Саха Саарын Тойон», записанной нами со слов рапсода Намского улуса Петра Колесова летом 1921 г.

[306] См. Е. Инн. Титов. Тунгусско-русский словарь. Иркутск, 1926 г., стp. 3, 118, 137.

[307] См. Н. Ф. Катанов. Опыт исследования урянхайского языка. § 40.

[308] Наши записи, а также у Е. И. Титова. Тунгусско-русский словарь. О монгольском уменьшительном аффиксе «кан-хан» см. А. Д. Руднев. Материалы по говорам Восточной Монголии. Спб., 1911 г., стр. 201.

[309] См. И. А. Подгорбунский. Русско-монг.-бурят. слов., стр. 331.

[310] Впрочем, это слово можно рассматривать и как пережиток из како­го-то тунгусского диалекта, ибо у илимпейских тунгусов слово «молот» — «салка» одного корня с монгольским «алха». Однако, в данном случае, по всей вероятности, сказалось комбинированное влияние монгольских и тунгусских наречий.

[311] Этногр. обзор инородч. населения долины Южн. Енисея. Минусинск, 1900 г., стр. 67, также Г. Е. Грум-Гржимайло. Западн. Монголия и Урянхайский край. Т. III, стр. 63.

[312] Райков. Отчет о поездке к верховьям р. Енисея в 1897 г. Изв. Русс. геогр. об-ва. Т. XXXIV, вып. IV.

[313] Н.Ф. Катанов. Поездка к карагассам. Зап. Русс. геогр. общ. по отд. этногр. 1891 г., т. XVII, вып. II, стр. 148.

[314] Яковлев. Там же, стр. 95—96.

[315] «Краткий очерк быта карагассов». Этногр. обозр. кн. LXXXVI — LXXXV, стр. 62.

[316] «Поездка к карагассам». Там же, стр. 146.

[317] См. Н. Толоконский. Якутские пословицы, загадки и проч. Иркутск, 1914 г., стр. 59.

[318] Эллэйада. § 189.

[319] Наши собственные расспросные данные в пределах Эхирит-Булагатского аймака, а также М. М. Николаев. «Обряды, связанные с рождением ребенка у бурят (эхир-булаг.)». «Бурятиевед». Сборн., вып. V, 1927 г., стр. 46—47.

[320] «Белкование у аларских бурят и народные поверья». Жур. «Бурято­ведение», 1925 г., № 1, стр. 10.

[321] Очерки Северо-Зап. Монголии. Ч. IV, стр. 92.

[322] П. П. Баторов. «Аларские тайлаганы». Отд. отт. из Изв. Сиб. отд. Русс. геогр. о-ва, 1926 г., стр. 8, прим.

[323] Яковлев. Op. cit. Стр. 102.

[324] См. В. Г. Богораз. Чукчи. Ч. I. Перевод с англ. Лнгр. 1934 г., стр. 130—131, 136 и др.

[325] Мы должны сделать ещё одну оговорку: зимой 1924 года около с. Кюсюря нам удалось прослушать и записать мистерию одного шама­на, по происхождении якута Верхоянского улуса. Она во всех мелочах воспроизводит обычный тип мистерий северных шаманов. Этот шаман был уроженцем бассейна р. Омолоя, впадающего в Полярное море на запад от Яны, где мы находим смешанное оленеводческо-скотоводческое хозяйство. Не будучи знакомы с обычным типом камланий шаманов у скотоводов Верхоянского улуса, мы не рискуем обобщать отмеченные наши особенности упомянутого омолойского шамана на всех якутов верхоянско-индигиро-колымского севера.

Но однако, по собранным нами расспросным данным, шаманство верхоянских скотоводов, как и левобережное северновилюйское, стоит ближе к северному оленеводческому. Якуты-верхоянцы, абыйцы (на Ин­дигирке) и колымчане по своему происхождению, по всей вероятности, представляют из себя смесь ранних вилюйчан с выходцами из Амгино- Ленского плоскогорья Якутского округа. Мы имеем основание подозре­вать, что ранняя вилюйская прослойка верхоянцев, абыйцев и колымчан, состоящая из группы родов — юсальцев, эгинцев и байдунцев, по свое­му первоначальному происхождению были монголы, само собой разумеет­ся, объякученные ещё на юге в пределах Прибайкалья.

 

[326] См. «Районы Северной Азии». Вып. IV. Изд. Госплана СССР. Москва, 1928, стр. 11.

[327] Э. К. Пекарский. Словарь якут. яз. Стр. 340.

[328] Бимбаев. Монголо-русский слов. Стр. 140. В. В. Радлов. Опыт словаря тюркс. нар., т. 3, стр. 878.

[329] Э. К. Пекарский. Там же, ст. 668.

[330] Подгорбунский. Русско-монголо-бурятский словарь. Стр. 64 и Бимбаев. Ук. соч., стр. 173.

[331] См. «Оленекская хосунная эпопея».

[332] Матер. приполярн. переписи 1926—1927 гг. Вып. II, стр. 3.

[333] «Живая старина», 1908 г., вып. III, стр. 362.

[334] См. сборн. «Эллэйада», §§ 1, 6, 8, 19, 20, 26, 30, 37, 40, 224, 229, 232, 265, 316 и 317.

[335] Якутские легенды о Тыгыне и Бэрт-Хара см. «Эллэйада». §§ 80, 100, 106, 118, 121, 138, 167, 168, 176, 178 и 310.

[336] См. «Верхоянский сборник». Стр. 67-68.

[337] «Якуты». Стр. 226—229.

[338] В этом разделе при повторном обозначении имен героев в виду часто­ты этих повторений мы прибегаем к сокращениям, как, например, «Дж». — Джакдааттуур, «Юнгк.» — Юнгкээбил, «Ч» — Чэмпэрэ и т. д., но все эти имена в начале пересказов обозначаются полностью. Необ­ходимостью сокращений якутских или тунгусских слов вызывается часто­той ошибок при наборе иностранных слов и трудностью корректурным исправлений.

[339] См. ч. I, гл. IV.

[340] См. в особ. прил. «Олен. эп.», «Словарь провинциализмов в говоре Якут.-олен-ов» слово «тиикээн».

[341] См. прил. «Олен. Хосун. эпоп.» §§ 21-24, 19-20. Там же, § 23.

[342] Там же, § 23.

[343] Далекое прошлое Прибайкалья. Научно-попул. очерк. Иркутск, 1928 г. Изд. 2, стр. 45—46.

Также у Петри. Доисторические кузнецы в Прибайкалье. Чита. Стр. 14—15.

[344] Петри. Цит. соч. Стр. 55.

[345] «Оленек. хосунн. эпопея». § 22.

[346] Там же, § 23.

[347] Оленекская хосун. эпопея. § 32 и 33.

[348] Там же, § 34.

[349] Л. Шренк. Об инородцах Амурского края. Спб., 1883 г., т. I, стр. 272—273.

[350] «Материалы по солонскому языку». Ленинград., 1934 г., стр. 1.

[351] Радлов. Рhоnetik der Nӧ rdlischen Tü rksprachen. Ч. I, стр. 72—76. А. Бобровников. Грамм. монг.-калмыц. яз. 1849 г., §§ 34— 39.

[352] См. Вестник Русс. геогр. об-ва. Ч. XXI, 1857, отд. II, стр. 96—97.

[353] М. Н. Соколов. Якутия по переписи 1917 г. Иркутск, 1925 г., стр. XXIII, а также И. И. Майнов. «Население Якутии» в сборнике «Якутия». Стр. 397, прим. Майнов ссылается на статистические работы Патканова.

[354] И. И. Майнов. Там же, стр. 390—391.

[355] М. Н. Соколов. Там же, вып. II, стр. 13.

[356] M. Н. Соколов. Там же, стр. 74.

[357] Майнов. Там же.

[358] См. его статью «Историч. судьбы Якутии». Сбор. «Якутия», стр. 284 и там же, прим. 2.

[359] H. Н. Поппе. Цитир. выше соч. 48 и 1 стр.

[360] Зап. Вост. Сиб. русс. геогр. об—ва по этногр. Т. I, вып. 2 «Сказания бурят, записанные разными собирателями», стр. 121.

[361] Миддендорф. Путешествие на Амур. Ч. II, стр. 733.

[362] «Оленекская хосун. эпопея». § 39.

[363] Там же, § 38.

[364] Шренк. Цит. соч., стр. 190.

[365] Архим. Палладий. «Дорожные заметки на пути от Пекина до Благо­вещенска через Манчжурию в 1870 г.». Зап. Русс. геогр. о-ва по общ. геогр, 1871 г., т. IV, стр. 443.

[366] Проф. В. Н. Васильев. «История древности восточной части Средней Азии от X до ХШ века». Труды Вост. отд. Имп. арх. о-ва. Ч. IV, вып. I за 5857 г. «Дорожник Ху-цяо». Стр. 37—40.

[367] «История монголов. История Чиигис-хана до восшествия его на престол». Перевод с персид. Березина. Стр. 15.

[368] М.Н. Соколов. Цит. соч., вып. II, стр. 54.

[369] М.Н. Соколов. Цит. соч., вып. II, стр. 54.

[370] H. Н. Поппе. «Дагурское наречие». Ленинград, 1930 г., стр. 4—5. Матер. Комисс. по иссл. Монгольской и Танну-Тувин. респ. В. 6.

[371] Э. К. Пекарский. Слов. якут, яз., 727 стр.

[372] «Материалы Комиссии по изучен. Якутской Авт. Респ.». Вып. 10. «Краткие отчеты о работах отрядов якут. эксп. Акад. наук». Ленинград, 1929 г., стр. 121.

[373] «Якуты». Стр. 350— 351.

[374] Е. И. Титов. Тунгусско-русский словарь. Иркутск, 1920 г.

 

[375] См. «Эллэйада». § 246.

[376] Там же, § 138.

[377] Там же, § 308.

[378] См. М.Н. Соколов. Цит. соч., XXIII стр.

[379]М. Н. Соколов. Цит. соч., XXII—XXIII стр.

[380] См. «Оленек, хосунн. эп.», §§ 4 и 5.

[381] Schmidt. «Geschichte der Ost-Mongolen und thres Fü rstenhauses verfasst von Ssanang Ssetcen Chungtaindschi. 1829. 57.

[382] См. сборн. сочин. Банзарова. «Черная вера» и проч. Спб., 1891 г., статья «Об ойратах и уйгурах», стр. 84.

[383] Sanl. hist Nachr. ü ber die Mongol. Dö lkerschaften. В. 1, 5.

[384] См. H. Катанов. Опыт исслед. урянх. яз. Прил. слов., стр. 157.

[385] М. Н. Соколов. Цит. соч., стр. XIX.

[386] Проф. Пальмов. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пред. России. Астрахань, 1922 г.

[387] См. А. Д. Руднев. Материал по говорам Вост. Монголии. 1911 г., стр. 252.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.