Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Талистических стран).






Сцена из спектакля (о

борьбе с империализ­мом).

Песни протеста (исполня­ет солист с оркестром).

В последнем варианте принцип блоков — эпизодов уточ­нился.

1. Трагедия Чили

а) Письмо из чилийского застенка.

б) Документальный киносюжет о Чили.

в) Выступление рабочего, побывавшего в Чили.

г) Стихи П. Неруды.

2. Это — фашизм, фашизм не пройдет

а) Выступление международного обозревателя.

б) Фрагмент из фильма «Обыкновенный фашизм».

в) «Бухенвальдский набат» (исполняет хор).

3. Фашистские режимы насаждает империализм

а) Стихи о ЮАР.

б) Песни американских негров.

в) Отрывок из программы агитбригады.

4. Молодость против империализма

а) Фрагмент из фильма (борьба молодежи капитали­стических стран).

б) Сцена из спектакля.

в) Песни протеста (исполняет солист с оркестром).

При составлении плана мероприятия характерной ошибкой бывает такое расположение эпизодов, при кото­ром предполагается нагнетание событий, фактов, эмоцио­нальных моментов. На это ориентируются подчас начинаю­щие сценаристы и режиссеры, хотя данный принцип слу­жит проявлением лишь одной из сторон драматургическо­го построения, а другая его сторона — создание необходи­мых разрядок. В каждом сценарии напряжение и разряд­ка должны чередоваться.

Некоторые драматургические приемы. Мы останови­лись только на трех простейших принципах построения плана мероприятия, но в распоряжении сценаристов есть много других вариантов соединения эпизодов, общей ком­позиции вечера.

Ведь можно сначала рассказать самый интересный эпи­зод истории, а затем, заинтриговав зрителя, вернуться к началу; можно вспомнить предысторию в середине повест­вования и т. д. Чтобы поддержать интерес к сценарию до самого конца, рекомендуется наиболее интересный мате­риал не использовать вначале, а большую часть его при­беречь к тому моменту, когда в драматических произведе­ниях обычно бывает кульминация.

Если позволяет замысел, воспользуйтесь приемом «об­рамления», или «рамки», заканчивая вечер тем же эпизо­дом, с которого он начинался. Иногда стоит несколько раз повторить какой-нибудь момент как лейтмотив, подчерки­вая свою мысль или состояние героя. Существует также прием замедления действия в том месте, где интерес зри­теля достигает кульминации, — тогда ликвидируется опас­ность слишком прямолинейного восприятия сюжета. В ост­росюжетном представлении допустимо вести зрителя к ложному концу, давая ему основания прогнозировать не то, чем будет закончен сценарий.

Бывают случаи, когда рассказ ведется хронологически, поэпизодно излагается прямая последовательность дейст­вия. Сценаристы пользуются также возможностью парал-

лельного развития нескольких действий, сюжетных линий, тем, из которых потом складывается главная тема, основ­ная мысль. Можно прибегнуть к приему «воспоминания» и построить сценарий в последовательности ассоциаций героя.

***

Если создание литературного произведения можно сравнить с кладкой кирпичного здания (слово к слову, аб­зац к абзацу, глава к главе), то подготовка драматического произведения — пьесы, сценария — по принципу напоми­нает каркасное строительство. Без крепкого плана-карка­са, без прочных драматургических «балок» построение не состоится или быстро развалится. И в первом, и во втором случае работа идет по заранее намеченному плану, но в драматургии, в сценарном деле более отчетливо проступает конструктивная мысль автора.

Конструкции должны быть заметны только в период подготовительной работы; высшее достижение сценарного искусства проявляется в том, чтобы сделать действие ор­ганичным и непосредственным, слить предварительно на­меченные части, эпизоды в единое целое.

Следует помнить, что первоначальный вариант плана почти всегда претерпевает изменения после насыщения его материалом. Поэтому работа над планом и композицией сценария не заканчивается на этом этапе. Она продолжа­ется в период подготовки литературного и режиссерского сценариев, идет целенаправленно, в русле развития темы и основных принципов построения. Это творческие поиски более совершенного воплощения замысла.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.