Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предполагаемая форма построения






Существующее еще во многих клубах однообразие в замыслах сценариев обусловливается привычностью фор­мы: зрительный зал — сцена, стол президиума — трибуна. Это сковывает сценариста. Но ведь. можно открыть экран, прибавить еще одну сценическую площадку в зале. А если использовать проходы между рядами, ложи, балкон? Стоит иногда попробовать поместить зрителей на сцене и в амфи­театре, а в центре зала организовать действие.

Во Дворце культуры Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова уже несколько лет вечера, посвященные знаменательным датам в жизни нашего государства, имеют свою особую форму и готовятся по детально разработанному сценарию. Здесь нет обычной в подобных случаях торжественной и художественной ча­сти, большого стола президиума и трибуны. Официальные представители сидят у небольшого столика в левой поло­вине сцены на фоне эмблемы вечера, в центре — экран для демонстрации документальных, научно-популярных филь­мов, справа — рояль. Над сценой — лозунг, посвященный знаменательной дате. Выступления докладчиков имеют те­матическое продолжение на экране и в звуковой фонограмме вечера, часто начинаются и заканчиваются торжествен­ным приветствием академического хора МГУ; в них включаются композиции из документальных материалов, подготовленные художественной самодеятельностью. Но это не превращается в театрализацию, неуместную в таких случаях. Все подчинено логике и задаче торжественного, официального вечера.

Принято считать, что клуб — это зрительный зал. А мо­жет быть, рассуждает сценарист, начать действие в фойе, а затем уже перенести его в зал? Или разместиться во всех помещениях клуба (в каждом своя программа), а затем—

в зале и в фойе либо рассредоточить публику и дать воз­можность каждой группе провести время сообразно ее интересам? Или устроить вечер-шествие? Начать у входа в клуб, в клубном дворе и потом переместиться в фойе. Летом вообще можно использовать территорию, на которой расположен клуб.

У сценариста возникают и другие варианты.

Можно, например, построить документальный вечер так: начать его в клубе, а потом (пешком, если близко, или на автобусах) посетить памятные места, интересные объек­ты, на которых по сценарию будет развиваться действие. Или договориться с другими клубами и в один день сов­местно, по общему сценарию провести программу в двух помещениях, обменявшись зрителями?

Интересный опыт есть у Дворца культуры Томского подшипникового завода ГПЗ-5. Вот как описывает свои впечатления о таком вечере шлифовщица завода Л. Куд­рявцева (1).

«Никогда не забыть мне торжество, которое устроили по случаю нашего вступления в заводскую семью. Начал­ся вечер выносом на сцену Красных знамен завода и училища. В президиуме — руководители и знатные люди предприятия, представители партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. После теплого напутствия все мы под звуки «Марша трудовых резервов» направились к заводской проходной, где нас ожидал сюрприз. Путь в распахнутые настежь ворота преграждала ленточка. Раз­резать ее поручили отличнице учебы, члену комитета ком­сомола училища Александре Шмаркиной.

Так же торжественно нас развели по участкам, где предстояло трудиться. Мастера показали рабочие места, познакомили с товарищами по профессии, с лучшими людьми цеха. Ветераны взволнованно говорили о славных

1 В работе использованы материалы выступлений на семина­рах, конференциях, в центральной и местной печати.

традициях подшипниковцев, прямо у станков всем вручи­ли рабочие путевки.

Затем вместе с наставниками новички вернулись во, Дворец, где их ждал праздничный концерт. Молодежный хор исполнил песни о партии, Родине, юности, чтецы — стихи о труде. Был показан фильм «Поэма о рабочем клас­се», из которого мы узнали о династии ленинградских ра­бочих Промаховых».

А вот пример из опыта работы другого культучреждения — Дворца культуры автоагрегатного завода (г. Шадринск Курганской области).

По мостовой движется украшенный флажками боль­шой макет легендарного крейсера «Аврора». Это реклама вечера «Им завтра в армию идти». На борту—группа вооруженных моряков в бушлатах. Дальше следует воен­ный патруль первых лет Советской власти. Пока шествие направляется к Дворцу, там заканчиваются последние приготовления.

У дверей парень в гимнастерке и пилотке — будущий воин, на рукаве повязка. Это дневальный. Он радушно встречает своих сверстников и вручает «повестки» с прог­раммой вечера. Допризывники осматривают фотостенды, тематические выставки, проходят в комнату-музей боевой и трудовой славы.

Разбившись на группы по четыре-пять человек, буду­щие воины затевают в фойе и комнатах различные игры и состязания.

В одном из помещений оборудован тир. Стреляя из духовой винтовки, ребята демонстрируют свою меткость. Поразившему больше мишеней присуждается титул чем­пиона вечера. Лавры победителя достанутся и тому, кто с завязанными глазами быстрее других разберет автомат. Немало желающих испытать силу в перетягивании кана­та, а также показать свое умение чистить картошку, пришивать подворотнички. На военной службе все это приго­дится.

Затем действие переносится в зрительный зал. Идет композиция. Выступления коллективов художественной самодеятельности сменяются кадрами из документальных фильмов, эпизодами из художественных кинолент, связан­ных с темой вечера.

На вечере появляются участники лыжного пробега Шадринск — Катайск. Его маршрут прошел по местам, где более чем полвека назад получили боевое крещение бойцы Красной Армии.

Во время того или иного вечера можно использовать все помещения культучреждения. Так поступают, напри­мер, в Центральном Доме культуры железнодорожников. Любители чтения идут в зал, где расставлены мягкие крес­ла, диваны, журнальные столики. В одной из комнат — музыкальный салон. Малый зал отдан любителям кино. В фойе второго этажа — шахматные столики, здесь идет блицтурнир. Рядом выставка работ фотолюбителей-же­лезнодорожников. В зеркальном зале играет танцевальный оркестр, выступают массовики. Кроме основного буфета, работают дополнительные — на этажах.

Схемы построения клубных мероприятий. Клубный сценарист должен уметь подойти к работе над мероприя­тием с учетом его периодичности, основной задачи, акту­альности, места проведения, состава участников, характе­ра участия зрителей, уметь определить основную форму построения в каждом конкретном случае.

Мероприятие может удовлетворять интерес зрителей в какой-то одной, определенной области. Тогда находят те­му, намечают ее развитие. Такие формы называют темати­ческими.

Другого построения требуют вечера, встречи, концер­ты, рассчитанные на различные интересы зрителей. Они состоят из ряда тематических эпизодов, и сценарист рабо­тает над каждым в отдельности, рассматривая его как не­большое самостоятельное сценарное произведение и наме­чая общую композицию.

В одних случаях мероприятие проводится в каком либо одном жанре (беседа за круглым столом, вечер песни, вечер пантомимы, драматического искусства), и сценарист ищет разнообразие материала в пределах избранного жан­ра, строит композицию, форму вечера в соответствии с ха­рактерными для него условностями. В других случаях используется принцип многожанровости. Здесь важно не повторять один и тот же жанр, следить за их сменой и разнообразием.

Различаются мероприятия, носящие единичный харак­тер, и их циклы, серии. В первых материал излагается каждый раз полностью в зависимости от замысла. В цик­ле, серии есть возможность распределить его так, как это делают при публикации повестей с продолжением или по­казе многосерийных телефильмов: каждая часть должна быть завершенной по форме и содержанию и в то же вре­мя являться развитием предыдущей и завязкой для после­дующей.

Для вечеров, связанных с определенным событием, и вечеров, не имеющих актуального повода, существуют различные способы построения. Вечер, посвященный ка­кому-либо событию, освещает различные его аспект, при­чем событие все время находится в центре внимания, ина­че оно не будет воспринято должным образом.

Обычно каждый вечер, утренник имеет одну программу, рассчитанную на полтора—три часа. Но бывают в клубе или в парке, в поселке или городе специальные дни, когда зрители приглашаются на более длительное время и намечается несколько различных программ. Это могут быть празднества, памятные дни, фестивали.

Сценарии многопрограммных мероприятий отличаются тем, что каждая программа пишется отдельно и, кроме того, составляется общий план и регламент празднества с указаниями мест проведения, ответственных лиц.

В последнее время, совершенствуя метод клубной работы, сценаристы стали разрабатывать новые, активизи-

рующие зрителя формы построения вечеров. Среди них можно назвать субботние вечера по интересам. Их особен­ность состоит в том, что различные встречи и программы проводятся одновременно в фойе, в больших комнатах клуба, малом лекционном зале, спортивном зале и других помещениях. Со зрителем как бы уславливаются, что он не сможет посмотреть все, что приготовил ему клуб, и предоставляют ему самому сделать выбор. В одно время начинаются параллельно международный обзор событий за неделю, встречи рационализаторов и изобретателей, филофонистов, филателистов, любителей песни. В зале демонстрируются документальные и научно-популярные фильмы.

В последние два—два с половиной часа зрителям дают возможность посмотреть в большом зале наиболее инте­ресную программу: эстрадный концерт или художествен­ный кинофильм, а в фойе в это время начинаются массо­вые игры и танцы. Все мероприятие длится около четырех часов.

Особенностью такой формы работы является и то, что с ее помощью в полтора-два раза увеличивается пропуск­ная способность клубных учреждений.

Сценарий может быть построен по принципу «сцена — зритель», когда предполагается активное действие на сцене или другой площадке и сидящий в зале зритель, который не является активным действующим лицом.

Другой случай — драматургия вечера предусматривает движение зрителя в зале и иных помещениях. Это не толь­ко вовлечение гостей в массовые игры, танцы, шествия, но и общение участников со зрителями на сцене, и предусмот­ренная реакция зрителя и перемещение его в разные сто­роны зала, и многое другое.

К сожалению, клубные мероприятия строятся в основ­ном по первому из названных здесь принципов, лишая тем самым аудиторию возможности проявить инициативу. Пока еще мало используются сюжеты, требующие живого

общения собравшихся. Считается, что осуществление этой задачи лежит на массовике или ведущем. Между тем сю­жет сценария должен служить организационной основой активного участия в мероприятии людей, пришедших в клуб. Здесь имеются в виду не только формы, которые в последнее время пропагандирует телевидение: «Алло! Мы ищем таланты», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!». Культучреждение имеет свои специфические возможности. Следует учитывать особенности аудитории каждого меро­приятия.

Для любителей классической музыки можно устроить прослушивание музыкальных произведений с последую­щими выступлениями собравшихся на тему «Как я чувст­вую и понимаю музыку». В этом случае сценарист пред­варительно уточняет с музыковедом, какие произведения будут звучать, согласовывает вопросы, на которые должны ответить собравшиеся, продумывает завязку вечера. Неко­торые выступления заранее оговариваются, музыканты-любители готовятся проиллюстрировать тезисы своих вы­сказываний фрагментами из музыкальных произведений, намечается также участие в обсуждении вокалистов. Куль­минационным моментом вечера должно послужить появ­ление на сцене музыканта или композитора, который включится в общую беседу.

Предварительно готовится несколько вариантов сцена­рия, из которых уже в ходе самого обсуждения выбирает­ся наиболее интересное.

По аналогичному принципу проводятся в рабочих клу­бах вечера на научные и производственные темы. И в этих случаях тщательно продумывают состав присутствующих. Работая над сценариями таких вечеров, клубные работни­ки строят их с учетом заранее обусловленных производст­венных вопросов, готовят стихи и эпиграммы, дружеские пародии и сценки. Обычно аудитория состоит из двух, разных по интересам групп — команд, которые включают,

например, представителей разных профессий, разных це­хов, отделов. Каждая из них отвечает за определенную часть сценария, и обе части после обсуждения соединяют­ся в общее действие.

Как правило, удачными бывают в клубах семейные, цеховые вечера, вечера женщин-работниц, если в их про­ведении активно участвуют сами присутствующие.

Формирование замысла сценария. Из всех названных выше компонентов формируется замысел сценария. Их различные сочетания делают возможными многие вариан­ты, из которых сценаристы выбирают наиболее удачные.

Представьте, что вы работаете над сценарием и вам кажется, что замысел уже созрел. Попробуйте кому-нибудь рассказать о нем. Тогда легче увидеть, какие еще есть пробелы, что недодумано, а что и вовсе упущено, выпало из поля зрения.

Сценарный замысел должен быть определенным и яс­ным. Если основная мысль расплывчата, нужно еще много работать, иначе мероприятие обречено на неудачу.

Замысел обычно появляется в записных книжках в виде пометок для памяти. Записываются особенно инте­ресные формы и детали будущего сценария, предположе­ния относительно материала. Можно попытаться сформу­лировать замысел в развернутом виде, но не стоит отча­иваться, если это не сразу удастся.

Дальнейшую работу рекомендуется вести по этапам. Каждый из них имеет свои задачи и особенности.

Данный метод работы дает некоторые преимущества по сравнению с другим, при котором автор пытается ре­шить эту проблему одним махом. Если на каком-то этапе вы чувствуете, что сценарий не получается, проверьте предшествующую работу, начиная с уточнения замысла. Возможно, незначительная ошибка, допущенная раньше, повлекла за собой последующие неудачи. Определив ошиб­ку в плане, либретто или литературном сценарии, легче будет выправить режиссерский вариант.

Предлагаемая в данной книге последовательность со­здания сценария проверена практикой. Конечно, не обяза­тельно строго ее придерживаться, можно быстрее пройти тот или иной этап, если это подсказано практической не­обходимостью. Зная, как поступают другие, легче найти свой собственный метод работы над сценарием.

Каждый клубный работник, обращаясь к накопленно­му до него опыту, черпает из него то, что считает полезным в том или ином конкретном случае и отбрасывает не со­ответствующее целям и задачам, которые он перед собой ставит.

Поэтому не следует искать здесь готовых рецептов, но, вероятно, можно почерпнуть полезные для себя сведения, примеры.

Проследим дальше методику работы над сценарием.

ДРАМАТУРГИЯ СЦЕНАРИЯ. ЕГО ПЛАН






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.