Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звук – время – пространство в истории культуры мировых цивилизаций.






Пространство и время важнейшие категории культуры, которые образуют в ней основную систему координат, в рамках которой возникают и развиваются явления, характерные для этих форм сознания. И пространство, и время существуют в двух измерениях: как реальные, эмпирические, так и мифологические. Обе эти трактовки могут быть присущи одному и тому же сознанию, ибо они не противоречат, а дополняют друг друга, отражая разные системы восприятия: в первом случае – рационально-логическую, во втором – мифопоэтическую. Нас интересуют главным образом те аспекты мифологических и эмпирических категорий времени и пространства, которые переносятся традиционным сознанием в область звукового выражения, иными словами, те свойства времени и пространства, с помощью которых происходит построение звуковой модели мира.

Остановимся на пяти условно выделяемых нами типах времени, каждому из которых можно также условно подобрать соответствующие важнейшие принципы временной организации звуко-музыкального текста.

1. Время физиобиологическое, учитывающее все суммы органических пульсаций, колебания их амплитуд и т. п. Эту форму можно отождествить с ощущением личного времени, следовательно, она определяется расово-этнической принадлежностью человека, его половозрастной категорией, состоянием организма. С этим типом времени связывается действие принципа ритма.

2. Время психологическое обусловлено суммой циклических процессов большой и малой периодичности с разным количеством фаз. Эти циклы – как органические, так и природные (день и ночь, времена года и т. д.) – могут быть относительно независимы, но бывают и концентричны. Психологический момент связан с релятивностью их совмещения в процессе ощущения и степенью резкости контрастирования фаз. Здесь особенно очевидно проявляется зависимость от климатических условий (вплоть до периодичности различных катаклизмов – ураганов, наводнений, землетрясений и т. д.), под воздействием которых складывается и сельскохозяйственный календарь. К примеру, специфика региона ЮВА в этом отношении в значительной мере обусловливается совмещением нескольких разновидностей данного типа времени: с одной стороны, экваториального и тропического, а с другой, что недостаточно учитывается исследователями, – времени циркумполярного, принесенного мигрировавшими на юг североазиатами. Необходимо отметить и специфику «гео-времени» – горного, равнинного и приморского. В целом же данный тип времени может быть ассоциирован с общинным. В звуко-музыкальном отношении на уровне этого типа формируется размер.

3. Время символическое связано прежде всего со счетом, с ощущением его единиц (длинные-короткие, ударные-без-ударные и т. п.). Таким образом, единица отсчета (например, секунда) может удлиняться или укорачиваться, изменяя само течение времени. В этом случае мы сталкиваемся со временем как мерой, так сказать, культурным временем. Здесь звуко-музыкальная экспрессия особенно тесно смыкается с языком, пластикой. На этом уровне начинает наиболее очевидно действовать принцип метра. Именно внутри данного типа характерно проявляются все специфические способы манипуляции со временем, его деформации. Среди множества разновидностей можно отметить «выключенное», аннигилированное время, обратное и обратимое время реверса, «остановленное мгновение» и т. п. Нельзя не отметить, однако, что подобные операции со временем происходят уже на уровне развитых форм музыкального текста и отражают высокую степень чисто художественного мышления. Здесь допустимы сравнения со сложными идиоматическими формами языка, грамматическими формами времени (например, количество и специфика форм прошедшего времени и т. д.).

4. Время социальное, связанное с рациональным, техническим моментом, где принцип цикличности (периодичности) совмещается с принципом счета. Возникает сложная сетка времени, учитывающая многофункциональную структуру социума, плюральность интересов и т. д. Складывается общефункциональная (в отличие от узко сельскохозяйственной) календарность. Это тип времени развитого социума. В музыкальной практике ему соответствует введение принципа изменяющегося и регулируемого темпа.

5. Время историческое, совмещая в себе все вышеперечисленные типы времени, организовано уже по линейному принципу. В его основе – точки отсчета, которые могут быть выражены как мифическими событиями, так и реальными историческими фактами. Это – комплексный тип времени, складывающийся намного позднее всех других и весьма различающийся в своих проявлениях в условиях отдельных цивилизаций. Данный тип времени в регионе ЮВА, например, в течение многих веков зависел от заимствованного «исторического времени», главным образом индийского. Собственный вариант сложился довольно поздно, и, отражая целую сумму заимствований, в целом сохраняет известную «инфантильность». Исторический тип времени – это время отдельной цивилизации, шире – человечества в целом. Его комплексная природа в области звуко-музыкального мышления отражает полную модель развертывания музыкального текста: органическая пульсация – цикличность – счет – темп – линейность.

 

Итак, мы показали, что звучание выступает в функции естественного выразителя пульсации, цикличности, счета, темпа – тех самых компонентов, которые становятся основой звуко-музыкального мышления. Лишь в некоторой степени с музыкой могут конкурировать речь и пластическое начало (опять же посредством звукоритмического аспекта), причем время в данном случае может выступать как компонент бытового или ритуального действия, обрядовой или церемониальной акции, представлять собой чисто техническую функцию или входить в комплекс средств художественной выразительности.

Время и пространство – нематериальные категории, и принципы их измерения всегда вызывали определенные трудности. Как, например, население древних цивилизаций земли представляло себе пространство и в каких символах его выражало? Пространство могло ощущаться как некая емкость – вместилище неведомых сил и энергий, различных духов; оно могло рассматриваться как переходная форма материи (вспомним Подземный, Земной и Небесный миры в мифологиях многих народов); пространство могло осознаваться как некий эфир, связующий все сущее (акаша в философии Древней Индии), проявление космической вибрации (секти в Индонезии и др.), т. е. как потенциальное звучание. Это могла быть некая ограниченная зона или бесконечность, и этим обусловливался характер направленности самого звучания. Перед звучанием могла ставиться задача насыщения пространства (озвучивание некоей емкости), смягчения его плотности или даже деформации структуры (в магических целях, например, в обряде вызывания дождя, во время манипуляций жреца, исполняющего магические песни), использования его свойств для более удачной адресации звукового сигнала и, наконец, для пробивания, прохождения сквозь него при контакте с иными мирами. Для этой цели в каждой цивилизации могут выбираться или особые типы голосовой вибрации, как, например, при пении дхрупада в Индии, или специфические звуковые агрегаты, такие как гонг в ЮВА, литофоны и бронзовые колокола, цитра цинь в Китае, гобой на островах Индонезии, барабаны в Тропической Африке и т. п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.