Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие музыкального текста в системе культуры.






 

Понятие музыкального текста в системе культуры носит черты социокультурной категории и включает сведения о музыкальных инструментах, исполнителях и слушателях; основных чертах и особенностях ладовой, ритмической и формообразующей сторон, присущих музыкальной традиции; нотных изданиях и фонограммах всех видов; а также опыт изготовления текста и формирование в рамках определенной цивилизации традиции реального и внутреннего интонировапния. Сюда же относится музыкальная деятельность, связанная с комплексом восприятия текста, его воздействием на объект, его обновление в процессе обратных связей, деятельность на уровне представлений, понятий и смыслов.

Рассмотрим круг вопросов, связанных с понятием « музыкальный текст», более подробно. В вышеописанных подгруппах, определяющих понятие «музыкальная культура», понятие «музыкальный текст» показывается с разных сторон. В подгруппе «состав музыкальной культуры» музыка фигурирует как «музыкальный текст», некоторая обобщенная музыкальная идея, характеризующаяся определенными конститутивными признаками, типом ткани и принципами развертывания; она может быть «свернута» в коллективном сознании членов группы и профессиональной памяти музыкантов или зафиксирована в виде графических или каких-либо иных символов. В подгруппе «социальная обусловленность музыкальной культуры» музыкальный текст принимает конкретную форму, становясь видом, жанром музыки, которые обусловлены определенной социокультурной функцией (часть ритуала, элемент театрального действа, самостоятельное звуко-музыкальное построение и т. п.). Подгруппа «характер функционирования музыкальной культуры», определяющаяся процессуальной (временной) спецификой музыки как искусства, через конкретную звукореализацию показывает музыкальный текст в его живом звучании (здесь важен момент взаимоотношений музыкантов между собой и с аудиторией).

Музыкальный текст как продукт музыкальной культуры формируется под воздействием всей суммы ее составляющих, воздействующих на него прямо или косвенно. Степень его развитости и сложность организации обусловлены целым рядом факторов, в первую очередь типом экспрессии, культивированностью звучания[3], действием так называемого ро-дового[4] принципа специфическими динамическими характеристиками, а также характером подхода к нему (научно-теоретическим или эмпирико-интуитивным). Принадлежность музыкального текста к определенному социокультурному слою определяется следующими параметрами:

– теоретической обоснованностью музыкального текста, базирующейся на фундаментальной концепции тона, звукоряда, лада и других важнейших элементов музыкальной выразительности (при их этической обусловленности);

– степенью «очищенности экспрессии», лежащей в основе музыкального текста, в известной мере отражающей сакральность и особую предназначенность музыки (в пределах амплитуды «утилитарность-избыточность»);

– степенью символико-семантической коннотированности музыкального текста (конкретное значение и абстрактная символика отдельных тонов, звукорядов, ладов, элементов музыкальной выразительности);

– степенью культивированности звукового аспекта музыкального текста, его отдельных единиц, группировок, фраз (как стремлением отразить определенные эстетические представления);

– уровнем организованности музыкального текста, который определяется объемом вокабуляра, развитостью идиоматики, сложностью грамматических построений и синтактики; (важна также характерная для высокоразвитых текстов многоплановость.

Само собой разумеется, что все перечисленные параметры обусловлены как соответствующей профессиональной подготовкой музыканта, так и временем, местом, поводом, а также целью и задачей акта звуко-музыкальной коммуникации. Одним из существенных моментов, определяющих тип звуко-музыкальной коммуникации, является присущий ему тип апелляции, который многое определяет в характере развертывания звуко-музыкальных построений[5]. В свое время, занимаясь нахождением типов и видов классификационных систем традиционных песен ряда регионов мира, мы пришли к заключению, что коммуникационная модель «музыкант – для аудитории, слушателей» не отражает всего многообразия коммуникативных ситуаций в музыкальной культуре. На при-мере развитой сферы традиционного пения в ЮВА мы предложили использовать следующий набор типов апелляций, используемых в акте звуко-музыкальной коммуникации и позволяющих выявить общее в самых разнообразных культурах и ситуациях звучания музыки:

– один – к себе (разновидность автокоммуникации);

– один – к другому (одному);

– один – к группе;

– один – ко многим;

– группа – к себе;

– группа – к другой группе;

– группа – к одному;

– группа – ко многим;

– многие – к себе.

 

Итак, социокультурным слоем музыки называется совокупность ее типов, видов, стилей, специфика музыкального текста которых обусловлена их принадлежностью к определенной социальной группе и выполняемыми ими функциями. Каждый из этих слоев характеризуется также типом музыкального профессионализма, характером обучения музыке, видами музыкальных инструментов и т. д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.