Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В эпоху Возрождения. Неповторимым совершенством композиции и тщательностью проработки отличаются работы златокузнецов, ювелиров и камнерезов Европы эпохи Возрождения






Неповторимым совершенством композиции и тщательностью проработки отличаются работы златокузнецов, ювелиров и камнерезов Европы эпохи Возрождения. К созданию ювелирных изделий обращались величайшие из скульпторов и живописцев этого времени: Сандро Боттичелли (1445-1510 гг.), Андреа дель Вероккио (1497-1543гг.), Альбрехт Дюрер (1471-1528 гг.), Ганс Гольбейн Младший (1497-1543 гг.), Бенвенуто Челлини (1500-1571 гг.). На полотнах мастеров Ренессанса видим драгоценную посуду, предметы украшения интерьеров, ювелирные украшения, которые мудро подчеркивают красоту человеческого тела и окружающего мира. Многие из них напоминают реальные творения ювелиров Возрождения, хранящиеся в музеях мира.

В эпоху Возрождения работы золотых дел мастеров стали рассматривать не только как личные украшения и средства, определявшие социальный статус человека. Продолжая сохранять значение материальных ценностей, работы выдающихся златокузнецов, резчиков по камню становились предметами художественного коллекционирования. Примерно между 1400 и 1600 годами во многих крупных городах Европы, прежде всего в королевских и княжеских резиденциях, возникали разнообразные по характеру кабинеты раритетов и кунсткамеры, основой которых служили сокровищницы крупных феодалов и правителей – герцога Беррийского, правителя Флоренции Лоренцо Медичи, императора Рудольфа II, саксонских курфюрстов и, наконец, сокровищница московских государей – Оружейная палата.

Утонченный вкус человека эпохи Возрождения требовал вещей изысканных, прекрасно отделанных, соответствующих характеру нового костюма, отмеченного известной свободой, экстравагантностью и великолепием. Своеобразный символ достоинства дворянина или состоятельного горожанина – крупная цепь, известная уже в костюмах XIV века, дополнялась медальонами с литыми или гравированными украшениями либо роскошными подвесками с драгоценными камнями, эмалью и камеями в богатой оправе. Заметим, что мастера Европы XV – XVI веков достигли значительных успехов в обработке твердого камня. Крупнейшими центрами его обработки и огранки становятся Париж и Антверпен. Известно, что под 1456 годом впервые упоминается применение алмазного порошка для обработки алмаза, что послужило толчком к дальнейшему развитию обработки драгоценных камней. Полагают, что именно тогда мастер Людвиг ван Беркен, служивший при Бургундском дворе, использовал в устройстве для обработки ювелирных камней вращающийся металлический диск с нанесенным на него алмазным порошком. Начало ХVI века было отмечено открытием секрета раскалывания самого твердого из драгоценных камней, которое производится вдоль линий спайности кристалла, а с 1530-х годов происходит постепенное освоение искусства огранки алмаза простой розой. Что же касается цветных драгоценных камней, то уже в конце ХVI века на ювелирных изделиях и государственных регалиях, созданных в ведущих центрах художественного ремесла Европы, можно увидеть роскошные крупные изумруды, сапфиры и шпинели, верх которых украшает прекрасно исполненное фацетирование (низ остается кабошоном). Примером тому служит хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля венец, присланный в дар Борису Годунову императором Рудольфом II, позже он служил парадным венцом царя Михаила Романова.

Что касается наиболее распространенных типов украшений костюма людей с достатком, то одним из любимых и непременных украшений конца XV – начала XVII века служили броши к шляпам и беретам. Различные по форме, материалу и отделке они свидетельствуют о безграничной фантазии мастеров. Их украшают композиции на библейские и мифологические темы, батальные сцены. Живописность этих композиций, выполнявшихся в технике чеканки или эмалей, подчеркнута богатством драгоценностей. Излюбленным украшением шляп и подвесок были причудливой формы жемчужины барокко с эффектными декоративными наплывами, отливающими мягкими цветовыми оттенками. Необычная форма драгоценных камней и жемчужин часто обыгрывалась, превращаясь то в сказочную птицу, то в голову чудовища или фигуру великана, то в изящный парусник.

Очень любили подвески в виде каравелл – легкокрылых, устремленных вперед парусников. Они как бы олицетворяли эпоху великих географических открытий, желание людей познать новые земли и самих себя, и обрести фантастические богатства. Такова хранящаяся в петербургском Эрмитаже подвеска-каравелла испанской работы XVI века. Корпусом каравеллы служит кабошон глубокого по тону колумбийского изумруда, а парусом – перламутровая раковина с гравированным на ней узором.

Живописны и многоцветны изящные перстни, украшения для женских причесок и разнообразные ожерелья. Характерный для эпохи Возрождения интерес к античности вызвал необычайный расцвет глиптики в Италии. Античные геммы стали предметом увлеченного коллекционирования и копирования. Одним из первых пристальный интерес к античным камеям проявил поэт Петрарка; крупные коллекции гемм принадлежали скульпторам Донателло и Гиберти и златокузнецу Бенвенуто Челлини. Огромными собраниями античных камей обладало семейство Медичи и глава католической церкви римский папа. Порой целые коллекции резных камней собирали для украшения крупных представительных вещей, предназначенных для официальных государственных даров.

Искусство глиптики, соединившее природную красоту цвета и узора в камне с пластическим совершенством резьбы, получило блистательное продолжение, в творениях мастеров эпохи Возрождения. Гордостью музейных собраний мира являются камеи работы И. Бернарди, А. Чезатти, Д-А. Маснаго и камнерезов семьи Мизерони.

Наряду со съемными украшениями, дополненными драгоценными камнями и камеями, парадный костюм знати включал и нашивные украшения. Порой они сплошь покрывали лиф и подол дамского платья, рукава и полочки мужских туалетов. На портретах королевы Елизаветы I и Генриха VII кисти Ганса Гольбейна Младшего тщательно прописана каждая деталь алмазных и жемчужных нашивок, в изобилии сверкающих на их одеждах.

Убранство дворцовых апартаментов дополняла миниатюрная скульптура и декоративная посуда из драгоценных металлов. Алтари соборов сияли дарохранительницами и литургическими приборами, выполненными из золота и серебра. Мастера XVI века охотно обращались и к новым для европейцев материалам, которые попадали в Европу из Индии, Африки и Латинской Америки – к скорлупе кокосового ореха, крупной перламутровой раковине-наутилусу, страусиному яйцу.

Среди блестящих златокузнецов итальянского Возрождения выделяются имена флорентийцев Микельанджело Бандини и его младших современников – Валерио Белли и легендарного Бенвенуто Челлини. Изысканно и величаво убранство ларца работы В. Белли, хранящегося ныне в Музее серебра во Флоренции. Когда-то он был подарен герцогом Медичи могущественному папе Клименту VII. Ларец образован многофигурными композициями, вырезанными в горном хрустале и одетыми в серебряную золоченную оправу, дополненную цветными эмалями.

К числу лучших произведений златокузнечества эпохи Возрождения по праву относят крупную, размером около 40 см, золотую солонку, созданную Бенвенуто Челлини в 1543 году для короля Франции Франциска I. Солонка задумана как центральное украшение пиршественного стола, которое, согласно старинной традиции, имело не только декоративное, но и любопытное практическое назначение – ведь размещение гостей за столом во время парадной трапезы определялось их родовитостью. «Сидеть выше соли» значило сидеть ближе к хозяину, а этой чести удостаивались самые именитые и почетные из приглашенных. Поэтому, согласно традиции, солонки украшали с должным великолепием и фантазией. Отсюда и значительные размеры солонки Челлини.

Эта работа великого мастера представляет собой чеканную композицию, олицетворяющую единство моря и земли, которые изображены в виде двух обнаженных фигур прекрасной моделировки. В левой руке бога моря – Нептуна – трезубец, а правой он держит ладью – это собственно и есть солонка. Богиня плодородия Церера представлена в образе прекрасной женщины, которая сидит, опершись о небольшой храм с ионической колоннадой. Основанием солонки служит овальная пластина из черного дерева, дополненная золотыми фигурами, символизирующими День, Ночь, Рассвет, Закат и ветры четырех направлений. Оценивая свое произведение, Челлини не без гордости писал, что король, увидев эскиз солонки, заметил: тебе не выполнить ее и за десять лет, а когда получил ее готовой, «издал возглас изумления и не мог насытиться, разглядывая ее».

К сожалению, это произведение является одной из немногих сохранившихся работ великого мастера. Ныне оно хранится в Вене.

Прославленный скульптор и златокузнец Бенвенуто Челлини известен также своими литературными и исследовательскими трудами. Его книга «Трактат о златокузнечестве» (издана В 1568 году) содержит первое истории описании процесса обточки и шлифовки алмаза. В «Трактате» великий мастер Возрождения подробно рассказал о глубоких познаниях своих современников в области применения различных видов художественной обработки металла (литья, чеканки, чернения, филиграни). Любопытно, что секреты монтировки ювелирных изделий и закрепки драгоценных камней, изложенные в книге, не потеряли актуальности и в наши дни.

 

Контрольные вопросы

1. Что Вы относите к определяющим характеристикам работ ювелиров и камнерезов Европы XV-XVI веков?

2. Как развивалось искусство обработки камня на протяжении XV – XVI веков?

3. Назовите ведущие центры ювелирного и камнерезного дела Европы эпохи Возрождения.

4. Где в Европе XV – XVI веков сложились крупные художественные коллекции и собрания раритетов?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.