Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ювелирное дело Европы V – XIV вв.






(Византия, Западная Европа)

 

Период раннего средневековья Европы V – XI вв. характеризуется господством натурального хозяйства, общей децентрализацией всех экономических и политических связей, ослаблением центров ремесла и торговли – городов, что привело к деградации техники и ремесла, в том числе и ювелирного, уменьшению доступа в Западную Европу драгоценных материалов. Заметно меняется и сам ассортимент ювелирной продукции: резко сокращается использование ювелирных украшений в светском костюме, что в значительной мере связано с господством характерных для раннего средневековья идей теологии «о греховности человеческого тела». Основным типом светского украшения становится пряжка-фибула для плаща. Происходит упрощение формы и декорировки ювелирных изделий. Огрубляется техника ювелирного производства, утрачиваются наиболее сложные технические приемы. Позднее, в эпоху готики (XII – XIV вв.) наиболее распространенными украшениями становятся кольца и перстни, которые порой надевали по 4-5 на одну руку, а также подвески к поясу (символ хозяйственности – ключ и дар суверена – жалованный грош); носили также разнообразные пряжки, металлические пуговицы и ароматники. Что касается колец, то они различались по назначению. В XII веке уже известны помолвочные кольца, их носили в паре или порознь, передавая второе кольцо избраннику или избраннице. Перстни-печати широко использовались гонцами для подтверждения своих полномочий. В зависимости от дохода владельца все эти вещи выполняли из разных материалов: меди, бронзы, серебра или золота. Их украшали эмалями, цветным стеклом или цветными камнями. Ювелирные изделия становятся в это время не просто средством демонстрации богатства, в них ценили тщательность исполнения, фантазию мастеров. Сюжеты композиций на разнообразных медальонах и пряжках к рыцарскому поясу или дамскому платью, находят самые прямые аналогии с готической церковной скульптурой. Линейный узор, господствовавший в орнаментации на протяжении всего XII века, к середине XIII века сменяется пышным готическим в виде свободно вьющихся растительных ветвей, цветов розы, шиповника и остролиста. Развиваются и технические средства художественной выразительности.

Сокровища средневековья. Византия (395 – 1467). После распада Великой империи под ударами варваров секреты ювелирного производства и резьбы по камню сохраняются на ее восточных территориях – в Византии, которая почти на целое тысячелетие становится центром культуры христианского мира, оказав огромное влияние на развитие культуры многих стран Европы, в том числе Древней Руси, с которой Византия постоянно поддерживала тесные политические и культурные связи.

В работах византийских мастеров традиции античного искусства органично сплетаются с орнаментальностью, декоративизмом и полихромией, характерными для искусства Востока.

Если искусство Византии конца IV – начала VII веков отмечено мощным влиянием культуры античного мира, то, начиная с VII века, все более заметным становится влияние традиций Востока. Роскошь двора императора, подобная пышным дворам восточных владык, требовала нового, более представительного окружения. Вещи этого времени отличает особое великолепие. Вместе с тем сюжетная сторона произведений сохраняет христианскую символику. Украшая их, ремесленники используют сложные технические приемы, включая инкрустацию, золотую насечку, чернение, эмаль, в том числе драгоценную перегородчатую, требовавшую особого мастерства; не даром ее по праву считают высшим достижением художественного ремесла Византии. Эмали византийских мастеров, ранние образцы которых относят уже к VI веку, отличает высокий уровень исполнения, яркость цвета и блестящая, хорошо отшлифованная поверхность. Искусство перегородчатой эмали, расцвет которой относят к X – XII вв., было созвучно мировоззрению средневекового общества. Господство чистых и ярких цветов, блеск золотых перегородок и фона оставляли впечатление бесплотности и обобщенности изображаемого, это как бы повторяло черты, характерные для живописи Средневековья.

Столица Византийской империи – Константинополь, благодаря своему географическому положению, стала наряду с Багдадом и Каиром крупнейшим рынком предметов роскоши. Обилие драгоценных материалов стекалось сюда. Здесь было развито искусство обработки драгоценных и поделочных камней. Мастера Византии блестяще владели искусством глиптики. В изобразительных мотивах камей и произведений мелкой пластики на смену запрещенным церковью языческим мотивам приходят христианские образы. Сами камеи в это время довольно часто использовались для украшения более крупных вещей – панагий, образков, икон, декоративных сосудов. В качестве материала для изготовления камей резчики Византии часто использовали и довольно твердые камни- разнообразные яшмы, нефрит, агат, оникс, хризопраз, аметист, лазурит и даже сапфир.

Ювелирное дело Западной и Центральной Европы VI – XIV вв. К раннему средневековью относятся предметы кладов из Германии, Скандинавии, румынской Петроасы и Сент-Надь-Миклоша (Венгрия VIIв.). В них представлены крупные золотые бляшки и фибулы геометрической и зооаморфной формы с характерным для европейского искусства этого времени украшением огрубленной сканью, холодной эмалью красного цвета, стекла и обилием галек темно-красных альмандинов. Украшения, связанные с Балтийским регионом и Северной Европой, часто декорированы янтарем; орнаменты резных и кованных изделий из серебра в это время носят геометрический характер.

Значительных успехов ювелирное искусство Европы достигло в XII – XIV веках, в период господства готического стиля. Уже в XII веке крупные центры ювелирного производства сложились в таких центрах ремесла и торговли средневековой Европы как Париж и Лимож с его знаменитыми эмалями а также в городах по рекам Рейн и Мааза, и в итальянских – Сьенне, Флоренции и Венеции.

Расширяется круг потребителей ювелирной продукции. Наступает пора рыцарства, торжественных турниров, поэзии менестрелей и галантного поклонения даме. Рыцарский и городской костюм приобретает некое подобие изящества, а ювелирные украшения становятся непременным элементом парадного костюма не только светской и церковной аристократии, но и мелкого рыцарства, горожан – купцов и зажиточных ремесленников.

С развитием межрегиональной торговли в Средиземноморье и на Балтике в XII – XV вв. в Европу поступают восточные самоцветы. Увеличивается добыча ювелирного сырья – камней, золота, серебра и в самой Европе – в Саксонии, Богемии, Моравии, Венгрии. Широкое распространение получают пиропы Среднечешских гор и янтарь Балтики. На протяжении XIV и XV веков в Центральной и Западной Европе заметно выросла культура обработки цветного камня. С 1327 года в Брейсгау (Германия) начали работать шлифовальные мельницы с ручным и водяным приводом, в 1350 году такая же мельница была построена в Праге, в 1385г. – в Нюренберге; на базе местных агатов возник камнеобрабатывающий промысел в Идар-Оберштайне.

В условиях расширения рынка ювелирных товаров для упорядочения обращения драгоценных металлов некоторые европейские города и целые регионы Центральной и Западной Европы впервые вводят клеймение изделий из серебра, осуществлявшиеся под надзором официальных властей. Первой клеймить продукцию златокузнецов начала в 1180 году администрация Лондона.

Мир хранит ряд выдающихся произведений ювелирного и камнерезного искусства XII – XIV веков.

Замечательными памятниками искусства чешских камнерезов сер. XIV века служит убранство решетки капеллы Св. Креста а Карлштейне самоцветами Рудных гор, а также облицовка капеллы св. Вацлава в соборе св. Вита в пражских Градчанах, где использованы самоцветы из-под Турнова.

Значительное место в ювелирных композициях готики отводится пышной растительной орнаментации. Их часто украшают жемчуг, горный хрусталь, аметисты, топазы, гранаты и турмалины. Одним из лучших произведений поздней, или «высокой» готики в ювелирном искусстве Европы является брачная корона английской принцессы Бланки, выполненная между 1370 и 1380 годам. Сверкающие, устремленные вверх линии золотого остова короны, напоминающие неврюры сводов готических соборов, декорированы гирляндами золотых листьев, расцвеченных рубинами, сапфирами и аметистами в сочетании с обилием молочно-белых жемчужин.

Контрольные вопросы

1. Дайте краткую характеристику применения драгоценных металлов и ювелирных камней в работах мастеров Европы VI – XI вв.

2. Какие ювелирные камни чаще всего встречаются на ювелирных изделиях работы европейских мастеров эпохи готики (XII – XIV вв.)?

3. Определите характерные черты работ мастеров Византии V – XIV вв.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.