Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закрепка ювелирных камней






 

Изделия, украшенные бриллиантами, ювелирными камнями и жемчугом, составляют значительную часть продукции, представленной на мировом рынке предметов роскоши. То, как использован камень в декоративном убранстве изделия, зачастую решает его судьбу и определяет его успех у покупателя.

Главная задача мастера, выполняющего закрепку ювелирных камней, определяется тремя основополагающими моментами: оправа камня должна подчеркивать его красоту, надежно и четко фиксировать камень в изделии и обеспечивать логичный переход от камня к изделию.

При соблюдении этих условий изделие становится не только привлекательным, но и удобным в использовании. Правильно подобранный характер оправы и квалифицированно выполненная операция закрепки позволяют увидеть камень и изделие с лучшей стороны.

Современным ювелирам известны десятки разновидностей оправы и закрепки. Они появлялись и совершенствовались параллельно с развитием техники обработки и огранки камней, а также возникновением новых стилевых направлений ювелирного искусства.

Остановимся на характеристике наиболее востребованных в настоящее время видов закрепки ювелирных камней. Но сначала определим два основных термина, которыми будем пользоваться в дальнейшем:

Каст – конструкция крепления одиночной ювелирной вставки;

Оправа – комбинация конструкций и форм, удерживающих камень; ее характер связан с композиций ювелирного изделия и его стилевыми особенностями.

Глухая закрепка представляет собой конструкцию в виде чашечки с плоским дном, на котором размещается основание вставки. Стенки чашечки надежно удерживают камень, охватывая его по всему периметру. В глухие касты обычно помещают кабошонированные или фацетированные камни, а также ограненные камни с плоским основанием. Касты в глухой закрепке позволяют придать камню зрительно более правильную форму и больший объем, подчеркивая контраст цвета камня и металла оправы. Форма глухих кастов и их внешнее оформление могут быть богато разработаны. Иногда для усиления цвета камня на дно каста помещали цветную фольгу или атласную ткань.

Этот древнейший вид закрепки камня широко востребован и поныне.

Ободковая (царговая) закрепка имеет цилиндрическую или коническую форму. Обычно она применяется для закрепления прозрачных вставок, поскольку обеспечивает освещение камня с двух сторон – сверху и снизу. Для закрепления вставки в верхней части ободкового каста по его внутренней поверхности вырезают полочку, или посадочное место под камень. Высота стенок каста может по мере необходимости варьироваться. Примером использования царговой закрепки является украшение бриллиантами полушарий Большой и Малой императорских корон, хранящихся в Алмазном фонде России. Высота стенок царговых кастов здесь резко различается. На полушариях Большой короны, выполненной в 1762 году, высота стенок равна высоте низа вправленных бриллиантов, в то время как на Малой короне, выполненной сто лет спустя, стенки оправы значительно короче, благодаря чему создается впечатление легкости, невесомости всей конструкции короны. Этот вид закрепки в наши дни вновь стал модным.

Крапановой называется закрепка, при которой камень в оправе удерживается с помощью стоек – крапанов, которые часто объединяются в каст, напоминающий по форме корону. В такой оправе вставка визуально увеличивается и лучше освещается. Изобретение этого вида закрепки в середине XIX века было связано с совершенствованием огранки прозрачных камней.

Разновидность крапановой закрепки является т.н. кармезиновая оправа, в центре которой закрепляют одну крупную вставку, а вокруг нее в виде венка располагается ряд одинаковых мелких камней или жемчужин. Строго говоря, кармезиновую оправу следует относить к числу комбинированных видов оправы, т.к. в ней могут сочетаться разные виды кастов.

Однако у крапановой закрепки есть определенные недостатки: при механическом воздействии крапаны могут деформироваться и даже ломаться, что приводит к утрате камня. Кроме того, при плохом исполнении крапанов, их истончении или некачественной отливке крапаны в ходе бытования изделия приобретают заусенцы и цепляют нити одежды, волосы и т.п.

Корнеровая закрепка. В этом случае камень (обычно небольшой) удерживают по рундисту корнера (стружки, обычно поднятые из окружающего камень металла). Часто корнерам придают форму шариков, используя для этого специальный инструмент – корневертку.

С момента своего появления во II пол. XVIII века корнеровая закрепка претерпела значительные видоизменения. Сначала она использовалась для мелких камней с плоскими основаниями – роз, половинок речных жемчужин, мельчайших кораллов и кабошонов бирюзы, которые ставили в неглубокое глухое гнездо и закрепляли корнерами.

Затем появились другие виды корнеровой закрепки. Так называемая открытая корневая закрепка образует вокруг вставки четыре широкие металлические плоскости, своими острыми сверкающими срезами они зрительно увеличивают размер вставок.

Встроенные корнеровые конструкции стали применяться не ранее середины XIX века. Они представляют собой сквозные гнезда, просверленные в золоте или серебре. В эти гнезда вставляют камни, закрепляя их корнерами. По форме и способу закрепки встроенные корнеровые конструкции бывают трех типов – каре, фаденовый и тиктовый.

В каре вставка помещается в посадочное гнездо и удерживается с помощью четырех корнеров. Зеркальная подрезка между камнями создает впечатление яркого блеска фаденовой разновидности закрепки, в которой использован тот же принцип, что и в закрепке каре, но камни здесь стоят не обособленно, а в ряд, соприкасаясь рундистами, поэтому число корнеров здесь сокращается.

Тиктовая разновидность корнеровой закрепки может быть использована для небольших камней разной величины. Рундисты камней при этом практически соприкасаются друг с другом, и внешне поверхность изделия напоминает брусчатую мостовую. Если «брусчатка» набрана камнями одного размера, то этот вид корнеровой зацепки называют «паве» (фр. Pavè – мостить). Закрепка паве в настоящее время является наиболее принятой в ювелирном производстве при создании изделий, украшенных большим количеством мелких камней. При выполнении как в глухой так и в корневой закрепки край гнезда или группы гнезд, несущих камни, часто оформляется декоративным гризантным (зернистым) пояском, придающим оправе камня особое изящество.

С совершенствованием техники огранки ювелирных камней начинаются активные поиски ювелиров, связанные с настоятельной необходимостью разработки новых совершенных и эффектных видов закрепки ограненных камней да и самих металлов и сплавов, которые могли бы подчеркнуть красоту цветных камней и безупречные характеристики бриллиантов. С 1880-х годов ведущие ювелирные фирмы мира начинают работу с платиной и сплавом золота белого цвета. К 1900-м годам сама конструкция закрепки драгоценных камней становится более легкой, изящной, кружевной.

В 1920-х годах, в эпоху господства стиля арт-деко находит широкое применение рельсовая закрепка, рассчитанная на использование большого количества модных тогда камней фантазийных форм огранки (каре, багетов, треугольников), хорошо подобранных по размеру и цвету (калиброванных). Несущая камень конструкция рельсовой закрепки в основе представляет собой узкую рейку (рельс) с длинной полосой выемки для размещения вдвинутых в нее камней. Вдоль всей длины рельс может иметь одинаковое сечение, но в зависимости от замысла художника оно может равномерно сужаться, превращаясь, то в изящный стебелек листа, то в острый зигзаг молнии. Такую разновидность рельсовой закрепки, модную в 1920-е – 1930-е годы, называли «лезвием ножа».

В 1930-е годы, мастера знаменитых парижских ювелирных домов Ван Клиф энд Арпельз, Картье и Бушерон начали использовать закрепку sorti invisible – невидимую, сложную и виртуозную по технике исполнения, применяемую поныне для уникальных изделий высокой стоимости, несущих большое число калиброванных драгоценных камней. Этот вид закрепки позволяет создать изделие, рассматривая которое с лицевой стороны, зритель практически не видит металла оправы, элементы которой вмонтированы в специальную подрезку под рундистом камня. Если в 1920-е – 1930-е годы мастера использовали эту закрепку только для рубинов и сапфиров, то ювелиры конца XX и XXI века применяют ее и при создании бриллиантовых украшений.

Клеевая закрепка – один из наиболее распространенных видов закрепки. Она используется главным образом в ювелирной бижутерии и в работе с дешевыми материалами (плавленый янтарь, имитационные материалы и т.п.).

Клей применяется также для крепления жемчужин или бусин округлой или какой-либо сложной формы на шпеньке (на штифте с резьбой), вводимом в предварительно просверленное отверстие. В этом случае шпенек (штифт) смазывается клеем, а под жемчужину или бусину ставят небольшую сферическую чашечку, выполненную из золота или серебра.

Отметим, что в практике работы ювелиров постоянно разрабатываются разнообразные виды комбинированных и оригинальных закрепок, рассчитанных на оптимальную демонстрацию красоты бриллиантов, ювелирных камней и жемчуга. Обычно новые виды закрепок рождаются под руками талантливых мастеров высокой квалификации, создающими эксклюзивные авторские или малосерийные промышленные образцы изделий.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные функции закрепки ювелирных камней в изделиях.

2. Какие виды закрепки камня наиболее распространены в современном ювелирном производстве? Дайте их краткую характеристику.

3. Чем крапановая закрепка отличается от корнеровой?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.