Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектка субъективного S и объективного О факторов




Выделяя объективную и субъективную стороны какого-либо явления, не следует абсолютизировать их противоположность. Разграничение S и О всегда относительно и граница м\у ними очень подвижна. Содержание суб фактор и объект фактор богаче, чем категории субъективное и объективное. Объективный-существующий вне зависимости от сознания; присущий самому объекту или соответствующий ему; соответствующий в действительности, беспристрастный, непредвзятый. Субъективный-свойственный только данному лицу, личный; односторонний, лишенный объективной реальности; пристрастный; предвзятый. Категория фактор имеет два смысла: движущая сила как причина какого-либо процесса; общие условия, при кот этот процесс протекает. Категория суб фактор выражает момент соединения идей с определёнными действиями людей, в результате чего эти идеи становятся движущей силой социальных процессов. Категория об фактор обозначает момент соединения деятельности человека с условиями, обстоятельствами его деятельности, на кот он призван воздействовать, использовать их для достижения своей цели. Связующим звеном м\у суб об факторами выступает свобода, поскольку выбор субъекту приходится делать исходя из наличных условий и обстоятельств его деятельности.

Категория суб фактор работает только в соотношении с категорией объективный фактор, позволяя исследовать проблему диалектики свободы в жизнедеятельности социального субъекта. Субъективный фактор истории - основанная на функционировании сознания, свободная и целенаправленная деятельность социального субъекта, соединяющая теоретическую и практическую сторону общественного развития. Объективный фактор истории-это законы природы и общества и независящие от воли и сознания социального субъекта конкретно-исторические условия его жизнедеятельности, определяющие направления и рамки этой жизнедеятельности. Во взаимоотношении суб и об факторов именно об фактор задает рамки, ограничивающие свободу выбора социального субъекта. В структуре об фактора выделяют: природные закономерности и экологическую нишу; закономерности фкнкционарования психики и соц-псих атмосфера; закономерности развития экономики; закономерности политико-правовой сферы; закономерности развитии науки; морали; религии; искусства философии и мировоззренческая атмосфера в обществе. В структуру суб фактора входят: зрелость сознания, зрелость волеизлияния, способность действовать со знанием дела; экономическая, политико-правовая, научная, нравственная, худ-эст, религиозная, фил-мировоззр деятельность социального субъекта. Граница м\у сферами проявления суб и об факторов очень подвижна, это связано с динамикой условий жизнедеятельности социального субъекта во всех сферах общества. Доминирующей идеей в системе соотношения суб и об факторов является идея свободы. Эта идея осмысливается на протяжении всей истории философии, поскольку свобода-это атрибут человека; сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию; концепция Эпикура, обосновывающая свободу наличием случайности в структуре бытия; принцип эвдеминизма позней Античности, согласно которому счастье-это результат преодоления стремления к чувственным наслаждениям путем самоограничения, и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и превратностей судьбы; учение стоиков о внутренней свободе как радостной покорности судьбе; проблема свободы воли в Средневековье; свобода творчества в эпоху Возрождения; учение Спинозы о внутренней и внешней необходимости как основе свободы; диалектика свободы в немецкой классике. Свобода-это способность и возможность социального субъекта действовать в соответствии со своими потребностями и интересами на основе развитой духовности и познанной необходимости.Способность-характеристики самой личности, ее внутренние возможности достижения цели. Возможности- наличные условия внешней среды, средства деятельности. Потребность-выражение самой природы социального субъекта (биологические, психические, социальные свойства). Интерес - осознанная потребность. Развитая духовность-единение субъекта с самим собой, другими людьми и Вселенной в целом. Единение означает понимание, сопереживание, проникающее в сущность бытия. Познанная необходимость- познание законов объективной реальности. Основное внутреннее противоречие свободы составляет противоречие м\у внутренней и внешней свободой. Внешняя свобода-возможность социального субъекта действовать в соответствии со своими интересами на основе познанной необходимости. Внутренняя свобода- способность социального субьекта действовать в соответствии со своими потребностями на основе развитой духовности. Необходимым условием внешней свободы является развитая внешняя среда, достаточным условием - развитый интеллект. Характеристики внешней среды создают диапозон свободы. Но достаточное условие перекрывает необходимое. Для существования свободы как целостного феномена необходимым условием является наличие внешней свободы, а достаточным-внутренней. Диалектика свободы заключается в том, что она одновременно относительна и абсолютна. Свобода абсолютна в том, что она либо есть, либо ее нет у человека. Относительность свободы проявляется на уровне средств и целей. Свобода на уровне средств проявляется в том, что цели навязываются субъекту из вне кем-то или сложивщимися обстоятельствами. На уровне целей свобода может реализовываться как свобода во имя чего-то или от чего-то, что условно обозначается как положительная или отрицательная свобода. Свобода в отличие от произвола имеет место только в том случае, если субъект берет на себя ответственность за осуществленный выбор. Ответственность - философско-социологическая категория для обозначения конкретно-исторического характера взаимоотношения личности, коллектива и общества, соц субъекта и природы с точки зрения сознательного саморазвития субъекта деятельности, защиты его от саморазрушения и самоуничтожения. Свобода, будучи атрибутом человека, выступает критерием развития общества и при этом влияет на его развитие. Темпы общественного развития ускоряются в связи с расширением рамок свободы социального субъекта.



Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.