Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный детерминизм и социально-исторический прогресс






В социально-гуманитарном познании ключевая проблема – детерминизм, проблема социально-исторических законов и причинности. Детерминизм – связь между причиной и следствием. Причина - любое событие или явление, вызывающее другое последующее явление – следствие. Детерминизм - методолог принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич обусловлено, следует возм познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определ, так и вероятностную природу. С точки зр принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появл нового качества, имеет свою прич и следствие. Причина есть взаимодействие, следствие есть результат взаим.

Существовали разное понимание необх и случ. Одни говорят " чему быть, того не миновать", т.е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой взаимод явлений. С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъект понятие, при помощи кот мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явл, оно перестает быть случ. Однако та случ, причина кот познана, не перестает от этого быть случ, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это не значит, что случ нет. Случайность - это такой тип связи, кот обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Наиболее ярко детерминизм сформулирован у Лапласса - возможно в одной мат формуле выразить все параметры, характеризующие мгновенное сост всех частей природы и всех сил, все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие времена.

Особое развитие проблемы взаимоотношения между причиной и следствием получили в трудах французских просветителей. Например, Поль Анри Дитрих Гольбах (1723 - 1789) утверждал в своем труде «Системы природы», что законы причинной связи также универсальны, как универс. св-во движения в природе. Над всеми связями причин в прир. господствует строжайшая необходимость. Случайность отрицается. «В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли, кот расположена случайно, кот не имеет опр. Причины».

В истории, как и в повед людей, немало иррационального. Движ истории в сильной степени зависит от субъект. факторов.

В истории общества в большей мере, чем в природе, проявл случай, ибо тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и страстями. Логика истории, действие в ей необходимости как результирующая своб деятельности множ людей была названа Гегелем хитростью истор. разума. Вне случайности история была бы фатальной. Однако и абсолютизировать волюнтаризм не надо.

В любом событии можно выделить существенное=необходимое и несущественное = случайное. Понятие зак находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему. Если детерм говорит о всеобщей обусловл явлений, то пон закона выражает кач устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрен констатации и причинного понимания, но с точки зр их объект необходимости и кач регулярности. Закон выступает мерой устойчивости детерминации

Классическая философия истории выдвинула и разработала ряд важных идей: идея развития, теория прогресса, проблемы единства (целостности) исторического процесса, исторической закономерности и причинности, свободы и необходимости.

Вся традиционная философия, Гегель, Маркс признают единство истории. Просветители, Гегель, Маркс со всей определенностью утверждают идею исторического прогресса. Гегель и Маркс обосновывали закономерность этого процесса. Гегель, обладая огромным «историческим чутьем», впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е в беспрерывным развитии. Гегель раскрывает историю как «прогресс в сознании свободы», он пытается представить ее как единый закономерный поступательный процесс. Каждая эпоха в этом процессе, будучи своеобразной, представляет собой в то же время закономерную ступень в общем развитии человечества. Маркс, не отрицая роль свободы в прогрессе, определяющей основой исторического развития считает смену общественно-экономических формаций, где общественное бытие определяет общественное сознание. Люди сами творят свою историю (прежде всего в сфере материального производства). В этой концепции происходит слияние исторического материализма и диалектики.

Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер отрицают целостность и единство всемирной истории, разрабатывая концепции множества локальных цивилизаций. Это плюралистическая модель исторического развития, в которой последовательно развивается представление о самодовлеющей замкнутости дискретных культурных организмов, фаталистически подчиняющихся биологической необходимости рождения, расцвета, старения и умирания (идея цикличности исторического развития). Единство истории, таким образом, - ложная посылка о линейности развития. Проблема взаим. личности и общ в центре любой цив. Развитие осущ благодаря порывам гениев, преодол инертность и враждебность соц окружения. Ф. Ницше и К. Поппер отрицают не только целостность, но и смысл истории. Авторы концепции постиндустриального общества А. Белл, А. Тофлер в новом контексте утверждают поступательность развития общества. Русские космисты и экзистенциалист К. Ясперс обосновывают, что цели и смысл истории тесно связаны с целью смыслом человеческого существования.

Можно сделать вывод о том, что мировое развитие являет собой закономерный поступательный процесс, противоречия которого представляют собой источник, движ силу общ прогресса. Всемирная история постоянно выдвигала пробл противоречий общ прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о катаклизмах, переворотах и вместе с тем она являет собой необходимый процесс движ. человечества от одних форм своей соц организации к другим, более совершенным.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.