Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема экономической определенности человека в философских концепциях.






1.ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. В древнеиндийской философии почти не было граней между экономикой и природой.Понятие экономики распалось на объективное (бо­гатство) и субъективное. На роль ис­ходного определения экономики может претендовать пища. Есть понятие материальной выгоды (артхе).

Буддизм. Жизнь человека - сплошное страдание. Страдания проистекают от то­го, что человек полон желаний, которые не могут быть до конца удовлетворены. Следовательно, избавится от страдания можно, лишь избавившись от желаний. И таким образом достичь спасения - нирваны. Китайская философия. В центре их философской системы находится человек - как социаль­ное целое, либо особенный человек, органически включенный в об­щество. Экономическая определенность сливается с нравственной. Индивид, действующий в интересах своей выгоды - проявление злой природы человека.

2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Протагор. Человек есть мера всех вещей. Сократ. Человек - планетарное, космическое существо, необходимый элемент вселенной. Презирал всякую выгоду. Платон определяет человека именно как единство души и тела. Вожделеющее начало души - это все, что связано с удовлетворе­нием материальных потребностей человека. П. выделяет 3 момента экономического: вожде­леющее начало в душе, тело и предмет вожделения (душа, тело и имущество). Однако, душа настоя­щего человека должна избавиться от вожделеющего начала. Выделив три начала человеческой души, П. те же на­чала обнаруживает и на уровне государства (общества). Вожделею­щему началу в душе отдельного человека соответствует сфера эконо­мики на уровне государства. В этой сфере заняты люди, у которых вожделеющее начало доминирует: земледельцы, ремесленники, тор говцы и, надо полагать, рабы. Это самые презренные люди в государ­стве, но П. отводит им необходимое и подобающее место. Наконец, П. заложил основу деления хозяйства на производство средств производства и предметов по­требления и основу теории разделения труда. Высказал мысль о связи редкости и производства. Обозначил отношение стоимости и собственности. Аристотель исходит из примата всеобщего человека над особенным и единичным: “Человек - по природе существо обще­ственное Живое существо состоит прежде всего из души и тела; из них одно - начало властвующее, другое подчиненное” В эконом. деятельности человеком движет предмет стремления. Предмет стремления либо действи­тельное благо, либо благо кажущееся. Высшее благо - счастье. Для счастья нуж­ны внешние блага, ибо невозможно совершать прекрас­ные поступки, не имея средств. Главная добродетель соот­ветствует главной части души, т.е. уму. Блага для отдельного и всеобщего человека различны. Высшее благо для отдельного чело­века - созерцание истины. Но благо отдельного человека подчинено высшему благу государства - уме­нию в области военачалия, хозяйствования и красноречия, объединен­ные политикой. Цен­тр. понятием философии А. становится деятельность. Учение о 4 причинах: конечной, действующей, материальной и формальной. Т.е. человек придает материи форму, руководствуясь некоей целью.

3.СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Фома Аквинский. Бог- причина причин. Однако Бог, присутствуя в каждой вещи, тем не менее ос­тавляет поле для ее свободы, как вторичной причины. Уже здесь вид­на основа проблемы экономической свободы. Душа - ведущее начало в человеке. Она содержит, согласно Аквинскому, познавательную способность и способность желания. выделяет три сферы действия: познание, поведение и творчество. По­знание в этом делении оказывается главным. Два других вида человеческих действий (поведение и творчество) основаны на желаниях. В этих рассуждениях можно усматривать некую модель эконо­мической мотивации человека. Высшие же цели формулирует разум. Т.е. разум выступает источником свободы воли. Те­ло обусловливает экономическое в человеке Направленность воли на реализацию положительной цели есть добродетель. Фома Аквинский различает справедливость отношений между людьми и справедливость законов. В основании справедливости зако­нов лежит понятие естественного права. Право частной собственности является вторичным.

4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Экономическая определенность человека усиливается. В концепции Гоббса в человеке есть два вида способностей - физические и духовные. Познавательные и волевые способности соединяются в теории Гоббса в единый процесс. Экономика как целое разламывается: есть богатство и изобилие, с од­ной стороны, и средства их достижения - с другой. богатство - это вещь внешняя по отношению к человеку, а труд, умение, искусст­во - его собственные определения.. Самосохр-е (осн.благо) требует установления права ча­стной собственности на вещи. У Локка человек слагается из души и тела. Внешние вещи вызывают у человека ощущения. Локк обозначает единым терми­ном " собственность" и личность человека, и продукты его труда. В своем определении собственности он делает шаг к единому эконом. определению человека. Теория общественного договора.

5. И. КАНТ Природа человека обременена фундаментальной двойственностью. Кант, акцентируя близость меж­ду моралью и экономикой, не воспринимает экономику как самостоятельную сферу исследования. Экономическое бытие человека Кант относит к сфере природы. Это эмпирическое чувственное начало в человеке. Все сверхчувственное помещено в сфере нравственности. Сфера искусства же связывает чувственный и сверхчувственный мир че­ловека. Экономика отнесена Кантом к сфере природы т.к. есть природный детерминизм технических процессов и материального интереса. Здесь нет места человеческой свободе. Свобода является атрибутом нравственности. Экономическое поведение человека, буду­чи проявлением его животного начала, подчиняется моральному долженствованию. Экономика выступает у Канта частью культуры, к культуре принадлежит умение человека что-либо делать. Совер­шенствование умения лежит в основе разделения труда и государст­венной власти.

6. Г.В.Ф.ГЕГЕЛЬ Основным понятием гегелевской философии является абсолютная идея. Абсолютная идея сначала выступает как непосредственная, за­тем отчуждает себя от себя и полагается как природа, природа в свою очередь порождает дух. Дух, прогрессируя, приходит к состоянию абсолютного духа. В виде абсолютного духа абсолютная идея возвращается к самой себе, но не как простая, непосредственная идея, а как достигшая полного развития. Таков стержень философии Гегеля. А человек и есть дух. Философия духа - последней фазы развития идеи, и есть философия человека. Дух как истина при­роды должен достигнуть единства с материальным миром. Дух достигает единства с материальным миром путем познания этого ма­териального мира. С другой стороны, дух достигает единства с материальным миром на основе практического преобразования этого мира. Дальнейшее движение духа дает нам момент экономического в отношениях господина и раба. Когда дух развивается до свободной воли, а свободная воля обна­руживает свою истину в объективном духе, мы встречаемся с собст­венностью и договором, стоимостью, системой потребностей, опосре­дованной трудом.

7. К.МАРКС. Первый сумел сделать экономику основным предметом философского умозрения. Человек в условиях разделения труда и частной собственности в своем историко-логическом движе­нии проходит ту фазу, где его экономическая определенность оказы­вается основной. Маркс рассматривает человека как созидающее существо. Маркс ста­вит во главу угла труд и производство, не приводя эти по­нятия к четкому соотношению. Благодаря труду природа оказывается его про­изведением и его действительностью. Производство как исходный пункт есть непосредственно по­требление, потребление есть производство. производство и потребление выступает как средство для другого. Каждое из них создает дру­гое, создает себя как другое. Далее у Маркса отношение производства и потребления опосре­дуется распределением и обменом. Центральное место занимает продукт. Продукт, в отличие от простого предмета природы, проявляет себя как продукт, становится продуктом только в потреблении. Потребле­ние, уничтожая продукт, этим самым придает ему завершенность, ибо продукт есть результат производства не просто как овеществленная деятельность, а лишь как предмет для деятельного субъекта. Товар – форма продукта. Человека Маркс также опре­деляет как продукт, рассматривая его историческое движение. Маркс ввел по­нятия производительных сил и производственных отношений. Откры­тие диалектики произв. сил и произв. отношений до сих пор имеет колоссальный потенциал.

8. СОВРЕМЕННАЯ ФЭ разрабатывается в рамках нескольких направлений. К.Ясперс - экзистен­ция, подлинное существование человека находится во внешнем отно­шении к экономике. Труд -основной аспект чел. бытия. 3. Фрейд сумел показать, что психика человека делится на сознательную и бес­сознательную сферы., ввел понятия - " Я", " Сверх-Я" “Оно”. Психологическая защита. А. Адлер поставил во главу угла своей теории бессозна­тельное стремление к превосходству. К.Юнг ввел понятие психической энер­гии, типы личности. К.Хорни связала бессознатель­ные влечений с культу­рой человека. и той средой, в кот. живет человек. Э.Фромм вводит понятие социального характера. Бегство от свободы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.