Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И конкретнее про свой регион, по которому был проект.






 

10. Понятие и формы проявления транснационализации капитала. Транснационализация – это новый этап процесса интернационализации мирового хозяйства, который проявляется в сближении экономических механизмов различных стран на микроуровне. Процесс транснационализации – это процесс расширения международной деятельности пром-ых фирм, банков, компаний сферы услуг за нац. границы отдельных стран. Процесс транснационализации капитала продолжается более ста лет и означает создание международных корпораций, объединяющих капитал и ресурсы предприятий, находящихся в разных странах мира. Транснац-ция может проявляться в форме: 1) транснациональных ФПГ, 2) стратегических альянсов, 3) создания СП с участием нац. капитала, 4) слияний и поглощений. На ТНК приходится 50% мирового пром. пр-ва, 90% мир. ПИИ, более 60% внешней торговли, до 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Самой распространенной формой проявления транс-ции являются ТНК. Особенностью ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных стра­нах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, предста­вительств, дочерних компаний). Хар. черты ТНК: 1) эк. субъекты в 2 и более странах 2) согласованная пол-ка и соглас. стратегия через 1 или более руководящий центр 3) взаимосвязь посредством собственности, взаимный обмен знаниями, ресурсами и ответственностью 4) головная компания осущ-ет контроль, как правило, путем участия в капитале (более 10%). Преимущества ТНК: используют в своих интересах не только природные и людские ресурсы, но и научно-технический потенциал других стран; имея филиалы в разных странах, ТНК преодолевают ограниченность внутреннего рынка стран базирования; преодолевают таможенные барьеры др. стран; значительные размеры предприятий и масштабы производимой продукции. За счет филиалов ТНК имеют возможность: 1) иметь высокий доход, размещая пр-ва в странах с дешевым сырьем и трудом, 2) планировать и получать прибыли в разл. странах в зав-сти от ур-ня налогообложения на доходы, 3) приспосабливать свои производственные, финансовые и торговые схемы применительно к специф. условиям нац-ных рынков разных стран, 4) осущ-ть политику бух. учета операций доч-их компаний и филиалов, выгодную центральной компании. Факторы роста масштабов деятельности ТНК: либерализация эк-мик стран постсоц-го пространства; ускорение глоб-ции финн-ых рынков; интенсификация пр-сов приватизации и операций по СиП; углубление взаимозав-сти ряда стран и нац-х эк-ик; усиление конкуренции на нац-ном и междунар. уровнях; интеграция; появление новейших технологий, в особенности в области связи и телекоммуникаций. Особенность современных ТНК: их деят-сть имеет «двойной стандарт»: с одной стороны, ТНК заинтересованы в дальнейшей либерализации и демократизации мирового экон-го простр-ва, с другой, — внутри ТНК – плановое хоз-во, где фактически действуют жесткие корпор. нормы и ограничения, устан-ся внутр. цены, определяемые стратегией корпорации.

 

11. Ведущие ТНК мира:

Согласно определению ООН, ТНК — это компания:

· включающая единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности;

· функционирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр;

· в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими;

· в которой головное предприятие контролирует активы других экономических единиц в государствах за пределами страны базирования материнской компании, как правило, путем участия в капитале. В качестве нормативной нижней границы для осуществления контроля за активами считается доля капитала не менее 10 % обыкновенных акций.

На ТНК приходится примерно половина мирового промышленного производства, 63 % внешней торговли. ТНК контролируют до 80 % патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90 % мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85 % — рынка меди и бокситов, 80 % — рынка чая и олова, 75 % — сырой нефти, натурального каучука и бананов.

Благодаря использованию стратегии прямого международного инвестирования, ТНК характеризуются:

· значительными масштабами собственности и хозяйственной деятельности;

· высокой степенью транснационализации производства и капитала;

· особым характером социально-экономических отношений внутри ТНК.

Деятельность крупных ТНК отслеживается и подвергается различного рода оценкам со стороны множества экспертов, агентств, аналитических структур и международных организаций. Оцениваются: динамика стоимости их активов, возрастающая благодаря прямым инвестициям за рубеж; их капитализация; объем созданных активов и осуществляемых продаж за рубежом; численность занятых в стране базирования и за рубежом и другие показатели международного статуса этих корпораций.

Существует интегральный индикатор зарубежного присутствия компании за рубежом. Речь идет об индексе транснационализации (ИТН), который рассчитывается как среднее значение следующих трех показателей: отношение зарубежных активов ко всем активам, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых.

Величина ИТН зависит, прежде всего, от отрасли, в которой развивает деятельность компания. Самыми интернационализированными являются компании сфер телекоммуникаций, средств массовой информации, продовольствия.

Для оценки степени интернационализации крупнейших ТНК мира рассчитывается индекс интернациональности (ИИ), представляющий собой долю зарубежных филиалов в общей сумме всех филиалов.

Крупные финансовые ТНК занимают ведущие позиции на мировых финансовых рынках с точки зрения не только совокупных активов, но и числа стран, в которых они работают. Этот перечень возглавляет компания " Ситигруп " (Соединенные Штаты), за которой следует " ЮБС" (Швейцария) и " Альянц" (Германия). На финансовые ТНК из Франции, Германии, Японии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов в 2003 году приходилось 74% суммарных активов 50 ведущих финансовых ТНК.

Отраслевая структура производства ТНК достаточно широка. Однако в группе из 25 крупнейших ТНК в автомобильной промышленности работают – 24 %, в нефтяной отрасли - 20 %, в сфере электро-, газо- и водоснабжения – 16 %, в области телекоммуникаций – 12 % корпораций.

Для характеристики международного подхода в деятельности компаний используют так называемый индексраспространения сети — NSI (Network Spread Index). Этот индекс рассчитывается как отношение (в процентах) числа зарубежных стран, в которых ТНК осуществляет свою деятельность к общему количеству стран, в которых корпорация потенциально могла бы вести деятельность. В настоящее время число таких стран составляет 187. Наивысший уровень NSI наблюдается в компаниях химической и фармацевтической промышленности (21, 8%).

В среднем крупнейшие транснациональные корпорации осуществляют свою деятельность в 29 странах. К компаниям, превысившим средний индекс распространения сети почти в два раза (т.е. с уровнем более 30%), относятся «Роял датч/Шелл груп», «Нестле», «Юнилевер».

12. ПИИ малого и среднего бизнеса.

Мировая практика показывает, что малые и средние ТНК более предпочтительны для стран-реципиентов, так как:

· передают технологии, прямо влияющие на экономический рост принимающей страны;

· оказывают благоприятное влияние на её торговый баланс;

· более гибки в принятии решений;

· нанимают субинвесторов из местных фирм, оказывая тем самым непосредственное воздействие на экономический рост страны.

Малые и средние ТНК по сравнению с крупными редко используют рисковые стратегии проникновения на зарубежные рынки. Поэтому они широко представлены на развитых рынках, а на развивающиеся приходят только после многолетней успешной работы крупных ТНК. ПИИ малых и средних ТНК в развивающихся странах по количеству составляют 50 %, но по стоимости охватывают лишь 10 % всего объема ПИИ.

Для малых и средних ТНК в стране-реципиенте капитала первостепенное значение имеет политическая стабильность, экономическая прозрачность и географические расстояния. Только при существовании перечисленных условий этой категорией инвесторов принимаются во внимание прочие многочисленные экономические факторы, рассматриваемые далее.

На решения малых и средних ТНК применить стратегию интернационализации влияет качество сформированной бизнес-среды в собственной стране и в других странах. Поэтому факторы мотивации инвестирования малых и средних ТНК за рубежом можно подразделить на две группы.

Первая группа – это условия привлечения малых и средних ТНК на зарубежные рынки. Эти факторы связаны с мощной промоутерской политикой со стороны страны-реципиента. То есть иначе их можно назвать факторами «втягивания» в экономику другой страны. Среди них:

· доступ к квалифицированной рабочей силе;

· доступ к квалифицированному менеджменту за границей;

· снижение затрат на производство;

· ёмкость рынка в стране-реципиенте;

· ёмкость соседних по отношению к стране-реципиенту стран;

· налоговые льготы для иностранных инвесторов;

· доступ к необходимому сырью; преодоление протекционистских мер во взаимной торговле;

· достаточное знание рынка принимающей страны;

· расширение рынка сбыта производимых товаров и услуг;

· увеличение возможностей роста малых и средних ТНК.

Вторая группа связана с условиями негативно меняющейся бизнес-среды в стране базирования, сказывающейся на активном передвижении инвестиций в другие страны. Такие складывающиеся факторы на внутреннем рынке, как: растущие расходы; снижение возможностей доступа к финансированию; снижение возможностей доступа к технологиям; рост конкуренции; риск диверсификации – «выталкивают» бизнес из страны.

Малые и средние ТНК избегают капиталоемких операций, таких как строительство новых заводов и поглощение местных фирм. Они очень редко осуществляют стратегические инвестиции по завоеванию доли рынка. Как правило, ТНК малого и среднего размера начинают инвестирование с небольших сумм, которые постепенно увеличиваются с развитием бизнеса.

Поскольку ограниченные фонды обычно требуют короткого срока окупаемости инвестиций, малые и средние ТНК стремятся к быстрому получению прибыли в специфических высокотехнологичных нишах. При этом налаживают производство новой продукции, улучшая её качество, обеспечивают рост экспорта и доходов за рубежом.

Малые и средние ТНК избегают капиталоемких операций, таких как строительство новых заводов и поглощение местных фирм. Они очень редко осуществляют стратегические инвестиции по завоеванию доли рынка. Как правило, ТНК малого и среднего размера начинают инвестирование с небольших сумм, которые постепенно увеличиваются с развитием бизнеса.

Поскольку ограниченные фонды обычно требуют короткого срока окупаемости инвестиций, малые и средние ТНК стремятся к быстрому получению прибыли в специфических высокотехнологичных нишах. При этом налаживают производство новой продукции, улучшая её качество, обеспечивают рост экспорта и доходов за рубежом.

13. Мотивация ПИИ и проблемы реализации стратегий международного прямого инвестирования.

Мотивы прямых инвесторов, придерживающихся зарубежных стратегий, можно классифицировать, как традиционные и нетрадиционные, используя исторический подход. Традиционные мотивы иностранного инвестирования связаны с поиском ресурсов и рынков. При этом выделяются ресурсо-ориентированные ПИИ и рыночно-ориентированные ПИИ.

Ресурсо-ориентированные ПИИ снижают риск сокращения поставок и зависимости от ценовых колебаний, особенно в случае, когда транспортные расходы являются определяющим фактором.

Рыночно-ориентированные ПИИ преследуют цель вытеснения конкурентов с существующих или новых рынков. В то время как средние ТНК пре­следуют в основном рыночные цели, крупные могут инвестировать в рынки с высокими рисками, желая опередить конкурентов в проникновении на тот же рынок.

Нетрадиционые мотивы, направлены на поиск эффективности ТНК, укрепление её конкурентоспособности. Они могут строить заводы за рубежом с целью воспользоваться та­кими местными факторами, как рабочая сила, чтобы производить компонен­ты или собирать продукцию для материнской компании. В процессе принятия ПИИ-решения иностранная компания будет ори­ентироваться не только на уровень оплаты труда, но и анализировать состоя­ние большого числа других стоимостных факторов и рентабельности. Среди таких факторов: социальные трансферты; аренда, цены на недвижимость; прямые и косвенные налоги; цены на ресурсы и услуги (энергия, вода, газ, канализация и очистные) сооружения; транспортные расходы (воздушные, железнодорожные и автоперевозки; природоохранное законодательство; обеспечение жильем; наличие образовательных учреждений; стоимость и качество жизни в стране-реципиенте.

Типичные трудности реализации стратегии международного прямого инвестирования могут быть следующими:

проблемы в формировании ассортимента товаров (услуг), чтобы стать привлекательными для различных иностранных рынков;

сложности в переводе валюты и курсах обмена валют;

вопросы, связанные с расчетом предстоящих затрат и прибыльности, так как они основываются на прогнозировании движения курсов валют, а неправильное прогнозирование может стоить очень дорого;

воздействие различных культур, что может создать значительные управленческие проблемы, особенно в случаях, если су­ществует практика перехода управляющих из страны в страну;

проблемы при выборе стратегий структуры управления орга­низации;

вопросы с ценообразованием при внутрифирменном обмене полуфабрикатами и другими продуктами, произведенными в раз­ных странах, а также трудности в измерении прибыльности или убыточности различных подразделений;

проблемы с налогами компании при осуществлении переводных процедур;

присутствие политического риска, связанного с вероятнос­тью того, что зарубежные вклады предприятия могут быть скованы политикой правительства страны-хозяина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.