Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории транснационализации К






Одним из напр-й исследований в рамках теории междунар движ К явл-ся выяснение причин и механизмов интернационализации деят-ти транснациональных компаний

Парадигма цикла междунар пр-ва товара. Разработана в 1966 г. франц ученым Р. Верноном. Он описал динамическое взаимодействие между междунар торговлей и иностр инвестированием на основе комбинации элементов междунар эк-ки (торговля между странами и причины перемещения целых отраслей) с теорией маркетинга (кривая жизненного цикла товара).

Жизн-й цикл товара состоит из 3 осн-х фаз: инновация, зрелость и массовое пр-во. В соотв. с ними у произв-лей есть 3 альтернативы: производить товар в пределах нац-й эк-ки, экспортировать его или переносить его произв-во на иностр-е рынки.

Новые товары могут пользоваться временной монополией на дом-х рынках. Когда товар теряет свою рыночную новизну, достигая фазы зрелости, компания обычно ищет возм-ти его экспорта. На этом этапе конкуренция становится более жесткой, что ведет к высоким издержкам на единицу продукции и снижению прибыли. В конце концов, на этапе массового производства компании должны найти наиболее выгодные места размещения пр-ва в др-х странах, особенно крупных.

Причины возрастания роли ТНК были проанализир в концепции монополистической конкуренции и несовершенств рынка Ш. Хаймером (1960 г.) и Ч. Киндльбергером (1969 г.). В соотв с ней фирма должна обладать монополистич-и преимуществами, происходящими из несовершенств рынка, чтобы обеспечить покрытие высоких издержек инвестирования за рубежом. К таким преимуществам относятся:

- преимущества, связ-е с товарной пол-кой фирм: техники маркетинга, имидж торговой марки, товарная дифференциация;

- преимущества, связ-е с факторами пр-ва: непосредств-й контроль над пр-вом, собств-е технологии, квалификация персонала, привилегированный доступ к рынкам К;

- возм-ть использования интернальной (внутр-й) и экстернальной (внешней) экономии на масштабе (эффект масштаба);

- пол-ка прав-ва и его интервенция.

В соответствии с концепцией ПИИ-стратегий как олигополистической защиты Ф. Никкербоккер (1973 г.) доказал, что в олигополистических отраслях за лидерами рынка, инвестирующими за рубеж автоматически следуют их нац-е конкуренты. В 45 % случаев эта стратегия " следования за лидером" наблюдалась в течение 3 лет с момента осущ лидером инвестирования за рубежом, а в 75 % - в течение 7 лет.

Концепция интернализации, разработ-я англ экономистами П. Баккли и М. Кассоном (1976 г.) показывает, что междунар компании получают свое конкурентное преимущество не вследствие использования единственного специфического фактора в одной определ функциональной сфере, а из-за своей способности интернализировать свое ноу-хау (распространить среди филиалов), вместо того, чтобы передавать его другим орг-циям на условиях лицензионного соглашения. Целостная внутренняя (интернальная) структура ТНК может сама по себе рассматриваться как альтернативный рынок, где затраты на трансферты м. б. снижены посредством экономии на масштабе.

Парадигма " летящих гусей", разработ-я в к. 30-х гг японским ученым К. Акамацу выделяет 3 фазы развития отрасли:

Фаза 1: Продукция поступает в эк-ку через импорт от заруб-х произв-лей.

Фаза 2: Для удовлетворения растущего нац-го спроса открываются новые местные пр-ва.

Фаза 3: Излишки продукции экспортируются на новые заруб-е рынки

Акамацу построил свою парадигму на основе наблюдения за текстильной промышленностью Японии и путем ее развития в течение 40-50 лет, начиная с к. XIX в. Он открыл, что последовательное появление импорта, местного пр-ва и экспорта графически напоминает формирование стаи диких гусей.

6. Теории ПИИ в период глобализации (теория конкурентных преимуществ наций, OLI-парадигма, ПИР-теория). В теории конкурентных преимуществ наций (1990 г.) М. Портер показал, что успешные стратегии междунар-го инвестир-ия ТНК опирались на выгоды от достигнутых конкурентных преимуществ, как фирмы, так и страны, принимающей иностр-ый капитал. 4 группы преимуществ (бриллиант Портера): 1. преимущества корпоративного управления (корпор. стратегия, стр-ра и конкуренция): управление и умение лидир-ть, цели компании, орг-ция новых сфер бизнеса и предприн-во, обеспеченность рисковым капиталом и т. д.; 2. превосходство над компаниями-конкурентами в исп-нии факторов пр-ва (состояние факторов); 3. выгоды, определяемые состоянием спроса (объем спроса в стране, темпы его роста, сегментация и хар-ки потребителей); 4. преимущества, связанные с состоянием сопутствующих и поддерживающих отраслей. Поскольку кооперация с местным смежным пр-вом фирме-инвестору экон-ски выгодна, поэтому степень роста ПИИ в страну-реципиент зависит от положения в сопутствующих и поддерживающих отраслях. М. Портер отмечает еще два макрокомпонента, воздействующих на эффективность компании: *роль случая или " судьбы", отражающих влияние резких перемен на мировых финансовых рынках или изменения котировок валют, внезапный рост местного/мирового спроса, а также войн; *влияние как внутренней, так и внешнеэкономической политики государства (либеральной или сдерживающей политики). В OLI-парадигме (1981 г., Дж. Даннинг)основное внимание уделяется конкурентным преим-вам компании и возм-стям их реализации. Внутренние источники преимуществ определяют потенциал фирмы за счет владения факторами пр-ва, в том числе уникальными. Оwnership-преим-ва – преим-ва владения собстенностью, привилегированное владение активами или привил-ный доступ к ним: произв-е технол-и, квалиф-ия технич-го персонала и мощность НИОКР, товарные ноу-хау и тд. Среди внутренних источников-преимущества интернализации (Internalization-преимущества)-орг-ция деят-ти всех структ-х подразделений компании как единого целого, когда эфф-ным образом соед-ся все факторы и бизнес-ф-ции, при этом создаются предпосылки для устойч-го развития компании, защиты от колебаний рынка и обеспечения контроля над активами. Центральные отделения распространяют методы ведения бизнеса среди своих филиалов, что позволяет снизить издержки. Внешние источники конкурентных преимуществ (Location-преимущества) образуются за счет рыночной среды, действующей в стране-реципиенте, если она благоприятна для иностранных инвестиций. Основываются на неравномерности простр-го распределения рес-сов, технологий среди стран. Компания, обладающая как сравнительными (О), так и интернализационными (I) преимуществами, решает инвестировать за границу в том случае, когда L-преимущества существуют вне страны ее происхождения. Компания с теми же О и I преимуществами предпочитает экспортировать товары и услуги, если потенциальная страна-реципиент предлагает слабые L-преимущества. В случае, когда фирма не может защитить свои конкурентные преимущества (имеет только О преим-ва), она, возможно, будет вынуждена продавать лицензии иностр. предприятиям, поддерживая объемы пр-ва в стране происхождения. Теория пути инвестиционного развития нации (Дж. Даннинг, Р. Нарулла, 1994 г.) Идея: импорт и экспорт страной ПИИ находятся в прямой зависимости от уровня экон-ого развития страны относительно остального мира. Парадигма иллюстрирует позицию страны как нетто-экспортера инвестиций (НЭИ), которая определяется как разница между объемами размещенных и привлеченных инвестиций. Положительная НЭИ-позиция показывает, что страна стала нетто-экспортером инвестиций и, наоборот, в случае отрицательной нетто-позиции – нетто-импортером. инвестиционное развитие страны проходит 5 фаз, классификационные признаки которых - готовность принимать и экспортировать ПИИ: ФАЗА 1: Страны с трудоемкими, низкотехнологичными пр-вами, где превалирует добыв. пром.сть, почти всегда являются нетто-импортерами ПИИ. ФАЗА 2: Развитие капиталоемкого и высокотехнол. пр-ва, импорт ПИИ усиливается. ФАЗА 3: Рост конкур-сти нац. комп-ий, рост Э ПИИ добыв-их отраслей, затем отраслей с выс-ой добавл. стоим-тью. ФАЗА 4: Высокая конкур-сть нац. компаний, возм-ть реализации ими заруб. инвест-ых стратегий. Экспорт ПИИ превышает их импорт. ФАЗА 5: импорт и экспорт ПИИ фактически сбалансированы, характерна для стран, обладающих всем набором OLI-преимуществ, которые обеспечили им мировое лидерство в капиталоемких и высокотехнологичных секторах.

 

7. Прямые иностранные инвестиции: сущность, виды и роль в МЭ. Прямые иностранные инвестиции это категория МИД, сущность которой заключается в приобретении хозяйственной единицей-резидентом одной страны (прямой инвестор) устойчивого влияния на деят-сть предприятия, являющегося резидентом другой страны (предприятие прямого инвестирования) (6-е издание Рук-во МВФ по составлению плат-го баланса, не менее 10% простых акций или голосов). ПИИ подразумевают установление долгосрочных отношений между прямым инвестором и предприятием, являющимся объектом прямых инвестиций, а также довольно существенную роль инвестора в управлении этим предпр-ем. ПИИ включают первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое вложен его капитал. Дж. Даннинг назвал отличия ПИИ: осуществляются в пределах компании-инвестора, контроль за инвестированными рес-ми осущ-ся инвестором, перемещ-е не только финн-ых, но и др. активов. ПРИЗНАКИ ПИИ: 1) вид межд-ых инв-ций; 2) хар-ся транснацион-тью; 3) в пределах деят-ти единой компании; 4) общая стратегия компании; 5) долговрем-ая заинтер-ть прямого инвестора в предприятии ПИ; 6) не только первонач. операции по инвестир-ю, но и все последующие операции. В качестве прямого инвестора может выступать: индивид-ый инвестор (физ. лицо), корпоративное либо некорп. частное или госуд-е предпр-е, группа связ-ых м/ду собой индивид-х инвесторов или предприятий, орган упр-ия или гос. орг-ция, которой принадлежит ППИ, расположенное в стране, отличной от места нахождения прямого инвестора. Предприятие прямого инвестирования (ППИ) — это корпоративное или, некорпор-е предприятие, в котором прямому инвестору принадлежит 10 (или более) процентов простых акций или голосов для корпоративного предприятия либо соотв-щий эквивалент собственности для некорпор-го предпр-я. Формы ППИ: Квази юр. лица: - филиал (отделение) – 100% ПИИ; Юр. лица: -дочерняя компания – 99-51% ПИИ, - ассоциированная компания – 10-50% ПИИ. Капитал в форме ПИИ: 1. Уставной капитал (65% всех ПИИ): капитал отделений (филиалов), доля акций в дочерних и ассоциированных компаниях, другие вложения капитала (напр. машины и оборудование). 2. Реинвестированные доходы (23% ПИИ): доля прямого инвестора (пропорциональная его участию в капитале) в нераспределенных доходах предприятия прямого инвестирования. 3. Прочий капитал (12% ПИИ): внутрикорпоративные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором и предприятиями прямого инвестирования, а также между двумя ППИ, имеющими одного общего инвестора. Формы объекта ПИИ: инв-ции в новое предпр-е; слияние или поглощение уже сущ-щего предпр-я; увел-е капитала в компании; финансовая реструктуризация комп-нии (инв-ции в целях возврата долга). Роль ПИИ в МЭ: 1) Приток ПИИ (млрд. долл. США): 1990 г. – 207; 2000 г. – 1402; 2007 г. – 1970; 2010 г. – 1243. 2) Накопленные ввезенные ПИИ (млрд. долл. США): 1990 г. – 2081; 2000 г. – 7445; 2007 г. – 17849; 2010 г. – 19140. 3) Доля притока ПИИ в валовых вложениях в осн. капитал: 1990 г. – 4, 2%; 2000 г. – 19%; 2007 г. – 15, 6%; 2010 г. – 9, 1%. 4) Соотношение накопленных ПИИ к мир. ВВП: 1990 г. – 9, 6%; 2000 г. – 22, 5%; 2007 г. – 32%; 2010 г. – 30, 3%. 5) Объем продаж ин-ми филиалами (млрд. долл.): 1990 г. – 6126; 2007 г. – 31197; 2009 г. – 29298. 6) Валовая продукция ин-ных филиалов: 1990 г. – 1501; 2007 г. – 6029; 2009 г. – 5812. 7) Ст-сть активов ин-ных филиалов: 1990 г. – 6036; 2007 г. – 68716; 2009 г. – 77057. 8) Экспорт ин-ных филиалов: 1990 г. – 1523; 2007 г. – 5714; 2009 г. – 5186. 9) Числ-ть раб-ков ин-ных фил-ов (тыс. чел.): 1990 г. – 25130; 2007 г. – 81615; 2009 г. – 79825.

 

8. Эффекты ПИИ в странах, принимающих и экспортирующих капитал. Эффекты ПИИ в странах, принимающих капитал, подразделяются на:

1) Макроэффекты (рост ВВП, экспорта, инвестиций и сбережений, кол-ва раб. мест и занятости, заработной платы, НТП, производительности, укрепление нац. валюты, платежного баланса и рост резервов, трансферт технологий, расширение географии эк. связей).

2) Отраслевые эффекты, предполагающие вторичное, т.е. косвенное влияние на другие компании. Делятся на горизонтальное (внутриотраслевое) воздействие и вертикальное (межотраслевое). Горизонтальные положительные эффекты проявляются во внутриотраслевом распространении технологий главным образом через перемещение раб. силы, имитацию технологий, через международные компании в сфере деловых услуг, например аудиторские или бухгалтерские компании. Негативные горизонтальные эффекты проявляются в промышленном шпионаже. Вертикальное воздействие проявляется при орг-ции вертикальных производственных цепей: взаимосвязи с поставщиком – местные компании становятся поставщиками для ПИИ. взаимосвязь с покупателем – ПИИ становятся поставщиками для местных компаний.

3) Микроэффекты – прямое воздействие на предприятие прямого инвестирования: передача технологий, управленческого опыта, помощь в стратегической реструктуризации компании, использование секретов пр-ва материнской компании, эффективное корпоративное управление.

Негативные эффекты ПИИ для принимающих стран: антиконкурентная практика, используемая филиалами ТНК; уклонение от налогов и злоупотребление практикой формирования трансфертных цен ТНК; вытеснение национальных производителей и подавление национального предпринимательства, монополизация нац. рынка; вытеснение национальной продукции, технологий, торговых сетей и деловой практики; отток большей части прибыли за границу; оказание политического давления на принимающую страну, насаждение идеологии, противоречащей национальным интересам; проникновение в отрасли, связанные с безопасностью стран; нанесение экологического ущерба, эксплуатация экологии; чрезмерное влияние ТНК на формирование и укрепление экон-их связей. Позитивные эффекты ПИИ для стран, экспортирующих капитал: повышение конкурентоспособности фирм за счет доступа к ресурсам, технологиям, рынкам, эффективным активам; как следствие - рост конкуренции между отечественными предприятиями; увеличение национального продукта за счет доступа к зарубежным рынкам и ресурсам; новые возможности для роста экспорта товаров, услуг; обеспечение дохода компаний в форме технологий и прибыли; новые возможности для развития и модернизации производства; повышение конкурентоспособности страны (связи, вторичные эффекты). Негативные эффекты ПИИ для стран, экспортирующих капитал: вывоз не избыточного капитала, а того, который мог бы с успехом применяться в национальной экономике; утечка (бегство) капитала и как следствие - снижение уровня занятости внутри страны, неустойчивость платежного баланса, угроза национальной безопасности, уменьшение налоговых поступлений в бюджет; замещение (снижение) экспорта товаров; деиндустриализация.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.