Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема формирования умственных действий в современной педагогической психологи ( П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)






Преимущества управления, программирования в образовательном процессе наиболее полно и теоретически обоснованно представлены в направлении обучения, основанном на психологической теории поэтапного формирования умственных действей. П.Я. Гальперин, поставив задачу «приоткрытия тайны возникновения психического процесса», т.е. того, как может материальное, предметное преобразоваться в идеальное, психическое, разработал целостную схему этого преобразования. Совместно с Н.Ф. Талызиной эта теория была реализована на практике в процессе обучения. Исходными теоретическими постулатами послужили следующие положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым:

— всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризированное внешнее; сначала психическая функция выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая (Л.С. Выготский);

— психика (сознание) и деятельность суть единство, а не тождество (С. Л. Рубинштейн): психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом);

— психическая, внутренняя деятельность имеет ту же структуру, что и внешняя, предметная (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина);

— психическое развитие имеет социальную природу. «Развитие человеческих индивидов пошло не путем развертывания внутреннего наследственно заложенного видовым опытом, а путем усвоения внешнего общественного опыта, закрепленного в средствах производства, в языке» (А.Н. Леонтье);

— деятельностная природа психического, образа «позволяет рассматривать в качестве его единицы действие....Отсюда следует, что и управлять формированием образов можно только через посредство тех действий, с помощью которых они формируются».

Теории обучения основываются на принципе сознательности. Если объектом осознания являются правила и средства – традиционное обучение.

Если действия, подчиненные определенным правилам – ТПФУД.

Если программа, алгоритм действия – програмированное обучение, теория алгоритмизации Л.Н. Ланда.

Если проблема, задача – проблемное обучение В. Оконь, М.М. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин.

Умственные действия – это действия, появившиеся в результате отражения идеальных действий (действий в уме). Любое умственное действие опирается на материальное действие, поэтому если идеальное действие выстроить как материальное, то этим действием можно управлять.. Управление процессом обучения происходит путем смены ниже названных этапов формирования умственных действий. Центральным звеном является разработка схем ООД, их выполнение.

Ориентировки могут быть в виде: показа, указаний

Все учебные задачи можно условно разделить на три типа:

Предметные (предметный мир. Например решить задачу по определению психического состояния по репликам)

Логические. (По законам логики. Не простое манипулирование числами, а логический анализ. Например найти лишнее.)

Психологические (Провоцирующие ошибки для того, чтобы заглянуть внутрь. Например противоречие похоже, но не то, непохожее, а то.)

Психологическая структура любой деятельности цель, средства достижения конечный результат ЗУН не могут быть не усвоены, не сохранены вне деятельности. В ходе деятельности формируется ООД. Цикл усвоения ООД имеет этапы:

1. предварительное знакомство с действием (по инструкции, описанию, визуально), в результате чего в сознании формируются основы его выполнения. Это система указаний о том, как выполнить разучиваемое действие.

2. Выполнение реальных действий на тренажерах, макетах или другой учебной техники. Это этап материализованного действиия, когда задание выполняется во внешней материальной развернутой форме. Обучаемые в это время осуществляют контроль за выполнением входящей в действие операции

После решения нескольких однотипных задач, необходимость в ООД отпадает.

3. Внешнеречевой, обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются. При этом происходит их дальнейшее обобщение, сокращение, автоматизация. Поэтому необходимость в инструкции отпадает, так как ее роль выполняет внешняя речь.

4. Действие проговаривается про себя. Этап внутренней речи. Доказано, что в процессе внутренней речи обобщение и свертывание действия идет наиболее интенсивно.

5. Этап усвоения. Обучаемые автоматически выполняют отработанные действия, мысленно не контролируя себя в правильности выполнения действий. Это свидетельствует о том, что действие сократилось, перешло во внутренний план и не требует внешней опоры. Сокращение и автоматизация действия до «речь про себя».

П.Я. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; создать условия для формирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая — исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее и «управляющей инстанцией», позднее он назовет ее «штурманской картой». В результате проведенных П.Я. Гальпериным и его учениками исследований было установлено, что:

«...а. Вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий. Формирование дей­ствий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса. Более того, схемы действий и схемы пред­метов могут в значительной мере замещать друг друга в том смысле, что известные свойства предмета начинают обозначать определенные способы, действия, а за каждым звеном действия предполагаются определенные свойства его предмета.

б. Умственный план составляет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным планом деятельности отдельного человека является план речи. Во всяком случае, умственный план образуется только на основе речевой формы действия.

в. Действие переносится в идеальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части. В этом последнем случае исполнительная часть действия остается в материальном плане и, меняясь вместе с ориентировочной частью, в конечном счете, превращается в двигательный навык.

г. Перенос действия в идеальный, в частности в умственный план, совершается путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными последовательными изменениями формы действия.

д. Перенос действия в умственный план, его интериоризация составляют только одну линию его изменений. Другие, неизбежные и не менее важные линии составляют изменения: полноты звеньев действия, меры их дифференцировки, меры овладения ими, темпа, ритма и силовых показателей. Эти изменения обусловливают, во-первых, смену способов исполнения и форм обратной связи, во-вторых, определяют достигнутые качества действия. Первые из этих изменений ведут к преобразованию идеально выполняемого действия в нечто, что в самонаблюдении открывается как психический процесс; вторые позволяют управлять формированием таких, свойств действия, (гибкость, разумность, сознательность, критичность и т.д.. Основной характеристикой выполняемых действий П.Я. Гальперин считал разумность.

Данная теория явилась фундаментом разработанного Н.Ф. Талызиной программирования учебного процесса.

Его цель — определение исходного уровня познавательной деятельности обучающихся; определение новых формируемых познавательных действий; определение содержания обучения как системы умственных действий; определение средств, т.е. действий как обобщенных средств усвоения широкого круга знаний по третьему типу ориентировки; определение пяти основных этапов усвоения, на каждом из которых к действиям предъявляются свои требо­вания; разработка алгоритма (системы предписаний) действий; обратная связь и обеспечение на ее основе регуляции процесса научения.Существенными для реализации этого направления программирования являются общие характеристики действий: по форме (материальная, внешнеречевая, речь «про себя», умственная); по степени обобщенности; мере развернутости; мере освоения действия и по тому, дается ли оно в готовом виде или осваивается самостоятельно. В действии выделяются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции.

Центральным звеном формирования умственных действий является его ориентировочная основа, характеризуемая полнотой, обобщенностью и степенью самостоятельного освоения действий. Третий тип ориентировочной основы действий, отличаясь оптимумом полноты, обобщенности, самостоятельности, обеспечивает наивысшую эффективность формирования умственных действий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.