Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Формирование методического фонда специалиста.. 101 4 страница






Из множества колонн, обелисков, фонтанов и т. п. студент
может выбрать несколько, руководствуясь или общей темой, или
архитектурной стилистикой, одним автором и т. п., например:

— история фонтанов на дороге в Царское Село (ныне г. Пушкин);

— решетка А. Воронихина и фонтан Т. де Томона у Казанско-
го собора;

— обелиск «Румянцова победам» В. Бренны в сквере у Ака-
демии художеств;

— набережная со сфинксами у Академии художеств К. Тона.
Проанализировать образный строй трех знаменитых оград:

— решетки Летнего сада Ю. Фельтена, у Казанского собора и
у храма Спаса-на-Крови.

— художественный металл в оформлении балконных решеток
дома Лидвалей (Каменноостровский пр., д. 1/3).


7. Тема: «Павловск — архитектурный ансамбль».

Отчет можно оформить, поместив портреты всех великих мас-
теров и архитекторов, работавших в Павловске, а напротив —
изображение того, что каждый из них построил.

8. Тема: «Связь архитектурных памятников Петербурга с судь-
бой знаменитых произведений изобразительного искусства».

В отчет помещаются друг против друга следующие изобра-
жения:

— дворец кн. Шереметева (Фонтанный дом) и рядом — порт-
рет П. Жемчуговой работы крепостного художника И. Аргунова,
портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского;

— Смольный монастырь В. Растрелли и Смольный инсти-
тут Д. Кваренги, а вокруг — серия портретов «Смольнянок»
Д.Г. Левицкого;

— Таврический дворец И.Старова и связанные с ним — ста-
туя Венеры Таврической (ГЭ), статуя «Екатерина II — законода-
тельница» Ф. Шубина (ГРМ) (можно найти иллюстрацию с изоб-
ражением этой статуи в зимнем саду дворца).

9. Тема: «Монументальная и декоративная скульптура в го-
родской среде».

Можно рассмотреть как конные памятники Петербурга, так
и садово-парковую скульптуру в городских и пригородных ан-
самблях.

10. Работая с темой, посвященной архитектурной графике,
студент изучает экспонаты Научно-исследовательского музея
Академии художеств, Музея Истории города и других хранилищ.
Оригинальной темой выступления на музейном практикуме мо-
жет быть: «Деревянные модели архитектурных памятников из
музея Академии художеств».

11. Тема: «Стиль модерн в архитектуре Петербурга». Для
выступления предлагается несколько вариантов:

 

— проиллюстрировать стилистическое многообразие в архи-
тектуре рубежа веков (сравнить памятники так называемого де-
коративного модерна, например Витебский вокзал, «северного»
модерна архитектора В. Бубыря, классицизирующего модерна
архитектора Ф. Лидваля, «рационального», или «конструктивно-
го», модерна, например постройки Н. Васильева и др.);

— в выборе памятников можно оттолкнуться от темы: банки,
гостиницы, доходные дома и т. п.;

— можно рассмотреть проблему синтеза искусств в архитек-
туре эпохи модерн (скульптура, керамика, живопись на фасадах
и в интерьерах зданий);


— можно взять для анализа только один характерный памят-
ник: особняк М. Кшесинской, дом компании Зингер, дом Толстого
на Фонтанке, дом Бажанова на ул. Марата и др.

12. Обращаясь к памятникам современной архитектуры, сту-
дент может взять для изучения архитектуру конкретного перио-
да: конструктивизма, так называемого «сталинского ампира»,
постмодернизма с конца 1980-х годов. В отчете достаточно про-
анализировать 1—2 произведения.

Отчет должен быть кратким, раскрывать основную идею (под-
робный анализ, исторический экскурс и описание памятника про-
звучат во время вашей экскурсии), включать план-схему марш-
рута, быть хорошо проиллюстрированным.

Подготовка к музейному практикуму начинается задолго: выби-
раются темы, подбираются материалы. В зависимости от тем пре-
подаватель корректирует программу посещения музеев и место про-
ведения практикума. Предельно сжатые и насыщенные работой дни
требуют от студентов высокой организации и собранности.

Подготовка к выездной практике — дело особой важности.
Сейчас ее организация особенно сложна, так что и отнестись к
ней необходимо со всей ответственностью, для того чтобы вы мог-
ли получить от поездки максимальную пользу.

Одному из авторов этого пособия в свое время довелось орга-
низовать выезд студентов-дальневосточников в Европейскую часть
России с посещением не только Москвы и Санкт-Петербурга, но
и Владимира, Суздаля, Ярославля, Новгорода и Пскова. К этой
поездке студенты готовились более полугода и сначала соверши-
ли путешествие мысленное. Каждый получил двойное задание:
подготовить обзорную или тематическую экскурсию по одному из
городов или музеев и более узкую — по той или иной проблеме,
жанру, творчеству художника или творческого объединения в од-
ном из крупнейших музеев.

Каждый из студентов при этом составлял свой дневник-путе-
водитель этого воображаемого путешествия, чертил карты горо-
дов, которые предстояло посетить, заполнял карточки моногра-
фического характера о творчестве знаменитых мастеров — архи-
текторов и скульпторов, живописцев и графиков, но особенно
внимательно — карточки, посвященные самым замечательным
памятникам, которые предстояло увидеть. Студенты подготови-
лись так, что появилась возможность во многих случаях отказать-
ся от экскурсоводов. В этой роли студенты выступали поочеред-
но. Естественно, во время такой поездки они получили многократно
больше, нежели если бы она была подготовлена менее тщательно.


7. Тема: «Павловск — архитектурный ансамбль».

Отчет можно оформить, поместив портреты всех великих мас-
теров и архитекторов, работавших в Павловске, а напротив —
изображение того, что каждый из них построил.

8. Тема: «Связь архитектурных памятников Петербурга с судь-
бой знаменитых произведений изобразительного искусства».

В отчет помещаются друг против друга следующие изобра-
жения:

— дворец кн. Шереметева (Фонтанный дом) и рядом — порт-
рет П. Жемчуговой работы крепостного художника И. Аргунова,
портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского;

— Смольный монастырь В. Растрелли и Смольный инсти-
тут Д. Кваренги, а вокруг — серия портретов «Смольнянок»
Д.Г. Левицкого;

— Таврический дворец И.Старова и связанные с ним — ста-
туя Венеры Таврической (ГЭ), статуя «Екатерина II — законода-
тельница» Ф. Шубина (ГРМ) (можно найти иллюстрацию с изоб-
ражением этой статуи в зимнем саду дворца).

9. Тема: «Монументальная и декоративная скульптура в го-
родской среде».

Можно рассмотреть как конные памятники Петербурга, так
и садово-парковую скульптуру в городских и пригородных ан-
самблях.

10. Работая с темой, посвященной архитектурной графике,
студент изучает экспонаты Научно-исследовательского музея
Академии художеств, Музея Истории города и других хранилищ.
Оригинальной темой выступления на музейном практикуме мо-
жет быть: «Деревянные модели архитектурных памятников из
музея Академии художеств».

11. Тема: «Стиль модерн в архитектуре Петербурга». Для
выступления предлагается несколько вариантов:

 

— проиллюстрировать стилистическое многообразие в архи-
тектуре рубежа веков (сравнить памятники так называемого де-
коративного модерна, например Витебский вокзал, «северного»
модерна архитектора В. Бубыря, классицизирующего модерна
архитектора Ф. Лидваля, «рационального», или «конструктивно-
го», модерна, например постройки Н. Васильева и др.);

— в выборе памятников можно оттолкнуться от темы: банки,
гостиницы, доходные дома и т. п.;

— можно рассмотреть проблему синтеза искусств в архитек-
туре эпохи модерн (скульптура, керамика, живопись на фасадах
и в интерьерах зданий);


— можно взять для анализа только один характерный памят-
ник: особняк М. Кшесинской, дом компании Зингер, дом Толстого
на Фонтанке, дом Бажанова на ул. Марата и др.

12. Обращаясь к памятникам современной архитектуры, сту-
дент может взять для изучения архитектуру конкретного перио-
да: конструктивизма, так называемого «сталинского ампира»,
постмодернизма с конца 1980-х годов. В отчете достаточно про-
анализировать 1—2 произведения.

Отчет должен быть кратким, раскрывать основную идею (под-
робный анализ, исторический экскурс и описание памятника про-
звучат во время вашей экскурсии), включать план-схему марш-
рута, быть хорошо проиллюстрированным.

Подготовка к музейному практикуму начинается задолго: выби-
раются темы, подбираются материалы. В зависимости от тем пре-
подаватель корректирует программу посещения музеев и место про-
ведения практикума. Предельно сжатые и насыщенные работой дни
требуют от студентов высокой организации и собранности.

Подготовка к выездной практике — дело особой важности.
Сейчас ее организация особенно сложна, так что и отнестись к
ней необходимо со всей ответственностью, для того чтобы вы мог-
ли получить от поездки максимальную пользу.

Одному из авторов этого пособия в свое время довелось орга-
низовать выезд студентов-дальневосточников в Европейскую часть
России с посещением не только Москвы и Санкт-Петербурга, но
и Владимира, Суздаля, Ярославля, Новгорода и Пскова. К этой
поездке студенты готовились более полугода и сначала соверши-
ли путешествие мысленное. Каждый получил двойное задание:
подготовить обзорную или тематическую экскурсию по одному из
городов или музеев и более узкую — по той или иной проблеме,
жанру, творчеству художника или творческого объединения в од-
ном из крупнейших музеев.

Каждый из студентов при этом составлял свой дневник-путе-
водитель этого воображаемого путешествия, чертил карты горо-
дов, которые предстояло посетить, заполнял карточки моногра-
фического характера о творчестве знаменитых мастеров — архи-
текторов и скульпторов, живописцев и графиков, но особенно
внимательно — карточки, посвященные самым замечательным
памятникам, которые предстояло увидеть. Студенты подготови-
лись так, что появилась возможность во многих случаях отказать-
ся от экскурсоводов. В этой роли студенты выступали поочеред-
но. Естественно, во время такой поездки они получили многократно
больше, нежели если бы она была подготовлена менее тщательно.


Примерно также готовятся и короткие выезды в пригороды
Петербурга или в ту же Старую Ладогу.

Если вам повезло принять участие в длительной выездной
практике, готовьтесь представить достаточно объемный отчет, и
лучше всего в форме реального Путевого дневника, созданного
на основе прежде всего полученных вами впечатлений. С ваши-
ми подготовительными материалами педагог, как правило, зна-
комится заранее, до поездки, поэтому в Путевом дневнике не
увлекайтесь изложением фактологического материала: централь-
ное место в нем должны занять ваши впечатления, пережива-
ния, мысли.

4. Репликация как метод
сотворческого восприятия искусства

Особый путь, стимулирующий самостоятельную ра-
боту и провоцирующий на собственное творчество, — это репли-
кация произведения в учебных целях. Еще М. Волошин предви-
дел, что аналитический рисунок когда-нибудь станет особой дис-
циплиной. Богатейшую коллекцию жанра беглой зарисовки
оставили альбомы и дневники путешественников, художников и
архитекторов. Зарисовки памятников — это беглая фиксация глав-
ного, особенного в произведении, при этом рассматривается, изу-
чается и запоминается самое лучшее из созданного художествен-
ным гением человечества. Поэтому зарисовки избранных памят-
ников на специальных карточках для картотеки одновременно
способствуют формированию вкуса, интуиции, наблюдательнос-
ти, а профессиональное умение рисовать здесь не требуется. Важна
непосредственность, искренняя фиксация впечатления. Интуитивно
нащупывая пути возвращения к полнокровному, преобразующе-
му душу общению с искусством, педагоги в последнее время об-
ратились к репликации как средству освоения искусства в про-
цессе обучения. Деятельностный подход стал основой педагоги-
ческого процесса. Согласно данным психологии, моторика руки
связана с вербализацией мыслей, так что зарисовки памятников
могут играть роль в формировании образной и богатой эпитета-
ми речи. Рука следует за внутренним взором, схватывающим
логику построения формы. Речь идет о нахождении формулы, в
которой — ключ к образной идее произведения. В. Фаворский
писал: «Копия может быть механической и может быть художе-
ственной, где, анализируя конструкцию копируемого произведе-


ния, поняв его художественную суть, поняв, конечно, по-своему и
с ударением на том, что для нас теперь понятно и реально, мы
эту суть и передаем». Поскольку зарисовываются отобранные
временем произведения (потому что они и есть чеканные форму-
лы, отшлифованные каноном, стилем и т. д.), рисующий постига-
ет основы изобразительной грамоты как закон художественного
формообразования. Результат достигается не через штудии нату-
ры, как в классической схеме художественного образования,
а через умозрение, аналитический рисунок и творческие интер-
претации, предполагающие внутренний диалог с художником —
автором оригинального интерпретируемого произведения. Такую
копию мы встречаем в художественном мире, например копии
Э. Мане и П. Пикассо с Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса с Микелан-
жело Буонарроти и др. Ученическая репликация — это целая
система заданий: от работы с картотекой, зарисовок в путевом
дневничке до аналитических копий и рисунков (практикуемых в
системе обучения проф. СПбХПА А.П. Зайцева, в Колледже изоб-
разительной экспозиции, художниками группы «Эрмитаж» и др.).
Метод зарисовок аналитического копирования и творческой реп-
ликации в целом хочется охарактеризовать словами одного учите-
ля музыки: «позаниматься с головой». Такой метод работы с ма-
териалом по истории искусства учит думать и анализировать.
Создавайте и бережно храните свои реплики — они войдут в ваш
методический фонд, став его важнейшей составляющей.

5. Занятия в компьютерном классе

Внедрение в традиционную систему преподавания
истории искусства современных компьютерных технологий позво-
ляет усовершенствовать освоение и постижение материала на всех
уровнях и этапах образовательного процесса. При обучении на
дневном и заочном отделениях применяются как общие базовые
способы работы в информационном компьютерном поле, так и
специфические, обусловленные содержанием и объемом лекцион-
ных курсов и практических занятий.

Одним из возможных способов приобретения дополнительных
теоретических знаний может послужить поиск в Интернете сведе-
ний о художнике, памятниках искусства, об их хранении в базе
компьютерных данных, о мировых библиотечных и музейных хра-
нилищах, которые трудно обнаружить в том городе, в котором
учится или живет студент.


Другим компонентом накопления и усвоения информации по
изучаемой дисциплине при одновременной экономии времени явля-
ется использование большого количества компьютерных программ,
в том числе аудиовизуальных лазерных дисков разных музеев (Лувр,
Эрмитаж, Русский музей и т. д.), а также галерей современного
искусства. На основе работы в реальном и виртуальном музейных
пространствах учащийся может составить картотеку памятников,
создав для этого индивидуальный учебный файл в соответствующей
папке, содержание которого он будет пополнять и совершенствовать
на протяжении всех лет обучения. Таким образом, самостоятельная
учебная деятельность студента может контролироваться препода-
вателем даже в «безбумажном» варианте, что особенно эффективно
при дистанционном способе обучения.

Одной из продуктивных форм образовательного процесса яв-
ляется создание сайта по узловым проблемам изучаемого курса с
максимально полным привлечением исторического, искусствовед-
ческого, поэтического и музыкального материала. Такова, напри-
мер, тема «Романтизм в искусстве Франции и России в первой
половине XIX века» с обязательным включением сопоставитель-
ного аннотированного визуального ряда с выделением главных
сущностных характеристик романтизма. Материал этого сайта
должен быть снабжен соответствующими ссылками на библио-
графические источники и компьютерные программы. Для созда-
ния атмосферы творческого содружества это задание могут вы-
полнять коллективно студенты группы или курса, в этом случае
лучшие решения лягут в основу будущей страницы общего элек-
тронного учебника или на базе лучших локальных «находок» мо-
жет быть составлена общая композиция.

Этот вид учебного задания позволяет не только системно, в оп-
ределенном информационном режиме излагать смысл художествен-
ного явления, но и создавать методические материалы и разработ-
ки для педагогической практики, в том числе тесты, игры, сцена-
рии для проведения конференций и организации учебного театра.

Из отдельных учебных заданий по созданию тематических,
монографических и проблемных файлов студент может сформи-
ровать основу для собственного компьютерного учебника или про-
граммы для учащихся и таким образом пополнить личный мето-
дический фонд авторской разработкой, а также выполнить курсо-
вой или выпускной квалификационный проект.

Помимо воспроизведения памятников искусства, планов, кон-
струкций архитектурных сооружений студент художественного
факультета может применить графические навыки для создания


электронных учебных программ, чтобы развивать свои творчес-
кие способности, а также для обеспечения интерактивной формы
обучения будущих учеников, например, по фрагменту конструк-
ции достроить ее, демонстрируя знание конструктивной системы
и умение применить навыки изобразительной грамоты или по
плану графически воспроизвести облик сооружения.

Наиболее актуальным представляется использование компь-
ютерных технологий для сбора фактологического материала и
изучения современного художественного процесса, так как основ-
ной банк данных формируется прежде всего в электронных носи-
телях информации. Пример тому — получение сведений о выс-
тавках современных художников, их творчестве, функционирова-
нии художественных галерей, салонов, арт-клубов. Студент может
обучаться и в режиме on-line.

Образовательные программы дистанционного обучения, осо-
бенно необходимые для студента заочного отделения, позволяют
установить оперативное взаимодействие преподавателя и обуча-
ющегося. Применяя электронную почту, студент может рассчи-
тывать на своевременную консультацию как организаторов учеб-
ного процесса, так и педагога, а также на проверку контрольных
учебных заданий и итоговых творческих работ.

Включение в традиционную систему преподавания современ-
ных компьютерных технологий позволяет значительно уменьшить
время, затраченное на поиск и обработку обширной информации
по искусствоведческим дисциплинам, а значит, высвободить вре-
мя для творческой деятельности, что способствует интенсифика-
ции процесса обучения.

Наиболее перспективными нам представляются подготовка и
применение обучающих компьютерных программ — для студен-
тов дневного отделения, а для заочного — методических пособий
и учебника. Такие мультимедийные издания по истории искусст-
ва позволяют студенту самостоятельно, сидя дома или в специ-
альном классе, увидеть и изучить то, что невозможно показать за
несколько часов или дней занятий.

Компьютерные учебники имеют ряд существенных отличий
от традиционных, поэтому весьма важно придерживаться опре-
деленных требований к программному обеспечению: примени-
мость на различных платформах; обучение в режиме on-line. До-
стоинством этих учебников является простота использования в
сочетании с мощными функциями; оперативность переключения
с одного изучаемого раздела на другой; поддержка индивиду-
альной и коллективной форм обучения; удобный просмотр изу-


чаемых объектов; возможность трансформировать содержание в
методику.

Безусловно, внедрение мультимедийных программ для обуче-
ния истории искусства не может заменить то, что приобретает
учащийся в общении с подлинником, овладевая навыками про-
фессиональной деятельности в «живой» практике. Однако появ-
ление мультимедийных учебных изданий, несомненно, является
положительным фактором и, конечно, имеет перспективы, так как
дает возможность подключения к глобальным информационным
банкам, а значит, делает систему обучения еще более открытой
всем мировым новациям.


III. Система контроля и проверки
полученных знаний

Разработанная на кафедре искусствоведения и ме-
тодики преподавания изобразительного искусства система конт-
роля усвоения материала предполагает тесное взаимодействие с
системой практических занятий в музеях и лекционных курсов по
истории искусств. Так, при любой форме контроля педагог учи-
тывает, насколько систематично и полно освоен курс, как на прак-
тических занятиях студент проявил себя в течение семестра, при-
обрел ли необходимые умения и навыки:

1) устного выступления;

2) подготовки выбранного вопроса и изложения его в условиях
музейной экспозиции (причем вопросы и задания постепенно ус-
ложняются);

3) выступления в форме активного общения с группой.

Традиционно основной характеристикой уровня знаний сту-
дента являются оценки. Фактически в распоряжении препода-
вателя всего четыре балла: «отлично», «хорошо», «удовлетвори-
тельно», «неудовлетворительно». Но при изучении искусства, осо-
бенно в педвузе, важнейшую роль играет не столько сумма
полученной информации, сколько развитие в процессе обучения
духовной, эмоциональной и умственной сфер личности. Исход-
ный уровень, поступательное движение и качественные измене-
ния в этих сферах с трудом прослеживаются в традиционной
форме ответов студентов на экзаменах в сессию. Науке извест-
ны специальные тесты, позволяющие фиксировать отдельные
стадии и грани обучающего процесса по искусству: тест на эмо-
циональность восприятия, на развитие эстетического вкуса и
суждения, на овладение методом анализа и особенно категори-
ально-понятийным аппаратом преподаваемых дисциплин, тер-
минологическими вопросами теории, содержанием коллекций
музеев и т. д. Уровень зрелости суждений, умение самостоятель-
но думать особенно ярко выявляется на семинарах, коллоквиу-
мах и научных студенческих конференциях.

Одной из задач традиционных устных ответов на экзамене
является научение студента структурированию своего ответа. Иные


4-4015



формы контроля заданий: компьютерные тесты, письменные кон-
трольные, конференция — помогают студенту научиться:

1) систематизировать знания по прослушанному курсу;

2) правильно расставлять акценты и выделять главное.

Проверочный диктант (по терминам) или контрольная на зна-
ние памятников (по иллюстрациям) тренируют память и быстро-
ту реакции.

Зачетный семинар дает возможность студентам использовать
широкий спектр вспомогательных средств (видеофильм, музыкаль-
ное сопровождение, театрально-постановочные эффекты и т. д.).

Письменный реферат (например, отчет о музейном практику-
ме на IV курсе) проявляет и совершенствует владение словом,
умение студента использовать живописно-графические средства
в оформлении текста, работать над стилем изложения, пользо-
ваться необходимым вспомогательным аппаратом (цитаты, снос-
ки, иллюстрации, список литературы и т. д.).

Разнообразные формы контроля позволяют преподавателю
пронаблюдать и оценить различные грани роста, эволюции спо-
собностей и профессиональных навыков студентов. Так, форма
зачета в виде коллоквиума — коллективного обсуждения студен-
тами группы в диалоге с преподавателем основных проблем прой-
денного курса — сосуществует с письменной контрольной рабо-
той в виде диктанта на знание терминов, памятников, историчес-
ких фактов. Традиционные формы контроля — индивидуальные
зачеты и экзамены.

1. Традиционные формы контроля:
экзамен, зачет, коллоквиум

Уровень зрелости суждений студента, умение само-
стоятельно рассуждать и профессионально мыслить особенно ярко
проявляются в традиционной форме устного выступления, особен-
но на экзамене. Ответ на экзамене требует от студента умения
собраться, сконцентрировать внимание, логично и четко выстроить
свой ответ, но одновременно полно и со всех сторон осветить по-
ставленный вопрос. Сначала нужно внимательно и вдумчиво про-
честь экзаменационный вопрос, обратив внимание на его форму-
лировку. Ошибка неполного и потому неудовлетворительного от-
вета часто кроется именно в неточно понятом вопросе. Например,
вопрос «Монументальная живопись Микеланджело» предполага-
ет рассказ о его работе над украшением росписями Сикстинской


капеллы, к которой он обращался дважды в своей жизни. А воп-
рос «Сикстинская капелла» уже подразумевает, что вы коснетесь
в своем повествовании истории росписей одной из самых про-
славленных капелл Ватикана, в создании которой помимо Мике-
ланджело и до него участвовали Пинтуриккьо, Перуджино и дру-
гие художники.

Если экзаменационный вопрос сформулирован как характерис-
тика искусства какого-либо периода, не забудьте коснуться всех видов
искусства, но начинайте с архитектуры. Обязательно охарактери-
зуйте систему жанров в рассматриваемую эпоху. Затем последова-
тельно назовите ведущих мастеров и выделите и охарактеризуйте
самые типичные памятники. Учтите, что хотя бы одно программное
произведение необходимо разобрать подробно. Чтобы ответ полу-
чился последовательным и полным, за время, отведенное на подго-
товку, студенту рекомендуется продумать план и тезисы ответа (луч-
ше записать их, а также припомнить определения, фамилии, на-
звания, даты, чтобы от волнения потом не «оговориться»). Называя
памятник, не забудьте сказать, где он хранится. И главное: гра-
мотный студенческий ответ всегда начинается с перечня основной
литературы по вопросу и кончается выводами.

Зачет. Формы зачетов, практикуемые кафедрой искусствове-
дения и методики изобразительного искусства в течение после-
дних лет, многообразны. Среди них — осуществляемая в ходе
всего учебного процесса аттестация по результатам работы на
практических занятиях в музеях. Студент получает аттестацию
за 2—3 выступления в музее за семестр. Эта форма контроля
способствует ритмичной работе студента в течение всего срока
обучения.

Другой зачетной формой является итоговое занятие в аудито-
рии, проводимое преподавателем после музейных семинаров, —
конференция, зачетный семинар. Конференция проводится сразу
во всех группах курса. На обсуждение выносится ключевая для
изучаемого раздела программы проблема: «Средневековый храм
как явление культуры», «Ренессансная личность, ее место и воп-
лощение в художественной культуре», «Эпоха Просвещения. Фран-
ция и Россия. Диалог культур».

Еще одна зачетная форма — коллоквиум по теме, разделу про-
граммы или какой-либо проблеме (например, «Русское искусство
XVII в.»). Коллоквиум может быть проведен преподавателем и в
середине семестра, чтобы подвести итог изучению какой-либо темы
и подчеркнуть завершение работы над большим разделом лекцион-
ного курса и соответственно циклом практических занятий.


4*



Итак, в конце каждого семестра студент получает аттестацию
на основе практических занятий в музее. Помимо этого в процес-
се подготовки к выступлениям в музее он постепенно из года в
год пополняет и совершенствует свой индивидуальный методи-
ческий фонд будущего учителя. Индивидуальный фонд каждого
студента регулярно просматривается преподавателем, и этот ре-
зультат самостоятельной работы также оценивается.

В итоге для получения зачета, помимо двух вышеназванных
компонентов, студентам может быть предложена одна из форм
заданий, о которых речь шла выше. В сумме, по рейтинговой си-
стеме, они и составят конечную оценку.

Например, зачет по истории зарубежного искусства в конце вто-
рого семестра на I курсе складывается из следующих параметров:

1) аттестация практических занятий в Эрмитаже в первом
семестре (Египет, античность); в Эрмитаже и Русском музее во
втором семестре (Византия, Древняя Русь);

2) оценка индивидуального методфонда с картотекой;

3) контрольный тест (с использованием компьютера) на зна-
ние терминов, фактов, памятников этого периода;

4) итоговый семинар по теме «Храм в культуре Средневековья».

Такая система многоступенчатого контроля и разнообразие за-
четно-экзаменационных форм способствуют повышению у студен-
тов интереса к предмету и уровня самоконтроля, позволяют активи-
зировать работу в течение всего учебного года, дают возможность
преподавателю организовать контроль за самостоятельной работой
студента, служат индикатором усвоенных им знаний и умений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.