Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Формирование методического фонда специалиста.. 101 3 страница






Одним из итоговых семинаров, устроенных в учебном помеще-
нии, может быть инсценированный диалог средневекового мастера
и ренессансного художника о смысле творчества. Всех типов и вари-
антов семинаров в аудитории не перечислить, хотя несколько при-
меров предлагается в «Семинарии». Проведение занятий в институ-
те всегда обусловливается проблематикой лекционного курса и ак-
туальностью тем, возникающих на разных уровнях обучения.

На I и II курсах в организации и подготовке таких занятий дос-
таточно велика роль педагога-искусствоведа, но уже на III—V кур-
сах ваш преподаватель предоставляет вам свободу выбора темы
и действий.

Каждый из вас будет вести уроки по истории искусства, так
что вам очень пригодятся навыки, приобретенные на занятиях
монографического и проблемного характера.

Готовясь к беседе монографического или проблемного характе-
ра, продумайте цель, которой вы хотите достичь. От нее будет за-
висеть и логика изложения, и выбор тональности, эмоционального
ключа, в котором вы будете вести разговор. Беседа не должна
быть монологом. Ваши товарищи, а позднее ваши ученики должны
быть не слушателями, а собеседниками. Поначалу вам понадобит-
ся продумывать систему вопросов, направляющих ход работы; не
забывайте, что в интересном вопросе всегда скрыт ответ, но такой,
поиски которого содержат определенное приращение знаний или
заключают для вас неожиданный поворот мыслей.

Если вы хорошо ориентируетесь в материале, то, подхватив
мысль собеседника, сумеете ее развить или опровергнуть, и вам
гарантировано внимание сокурсников.

Умение вести научный спор с продуманной системой аргу-
ментации оригинальной гипотезы, завершить его неординарным
выводом — все это может послужить отправной точкой в даль-
нейшей научной и, конечно, педагогической деятельности.


На занятии по истории искусства обязательны иллюстратив-
ные материалы. Они должны быть подобраны так, чтобы полно и
точно раскрыть содержание выступления. Здесь можно дать не-
сколько простых советов. Не нужно утомлять зрителей большим
количеством слайдов или других форм воспроизведения, лучше
выбрать иллюстрации для определяющих, главных моментов лек-
ции или беседы. Распределив их предварительно в определенной
последовательности, занесите на карточку, а потом запишите на
доске точное название произведения. Стремитесь к тому, чтобы
продемонстрировать не только общий вид произведения, но и под-
готовительный материал к нему. Если вам нужно привлечь внима-
ние к какой-то части произведения, покажите фрагменты, позволя-
ющие наиболее точно раскрыть смысл целого. Музыкальное или
поэтическое сопровождение беседы или лекции не должно быть
просто красивым фоном, оно призвано раскрыть потаенный смысл
того, что содержится в произведении..

Буквально несколько слов о музыкальном фоне на занятии по
истории искусства. Вы хорошо знаете, что многие современные
выставки проходят при музыкальном сопровождении, и это уси-
ливает воздействие произведений изобразительного или декор'а-
тивно-прикладного искусства на сердца и души зрителей. Музы-
ка всегда используется в кино и видеофильмах, посвященных ис-
кусству. И мы к этому привыкли. Однако на занятиях по истории
искусства — и на лекциях, и на практических — музыка звучит
редко. А ведь подобранное правильно аудиальное сопровождение
способно приблизить воздействие слайда к тому, которое оказы-
вает оригинал. Верно подобрать сопровождающий материал весь-
ма непросто — нужно быть знатоком не только изобразительного
искусства, но и музыки. Однако есть пути, которые в этом случае
беспроигрышны: следует использовать музыку той или близкой
эпохи, которой принадлежит произведение изобразительного ис-
кусства и архитектуры, но особенно важно — той же системы
художественного мышления. Может быть также выбрано произ-
ведение, близкое по мотиву или сюжету.

Так, восприятие иконы многократно усиливается, если этот об-
раз, показанный на экране, сопровождается молитвенным песнопе-
нием. Нам неизвестны распевы домонгольской поры, но подобрать
молитвы, обращенные к Богоматери или к Спасителю, Николаю
Мирликийскому или Георгию Победоносцу, можно. О значении без-
молвного созерцания в процессе активного — сотворческого воспри-
ятия скажем далее, здесь же отметим, что именно этот момент в
первую очередь требует аудиального сопровождения.


Выступая перед сокурсниками в аудитории, вы будете приме-
нять профессиональные навыки ведения диалога с группой, при-
обретенные на музейных семинарах: продумывание приемов, мо-
билизующих внимание студентов, умение вести эвристическую
беседу. Одновременно вы приобретете и другие профессиональ-
ные качества: способность вести занятия на основе выбранного и
осмысленного вами материала, свободно оперировать всеми тех-
ническими средствами обучения.

Конечно, вы начнете импровизировать не сразу, лучше все
продумать, сохраняя при этом главное условие: способность пол-
нокровно воспринимать художественный образ и стремиться к
полноценной передаче своих знаний.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ АУДИТОРНЫХ СЕМИНАРОВ

Предлагаемая тематика занятий может быть модифицирова-
на в зависимости от содержания и структуры дисциплины (исто-
рия искусства). Темы можно локализовать, придавая им опреде-
ленный акцент, ориентировать на выполнение методических за-
дач, диктуемых логикой обучения.

1. Уники архитектуры. Древний мир.

— Кромлех Стоунхендж. Эпоха бронзы.

— Пирамида Снофру в Медуме. Древний Египет, IV динас-
тия, XXVIII в. до н. э.

— Солнечный храм Ниусера в Абусире. Древний Египет,
V династия.

— Зиккурат бога Луны Нанны в Уре. Позднешумерский пе-
риод, XXI в. до н. э.

— Святилище бога Мардука. Нововавилон, VI в. до н. э.

— Храм Геры (1) в Пестуме. Греция, VI в. до н. э.

— Храм Зевса в Олимпии. Греция, 465 г. до н. э. Либон из
Элиды.

— Фимела (здание для исполнения культовой музыки). Гре-
ция, IV в. до н. э.

— Пергамский алтарь. Эллинизм, III—II вв. до н. э.

— Мавзолей Адриана. Рим, II в. н. э.

— Термы Каракаллы. Рим, начало III в. н. э.

Это задание можно выполнять в аудитории, так как в услови-
ях музея подробно размышлять об архитектурном образе невоз-
можно, хотя всегда подразумевается мысленное помещение лю-
бого произведения изучаемой эпохи (в данном случае Древнего
мира) в соответствующую архитектурную среду.

3!


2. Канон в искусстве Древнего Египта и Древней Греции.

Эта проблема — одна из тех, что помогает понять тип куль-
туры. Конечно, размышление о каноне дается в лекционном кур-
се и на музейных семинарах, но в аудитории вам предлагается
рассмотреть, в чем разница между каноническими установлени-
ями в древнеегипетском и античном искусстве и какими факто-
рами она обусловлена, можно сравнить, например: древнееги-
петские и греческие храмы, надгробные стелы, ритуальные со-
суды и др.

3. Принципы ордерной системы в искусстве Древней Греции
и Рима. Опыт сопоставления.

Методически задание выполняется так же, как и в предыду-
щем случае.

4. Логика античной гармонии. Греческое искусство: архитек-
тура, скульптура, керамика.

Эта тема может быть предложена для обсуждения перво-
курсникам, но, безусловно, предстоит возвращение к ней и на
других этапах обучения. Как методически это можно осуще-
ствить? Во-первых, выбрать из какого-нибудь периода (гомеров-
ский, архаика, классика) произведения архитектуры, скульпту-
ры и керамики, подумать о гармонии применительно ко всем
аспектам формы. Во-вторых, избрать один какой-нибудь прин-
цип, например пропорционирование. Здесь очень большое зна-
чение будет иметь выбор художественного произведения, в этом
вам поможет педагог.

5. Образ Бога, Героя, Человека в искусстве Древней Греции и
Рима.

Эта тема тоже адресована студентам, изучающим искусство
Древнего мира. Главная цель занятия: понять миросозерцание
греков и римлян, предложив для сопоставления следующие пер-
сонажи: Венеру — Кибелу; Геракла — Геркулеса; Перикла —
императора Октавиана Августа.

6. Рок и человек в искусстве Древней Греции и Древнего Рима
(изобразительное искусство и поэзия).

7. Доказательство тезиса: человек — мера всех вещей в искус-
стве античной эпохи.

Тему можно ограничить по времени: архаика, классика в гре-
ческом искусстве; эллинизм; императорский Рим.

8. Античный и средневековый храмы. Опыт сопоставления (по
выбору студента).

Выбор храмов будет зависеть от того, какова цель этого со-
поставления. Чтобы представить себе храм как образ мира, сле-


дует ориентироваться на классические этапы античной и сред-
невековой культуры. Если предметом анализа является форми-
рование крестово-купольной системы, то логично обратиться к
памятникам позднеантичной и раннесредневековой эпохи. Иной
выбор будет обусловлен проблемой «Семантика архитектурных
форм».

9. Уники архитектуры Средних веков.

— Софийский собор в Константинополе, VI в. Исидор из Ми-
лета и Анфимий из Тралл.

— Церковь Сен-Савен-сюр-Гартан в области Пуату, ок. 1100 г.

— Церковь Сент Фуа в Конке. Франция, XII в.

— Собор Парижской Богоматери, XII—XIV вв.

— Церковь Сен-Шапель. Франция, 1243—1248 гг.

— Собор Успения Божьей Матери во Владимире, XII в.

— Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) в Москве,
XVI в.

— Церковь Покрова в Филях, 1690—1693 гг.

По типу это занятие совпадает с темой 1. Можно придать ему
дополнительный оттенок, попытавшись раскрыть образ Средне-
вековья в поэзии.

10. Крещение Руси и Киевская Русь. История. Версии. Совре-
менная точка зрения.

11. Сергий Радонежский в истории, житии, иконном образе.

12. Икона «Троица» Андрея Рублева.

Икона «Троица» А. Рублева, как и все другие его образы,
воплощает идеи жертвенной любви и единства Бога Отца, Бога
Сына и Бога Духа Святого. В «Троице» с большой глубиной и
силой выражено философско-религиозное сознание человека Древ-
ней Руси конца XIV — начала XV в.

Организовать аудиторное занятие можно по-разному. Размыш-
ление о «Троице» можно поручить не одному, а сразу нескольким
студентам, очертив перед каждым круги смысла. Можно постро-
ить устную антологию трактовок этого иконного образа. При этом
возможны разные позиции: богословская, искусствоведческая,
историческая, философская. Можно рассмотреть на занятиях и
такие вопросы: «Троица» А. Рублева и литургическое действо; «Тро-
ица», религиозные песнопения и духовные стихи конца XIV — на-
чала XV в.; Сергий Радонежский и Андрей Рублев, ратующие
против «ненавистной раздельности мира», радетели за единение
русской земли, за добродетельного, готового к самопожертвова-
нию совершенного человека.

13. Древнерусское искусство XVI в.


3-4015



Возможно проведение итогового семинара в форме коллоквиу-
ма, так как в Русском музее в постоянной экспозиции икон XVI в.
не очень много. К тому же в аудитории можно обстоятельнее по-
рассуждать об архитектурных памятниках, о прикладном искус-
стве, о мелкой пластике.

14. Диалог средневековых мастеров и ренессансных художни-
ков о смысле творчества.

15. Философы, поэты и художники эпохи Возрождения о пре-
красном человеке.

16. Мастера эпохи Возрождения об искусстве, творческой лич-
ности, художественном процессе.

Темы 14, 15 и 16 перекликаются между собой. Формы прове-
дения семинара по ним могут быть разными: свободная, полная
интеллектуальной игры инсценировка и выверенная, академичес-
ки добротная конференция.

17. Пространственная концепция в произведениях художни-
ков эпохи Возрождения (Пьеро делла Франческа, Паоло Учелло,
Рафаэль Санти, Якопо Тинторетто, Аннибале Карраччи).

Выбор этих мастеров обусловлен тем, что они мало или со-
всем не представлены в Эрмитаже, к тому же рассмотрение их
произведений позволяет увидеть развитие пространственной
концепции в границах эпохи.

18. Образ Юдифи и Св. Себастьяна в творчестве мастеров
Возрождения и XVII в.

Эта тема позволяет осознать религиозные воззрения художни-
ков двух эпох в сопоставлении.

19. Античное наследие в искусстве эпохи Возрождения.
Тему можно разбить на более частные, например: принципы

ордерной системы в архитектуре Возрождения.

20. Творчество Иеронима Босха.

21. Образ мира в творчестве Питера Брейгеля.

22. Эль Греко — художник Ренессанса.

Выбор тем 20, 21 и 22 продиктован тем, что произведения этих
художников (за исключением двух работ Эль Греко) не представ-
лены в музеях Санкт-Петербурга, при том, что эти мастера воп-
лощают важнейшие идеи Северного Возрождения (темы 20 и 21)
и взаимовлияние культур (тема 22).

23. Образы античной мифологии в искусстве Возрождения.
Смысл этого задания — показ трансформации античных

мифов и трактовки их персонажей в творчестве мастеров Воз-
рождения.


24. Судьба Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буонарроти, Тициана Вечеллио.

25. Караваджо и караваджизм в европейском искусстве кон-
ца XVI—XVII вв.

26. Ренессансная и барочная концепции пространства цер-
ковных интерьеров.

27. Портрет в искусстве Возрождения. Реальное и идеальное.

28. Личность эпохи Просвещения в творчестве французских и
русских мастеров.

Предложенные темы охватывают период от искусства Древ-
него мира до XVIII в., так как последующие этапы искусства
отражены в тематике аудиторных занятий в «Семинарии».

3. Музейно-архитектурный практикум

Система практических занятий по предмету «Исто-
рия искусства» включает помимо регулярных семинаров в музее
в течение всех лет обучения музейно-архитектурные практикумы.

Проведение музейного практикума предполагает перерыв в
общем потоке учебных занятий, что определяет его место в систе-
ме учебных дисциплин. Сжатые сроки требуют предварительной
организационной работы и подготовки студентов к практикуму.

Специфика музейного практикума отличает его от регулярных
практических занятий в музее. Одной из главных целей семинарс-
ких занятий является закрепление и углубление знаний по истории
искусств, полученных студентами на лекционных курсах. Музей-
ный практикум, помимо возможности закрепить уже имеющиеся у
студентов навыки работы в диалоге с группой в музее и умение
«работать» с оригинальным произведением, выдвигает целый ком-
плекс специальных задач. Важнейшая среди них — познакомить
студентов с проблемами музееведения. Музей рассматривается как
сложный полифункциональный комплекс. Будущий учитель дол-
жен познакомиться с разными типами музеев (картинная галерея,
дворец-музей, архитектурно-парковый ансамбль, музей-квартира,
этнографический музей, музей декоративно-прикладного искусст-
ва и др.) и основными направлениями деятельности музея вообще
(хранение, экспозиция, просветительская, научно-исследовательс-
кая работа и т. д.). Сюда же относятся и проблемы современной
музейной педагогики, и секреты искусства экспозиции, и специфи-
ка работы с группой в музейных залах.


3*



Выступление студента по подготовленной заранее теме во время
практики носит характер экскурсии (параллельно методическому
заданию для музейных семинаров на IV курсе). Таким образом,
музейный практикум — он же и практикум экскурсовода. Сту-
денты пробуют свои силы в проведении самостоятельно разрабо-
танных экскурсий, знакомятся с различными жанрами экскур-
сий: учебными, цикловыми, обзорными, ознакомительными и т. д.
Побывав в роли экскурсовода и испытав себя на этом поприще,
важно выделить в этой работе главное и специфическое, отлича-
ющее ее от занятия музейного педагога и от тех музейных семи-
наров, которые проводятся для студентов. По договору с музеем
и школами города студенты могут поработать со школьной ауди-
торией, взяв на себя, например, проведение культурологической
практики в каком-либо одном классе. Полученные студентами во
время музейного практикума знания, умения и навыки должны
ими активно использоваться в дальнейшем: на школьной (педаго-
гической) практике и практике по предмету «Мировая художе-
ственная культура». Местом проведения музейного практикума
могут быть музеи города и пригородов.

В Петербурге студенты осматривают разные музеи и работают
на их экспозициях, например, в здании и самом музее Академии
художеств, в музее Центрального училища технического рисования
барона Штиглица (ныне Государственная художественно-промыш-
ленная академия), в Этнографическом музее, в Исаакиевском
соборе, Михайловском (Инженерном) замке, дворце А.Д. Менши-
кова, Петергофе, Павловске, Ораниенбауме.

Если местом проведения практикума выбран, к примеру, Эт-
нографический музей, то темами экскурсий будут в основном
памятники декоративно-прикладного искусства. В сообщении
потребуется раскрыть особенности художественного образа и его
восприятия в декоративном искусстве, дополнив рассказ экскур-
сами в историю декоративных стилей и анализом основных черт
народного искусства.

Задача практикума — расширить кругозор студентов, вклю-
чив в программу малоизвестные и не всегда доступные памятни-
ки. Выбор объекта каждый год конкретизируется преподавате-
лем и обсуждается со студентами.

Помимо музеев проводятся занятия на улицах города. Музей-
ный памятник при правильном экспонировании (имеются в виду
современные концепции консервации архитектуры) всегда несет
информацию о времени, и ощущение этой временной дистанции
гораздо эффективнее памятных досок формирует историческое со-


знание. В систему архитектурного практикума, таким образом,
как особое направление включается краеведение и культурно-об-
разовательный туризм. Студентам предлагается рассматривать
город как музей и «работать» с архитектурными объектами в
непосредственном окружении городской и исторической среды.
Каждое здание Санкт-Петербурга воспринимается как некий эк-
спонат выставки, образуемой общей композицией улицы, площа-
ди, набережной, планировкой всего города, включенными в него
монументальным и декоративным искусством. Многие функции
экскурсовода в городской среде и в музейных залах аналогичны,
поэтому остановимся только на специфических чертах архитек-
турных семинаров.

На архитектурном практикуме студентам предлагается рас-
смотреть следующие проблемы:

— язык архитектурных форм и особенности художественного
образа в архитектуре;

— эмоционально-образное восприятие памятника архитекту-
ры и его анализ (функция, конструкция, композиционный замы-
сел, памятник в констексте истории, среде и ансамбле, синтез
искусств, убранство интерьеров и роль детали и др.);

— развитие во времени отдельного памятника и города в це-
лом, стилистическая эволюция архитектуры;

— принципы архитектурного ансамбля и образ города в целом.
Организация и проведение музейного практикума включает

несколько этапов.

В ходе первого этапа на организационном аудиторном заня-
тии или во время беседы с сотрудниками музеев студентам разъяс-
няются функции музеев, специфика их работы, задачи просвети-
тельной работы в музее, рассказывается о научных основах му-
зейной экспозиции. К концу этого этапа каждый студент выбирает
и формулирует с помощью преподавателя тему для своего заня-
тия-экскурсии. Затем студенты приступают к работе на экспози-
ции музея. Следует особо акцентировать важность точной форму-
лировки темы, предложенной студенту. Именно программируе-
мая темой задача позволит избежать дублирования семинарских
занятий в музее и сходства с традиционными курсами подготов-
ки экскурсоводов.

В нашем вузе, например, предлагаются следующие темы:

— «Реликвии петровской эпохи»;

— «Конные памятники Петербурга»;

— «Соборы Петербурга и их реликвии»;

-— «Автопортреты русских художников XVIII—XX вв.»;


«Религиозная живопись русских художников рубежа
XIX—XX вв.»;

— «Франция — Россия: век Просвещения»;

— «Модерн в архитектуре Петербурга (Витебский вокзал, дом
Бажанова с камином М. Врубеля и росписями Н. Рериха и др.)»;

— «Коллекция живописи малых голландцев в царских рези-
денциях Петербурга и пригородов»;

— «Смольный институт (архитектор Дж. Кваренги) и серия
портретов «Смольнянок» Д. Левицкого».

Студент может самостоятельно сформулировать тему соглас-
но требованиям, предъявляемым к учебной тематической или
цикловой экскурсии.

Второй этап музейного практикума включает домашнюю под-
готовку выбранных тем для выступлений. В это время студенты
коллективно посещают намеченные программой музеи и досто-
примечательности города и пригородов. Наряду с отреставри-
рованными памятниками архитектуры студенты знакомятся по-
рой с еще не музеефицированными и не отреставрированными
объектами. Целью посещения памятников, не пользующихся
широкой известностью, является пробуждение у студентов инте-
реса к возрождению духовных и культурных ценностей родного
края. Еще один акцент делается на важности контакта именно с
оригинальным памятником, а не с репродукцией или «новоде-
лом». На этом этапе практикума возможны дальние поездки: в
Старую Ладогу, Выборг, Копорье, Ярославль, Москву и т. д.
Параллельно посещению разных музеев студенты работают с
литературой в библиотеке и разрабатывают планы и тексты
экскурсии.

Для выполнения задания кроме материала по архитектуре
города нужно иметь карту для составления реального маршрута
пешеходной или автобусной архитектурной экскурсии (карта эта —
обязательное приложение к отчету). Выбор маршрута должен быть
сделан На одном из первых этапов работы. Городские расстоя-
ния, транспортные магистрали, загазованные и шумные участки
пути нужно суметь преодолеть без ущерба для впечатлений от
прогулки. В этом вам помогут правильно выбранные места об-
зорных точек (с хорошим панорамным видом на памятник), верно
рассчитанный ритм пауз в повествовании, чередование переходов
и остановок, минут тихого созерцания и насыщенных информаци-
ей эпизодов экскурсии.

Разработка экскурсии на архитектурную тему, помимо карты
с обозначением маршрута, должна включать: вводную часть с


характеристикой предшествующего этапа архитектуры, основную
часть
— рассказ по теме экскурсии с подробным анализом па-
мятников и заключение — обобщение просмотренного материа-
ла, т. е. выводы, в которых вы должны раскрыть особенности
архитектуры рассматриваемого периода, основные закономерно-
сти ее развития и стилистическую эволюцию, рассказать о том,
что представлял собой город к концу рассмотренного вами этапа.
При этом весь архитектурный материал должен быть дан в орга-
нической связи с материалом историческим. Особое внимание
следует обратить на язык, поскольку вы готовитесь к работе с
учениками, к живому разговору с ними. Текст экскурсии должен
быть написан не просто грамотным, но ярким, образным языком.
В нее, естественно, могут быть включены ваши личные впечатле-
ния, личное отношение к архитектуре изучаемого периода, рас-
сказ о людях, живших когда-то в зданиях, у которых вы останови-
ли группу, отрывки из мемуаров, стихи и пр.

На третьем этапе музейного практикума студенты сдают раз-
работанные занятия-экскурсии. Форма подачи включает обяза-
тельно план-схему маршрута, а также опорные цитаты и матери-
алы к экскурсии. По возможности все студенческие выступления
заслушиваются соответственно в музее или во время прогулки по
городу.

Устное выступление в условиях городской среды требует не
меньшего мастерства, чем работа с группой в музейных залах,
она имеет свои приемы, подходы и профессиональные секреты.
Так, нелегко удержать внимание группы у архитектурного па-
мятника: пространственное искусство — архитектура — требу-
ет времени даже на то, чтобы просто обойти памятник и осмот-
реть его. Если в музее для привлечения внимания мы вдруг мо-
жем заговорить тихо-тихо, то рассказ-экскурсия на улицах города
потребует дополнительного напряжения голосовых связок. Выс-
тупающий должен быть уверен, что его слова хорошо слышны
всем: для этого контролируйте силу голоса и следите за направ-
лением голосового потока на группу. Не говорите на ходу, всмат-
риваясь в памятник. Вспомните из своего опыта, как приходит-
ся напряженно вслушиваться, когда ветер уносит конец фразы
отвернувшегося на миг, чтобы бросить взгляд на памятник, экс-
курсовода.

Устное выступление дает вам повод последить за своей ре-
чью: постарайтесь исключить так называемые сорные слова, де-
журные фразы, обогатить обыденный словарный запас проду-
манными эпитетами, метафорами, сравнениями. Ведь если уж


говорить об искусстве, то только языком искусства. Для этого
нужно овладеть художественным словом. Ваша речь должна быть
не обыденной, а возвышенно-поэтично-вдохновенной. А обыкно-
венные фразы должны быть безукоризненно правильными с точ-
ки зрения норм русской речи. Ведь миссия сохранения чистоты и
образности родного языка возложена на каждого, выбравшего
путь учительствования.

В конце практики студенты сдают отчеты — желательно не-
большие по объему. Причем отчет не должен походить на конс-
пект текста учебника по истории искусства и архитектуры. Пояс-
ним требования к отчету на конкретных примерах.

1. Тема: «Петровские реликвии Петербурга». В отчете речь
должна идти только о тех памятниках, которые хорошо сохрани-
лись до наших дней с периода основания города, т. е. первой чет-
верти XVIII в.

2. Тема: «Идея бесконечного пространства, выраженная в ан-
филадном принципе композиции в архитектуре зрелого барокко».

В отчете должно быть показано, что в русской архитектуре
принцип анфиладного построения композиции дворца был после-
довательно использован архитектором Ф.-Б. Растрелли. И лучше
всего этот принцип прослеживается в Екатерининском дворце
Царского Села. В Зимнем дворце уже в конце XVIII в. Дж. Ква-
ренги изменяет планировочную композицию и отделку парадных
залов, задуманную Растрелли, устраивая новый тронный (Геор-
гиевский) зал. После пожара 1837 года от анфилады барочных
парадных залов Растрелли осталась одна Иорданская (Посоль-
ская) лестница, восстановленная В.П.Стасовым.

Таким образом, в отчет можно включить только: определение
анфилады; имя архитектора — Ф-Б. Растрелли; время расцвета
зрелого барокко в России; план Екатерининского дворца в Цар-
ском Селе с выделением (цветом) анфилады и подписью назва-
ний залов; первоначальный план Зимнего дворца с анфиладой
антикамер Растрелли (можно наложить на него пунктирной ли-
нией современный план).

3. Тема: «Колонный зал в архитектуре русского класси-
цизма».

Идея колонного зала и многообразие композиционных форм
ее воплощения иллюстрируется памятниками Москвы и Петер-
бурга: Актовый зал Смольного института Дж. Кваренги, Галерея
Таврического дворца И. Старова, Греческий зал Павловского
дворца Ч. Камерона — А. Воронихина, Колонный зал Дворянско-
го собрания (бывший дом князя Долгорукого) М. Казакова в


Москве, Колонный зал Сената в Кремле М. Казакова, колонные
залы позднего классицизма в Зимнем Дворце В.П. Стасова: Ге-
оргиевский, Гербовый, Николаевский.

4. Тема: «Ансамбль Академии художеств (стилистический
аспект)».

В отчет включаются последовательно изображенные: вести-
бюль и фасад (ранний классицизм), обелиск Румянцеву в сквере
у Академии художеств (архитектор В. Бренна), круглый актовый
зал (поздний классицизм), набережная со сфинксами (архитек-
тор К- Тон, историзм), интерьер библиотеки (архитектор А. Щуко,
стиль неоклассицизм начала XX в.).

5. «Тема триумфа и военных побед России в памятниках Пе-
тербурга».

Памятники Отечественной войны 1812 года: Александрийский
столп и Александровский зал Зимнего дворца; ансамбль Казанс-
кого собора; мотив триумфальной арки в архитектуре Петербур-
га позднего классицизма. Как вариант темы: ампир — стиль
империи на примере следующих памятников: Адмиралтейство
А. Захарова, арка Главного Штаба, Сенат и Синод К.Росси, На-
рвские и Московские ворота В. Стасова.

6. Тема: «Архитектура малых форм — ее выразительные и образ-
ные особенности» или «Триумфальные колонны и обелиски в Петер-
бурге (Павловске, Царском Селе, Гатчине)». Оформление отчета оп-
ределяется материалом, с которым вы работали во время практику-
ма. Это могут быть: коллекция декоративных ваз на лестнице Нового
Эрмитажа; гранитные спуски на набережных Петербурга; фонтаны
Питергофа; декоративная структура в убранстве петербургских мос-
тов; оформление порталов парадных подъездов и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.