Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Формирование методического фонда специалиста.. 101 1 страница






Яковлева Н.А.

Я47 Практикум по истории изобразительного искусства:

Учебно-методическое пособие / Н.А. Яковлева, Т.П. Чаговец,
Т.Ю. Дегтярева. Под ред. Н.А. Яковлевой. — М.: Высш. шк.,
2004. — 319 с: ил.

ISBN 5-06-004512-9

Учебное пособие поможет студенту овладеть основными приемами
работы с художественным произведением. В книге также даны рекоменда-
ции по проведению семинаров по истории изобразительного искусства, по
формированию методического фонда специалиста, по организации систе-
мы контроля и проверки полученных знаний. Пособие содержит полную
программу семинарских и аудиторных занятий по всей общей истории изоб-
разительного искусства и архитектуры, включая задания, перечень основ-
ных памятников, литературу, методические указания для самостоятельной
работы.

Для студентов и преподавателей педагогических вузов.

УДК 73/76
ББК 85.1

ISBN 5-06-004512-9 © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2004

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства
«Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом
без согласия издательства запрещается.


Оглавление

От авторов.............................................................................. 5

Введение................................................................................... 7

I. Конспект лекций по истории искусства............................ 9

II. Семинары по истории изобразительного искусства..... 12

1. Музейные занятия............................................................. 12

2. Аудиторные семинары...................................................... 27

3. Музейно-архитектурный практикум................................ 35

4. Репликация как метод сотворческого восприятия искусства 44

5. Занятия в компьютерном классе....................................... 45

III.............................................................................................. Система контроля и проверки полученных знаний...................................................................................... 49

1. Традиционные формы контроля: экзамен, зачет, коллоквиум 50

2. Рейтинговая система зачета.............................................. 53

3. Нетрадиционные формы контроля знаний...................... 54

IV............................................................................................... Учебно-исследовательская работа по теории и истории
изобразительного искусства
............................................. 70

1. Курсовая работа................................................................ 70

2. Выпускная квалификационная работа.............................. 92

V. Формирование методического фонда специалиста..... 101

1. Самостоятельная работа с книгой.................................. 101

2. Рабочая картотека............................................................ 102

3. Синхронистические таблицы........................................... 116

4. Домашняя библиотечка и коллекция иллюстраций....... 118

VI. Семинарий.......................................................................... 121

Методические рекомендации............................................. 121

Искусство Древнего мира (Египет, Греция, Рим).............. 140

Искусство Средневековья (Византия, Западная Европа,

Древняя Русь)....................................................................... 151

Возрождение (Западная Европа)........................................ 164

Искусство Западной Европы XV11 века (Фландрия, Италия,

Франция, Голландия, Испания).......................................... 176

Искусство XVIII века (Западная Европа, Россия).............. 190

Искусство XIX века (Западная Европа, Россия)................ 205

Искусство XX века............................................................. 225

Современная художественная жизнь.................................. 245


Приложения........................................................................... 251

1. Литература...................................................................... 251

2. Словарь терминов............................................................ 254

3. Список памятников для картотеки.................................. 256

4. Вопросы для самоконтроля и размышлений................. 269

5. Вариант контрольного теста по истории искусства XVIII —

первой половины XIX в................................................... 300

6. Зачетный семинар по истории искусства Древнего мира 300

7. Итоговый семинар «Храм в культуре Средневековья.

Христианский мир»......................................................... 304

8. Образец отношения в музей............................................ 317

9. Архивная выписка............................................................ 317

 

10.Образец титульного листа курсовой и выпускной квалификационной
работы по истории искусства........................................ 318

11.Памятка заочнику........................................................... 319


От авторов

Вы поступили на первый курс и вам предстоит изу-
чение истории искусства? Поздравляем вас. И не только с успеш-
ной сдачей вступительных экзаменов: вам предстоит начать за-
нятия по одной из самых увлекательных дисциплин в системе
подготовки будущего педагога. Честно говоря, мы ввели бы исто-
рию искусства на всех факультетах педагогического вуза — столь
велик ее познавательный и воспитательный потенциал. Подумай-
те сами: искусство — это особый способ познавания мира и само-
познания человека, в отличие от науки не разымающий предмет
освоения на части, не умерщвляющий его. И изучать искусство
следует тоже по-особому, не анатомируя художественное произ-
ведение, не забывая о том, что и в процессе художественного твор-
чества и в процессе активного — сотворческого восприятия уча-
ствуют сердце и душа человека. Собственно анализ — это лишь
часть процесса изучения искусства, хотя и достаточно значимая
для профессионала. Нет, конечно, можно изучать искусство ис-
ключительно аналитически, используя скальпель логического по-
знания. Это ведь тоже увлекательное занятие — анатомия бабоч-
ки, когда крылья — отдельно, усики — отдельно, что там еще —
внутренние органы? И такой подход необходим профессионалам.
Но сумеете ли вы после этого сложить все части сызнова и сде-
лать так, чтобы бабочка взлетела? А ведь вы — будущий учи-
тель, и учить будете не анатомии — любви к живому, умению
видеть красоту, способности понимать искусство и жизнь с помо-
щью искусства, а главное — творчеству. Правильной работе с
художественным произведением — а как ни говорите, оно являет
собой единственную реалию искусства, все остальное — «надстрой-
ка»! — посвящены важнейшие разделы нашего Практикума.

Работая над пособием, мы все время помнили о том, что оно
адресовано будущему Учителю и Воспитателю. Помнили, что каж-
дая дисциплина в педвузе, каждая лекция, каждое практическое
занятие — это прообраз, учебный образец, с помощью которого
вы будете овладевать своей будущей профессией. Поэтому вам
необходимо уметь видеть «внутреннюю механику» — построение
каждой лекции и практического занятия. Потому мы включили
разделы, в которых характеризуется типология лекций и практи-


Музейные семинары имеют свою специфику: в их ходе студен-
ты не только учатся воспринимать, понимать, истолковывать ху-
дожественное произведение в общении с оригиналом, но и приоб-
ретают профессиональное умение общаться с аудиторией, орга-
низовывать внимание группы, включать в активную работу всех
участников. На этих занятиях оттачиваются ораторское мастер-
ство, навыки ведения профессиональной дискуссии с аргумента-
цией своей точки зрения. Эти же профессиональные качества от-
рабатываются и в аудиторных условиях, но в отличие от музей-
ной среды, где экспозиция диктует свой жанр занятий, в аудитории
организуются занятия особого плана, как правило, итогового ха-
рактера. Здесь же студенты учатся работать с использованием
средств ТСО. На I и II курсах аудиторные занятия проводятся от
одного до трех раз в семестр, на III и IV курсах их количество
увеличивается, что обусловлено подготовкой к педагогической
практике*.

Имеют свои собственные задачи и музейные практикумы, осу-
ществляемые перед педагогической практикой.

В целом обучение в музее и аудитории носит многоступенча-
тый характер: от истолкования одного произведения (I курс) — к
сравнительному анализу (II курс), к монографической экскурсии
(III курс), и только после этого к проблемной или обзорной (вто-
рой семестр III курса).

Практические занятия по истории искусства сочетаются с
выполнением теоретических работ: курсовой и квалификацион-
ной выпускной работами. В них студент синтезирует полученные
знания и умения, демонстрируя свою творческую индивидуаль-
ность в разрешении профессиональных проблем.

Работе с произведением искусства посвящена вторая часть
нашего пособия — Семинарий.

Пособие включает также рекомендации по подготовке к му-
зейной искусствоведческой — местной и выездной — практикам.

Охарактеризовав типы заданий, перейдем к тому, как гото-
виться к ним.

Более подробно см.: Яковлева Н.А. Введение // Семинарий по истории
искусства. СПб., 1999. С. 3—14.


I. Конспект лекций
по истории искусства

Давно прошли те времена, когда лекция была основ-
ной формой информации в процессе обучения в вузе, так что сту-
денты лихорадочно записывали все, что сообщал преподаватель,
сверяли и переписывали конспекты.

Не говоря уж о том, что издано и издается огромное количе-
ство книг по всем областям знания, компьютерные технологии и
особенно Интернет способны удовлетворить жажду практически
в любой информации.

Так стоит ли теперь посещать лекции? Как бывшие студенты
и нынешние педагоги, с полной искренностью вам скажем: стоит,
хотя бы из чисто конъюнктурных соображений.

Начнем однако с того, что лучшие педагоги, настоящие уче-
ные, на лекциях введут вас в курс самых последних и наиболее
интересных новинок в изучаемой области, акцентируют самые
важные проблемы курса, разъяснят самые сложные. Да и вооб-
ще, пообщаться с умным и интересным человеком всегда полезно —
тем более что такое общение идет не только на уровне вербаль-
ном — словесном и даже не только в сфере рациональной, но и на
уровне неосознаваемого психического.

Для студентов педвуза посещение лекции хорошего педагога —
это вдвойне полезная вещь: вы, даже не ставя перед собой такую
задачу, обучаетесь с «голоса», по системе «делай, как я». Не осоз-
навая того, вы учитесь выстраивать материал, адаптировать его,
усваиваете систему общения с аудиторией, множество приемов
удержания внимания, ритмической организации процесса «выда-
чи информации», даже интонации, способные активизировать или
успокоить слушателей.

Существуют и конъюнктурные соображения: на лекции вы
узнаете, грубо говоря, что сам преподаватель знает лучше всего,
что он считает самым важным и потому будет обязательно спра-
шивать на экзамене.

Стоит ли в таком случае записывать лекции?

Еще раз повторим — стоит, потому что ваши записи должны
стать той канвой, по которой потом вы будете «вышивать» всю


оставшуюся жизнь, обогащая свои представления и уточняя по-
нятия. Поэтому рекомендуем не экономить бумагу для записи
лекций — эта экономия обернется убытком, когда придется пере-
писывать и переделывать конспект, а главное, большими потеря-
ми времени. Прислушайтесь к нашему совету: пишите только на
правой стороне разворота, оставив левую для пополнения запи-
сей при самостоятельной работе с книгами.

Сами записи нужно делать грамотно, учитывая, что они во
многом зависят от типа, или жанра, лекции.

Лекции по истории искусства отличаются жанровым разно-
образием: концептуальные (где раскрываются закономерности
художественного процесса), «панорамные» (где дается широ-
кий временной срез художественного процесса), монографичес-
кие (посвященные творчеству одного художника), сравнитель-
но-исторические (где предлагается сопоставительный анализ
различных типов искусства: Востока и Запада, зарубежного и
отечественного) и др.

Структуры лекционных курсов дневного и заочного отделений
различны. Студенты дневного отделения имеют возможность, слу-
шая лекционный курс, параллельно расширять представление об
изучаемом явлении на практических занятиях. Заочники же,
в основном учась самостоятельно, слушают лекции установочного
и концептуально-итогового характера.

Очень часто студент стремится записать не разбирая все то,
что говорит преподаватель на лекции. Не успевая за ним, он ос-
тавляет в конспекте «обрывки лекции», что, конечно, не способ-
ствует усвоению материала.

Осмысленная запись — это тезисы и основные идеи прослу-
шанной темы. Сначала следует записать тему лекции, ее план,
если педагог его предлагает, если нет — то выделить разделы по
ходу записи, зафиксировать основные положения, не забывая от-
метить аргументы и факты, подтверждающие их. Не стоит наде-
яться на то, что потом можно посмотреть в книге точные данные,
т. е. название, автора и дату создания тех произведений, которые
упоминались или демонстрировались на лекции. Если вы этого не
сделали, установите факты по иным источникам и обязательно
дополните текст. На лекциях, как правило, сообщается литерату-
ра по теме. Запишите эти сведения на полях тетради, которые мы
рекомендуем делать широкими, для того чтобы пополнить этот
список в дальнейшем, после работы в библиотеке. Поля вам нуж-
ны еще и для того, чтобы отметить возникшие у вас во время
лекции вопросы, которые вы потом зададите лектору или разре-
шите интересующую вас проблему в результате самостоятельной
работы с книгой.

 


На лекциях вы можете услышать понятия или термины, смысл
которых преподаватель подробно не раскрывал, считая их извес-
тными. Не откладывайте раскрытия смысла термина, запишите
на полях незнакомое слово, с тем чтобы сделать еще одну карточ-
ку для терминологической картотеки.

Вы обучаетесь на художественном факультете, поэтому при-
выкайте рисовать на лекциях: сделанный вами набросок общего
вида здания, плана или композиционной схемы произведения по-
может лучше запомнить увиденное. Если на лекции демонстриру-
ются схемы или таблицы, их желательно точно воспроизвести в
конспекте.

Еще один совет — для особенно заинтересованных и стара-
тельных студентов: готовьтесь к лекционному курсу заранее по
методическим разработкам или рекомендациям искусствоведа —
подберите литературу по изучаемому разделу, просмотрите ее,
обращая особое внимание на визуальный ряд. На лекциях не все-
гда есть возможность показать большое количество иллюстратив-
ного материала, поэтому названные произведения, эскизы и пла-
ны лучше держать в памяти, чтобы воспринимать концепцию лек-
тора более осмысленно.

Если вы пропустили лекцию, не спешите делать ксерокопию
конспекта лучшего студента, проработайте тему самостоятельно,
в этом случае материал будет усвоен более качественно.

Особенно важны записи лекций для заочников.

На установочной лекции постарайтесь точно записать сле-
дующее:

— структуру предлагаемого курса (основные его разделы и
их последовательность);

— рекомендуемую литературу;

— основные идеи курса;

— разъяснения особенно сложных разделов;

— рекомендации к самостоятельной работе.

На лекции итоговой, обобщающей особенно важно записать
выводы, которые делает лектор, и советы относительно предстоя-
щего зачета или экзамена.

Для удобства использования всю информацию можно запи-
сывать на карточки, о которых вы прочитаете ниже.


II. Семинары по истории

изобразительного искусства

1. Музейные занятия

Семинарами обычно называют групповые практичес-
кие занятия в вузе. Они могут проходить в форме собеседования,
когда вся группа готовится к нему по определенной заранее теме,
в форме докладов с последующим обсуждением и т. д. Мы счита-
ем, что в педагогическом вузе наиболее профессионально эффек-
тивны те из них, которые являются прообразом будущих профес-
сиональных педагогических действий нашего студента, а именно:

— доклад в форме лекции с последующим обсуждением (на
практических аудиторных занятиях);

— выступление в роли преподавателя по одной из тем с при-
влечением к работе всей группы (на так называемых лаборатор-
ных занятиях в музее или в архитектурной среде).

Вторая из названных форм особенно важна еще и потому, что
непосредственное общение с оригиналом — картиной, скульпту-
рой или графическим произведением — ничем заменить невозмож-
но. Даже самая лучшая репродукция, даже голографическое —
объемное — воспроизведение скульптуры, так же как и видео-
компьютерный вариант репродуцирования, по воздействию на
душу человека с оригиналом несопоставим. Поэтому и начнем мы
свой разговор с музейных занятий.

К сожалению, только в Петербурге музейные семинары могут
занимать до 80% времени, отводимого на практические занятия
по истории искусства: от факультета изобразительного искусства
РГПУ им. А.И. Герцена до Русского музея 12—15 минут пешей
ходьбы, до Эрмитажа — 15—18. Не использовать такие возмож-
ности было бы непоправимой ошибкой. Даже в Москве местопо-
ложение аналогичного факультета делает такие занятия исклю-
чительной, а не обыденной формой работы.

В периферийных вузах — другая беда: местные музеи, конеч-
но же, не располагают собраниями, которые могли бы в полной


мере обеспечить все разделы учебной программы. Однако еще
раз подчеркнем: следует использовать малейшие возможности
общения с оригинальными произведениями искусства. Ведь и
русская изба, и старое полотенце, и картина второстепенного гол-
ландского или французского мастера достойны того, чтобы за-
няться ими как полноценными артефактами.

Однако естественно, что пропорциональное соотношение ча-
сов, отводимых на музейные и аудиторные семинары по истории
искусства, самым решительным образом зависит от местных ус-
ловий. Чем меньше возможности вести занятия в художественной
среде, тем большее значение приобретают аудиторные семинары.
При их организации и в процессе подготовки вы можете исполь-
зовать материалы нашего Семинария, естественно, адаптируя их
к местным условиям.

Однако и в Петербурге аудиторные занятия представляют
собой важную часть профессиональной подготовки педагога на
материале истории искусства.

Во-первых, слишком много шедевров искусства находится за
пределами петербургских собраний — в Париже и Москве, Ва-
шингтоне и Берлине, не говоря уж о Греции, Италии, Египте и т. д.

Во-вторых, будущий учитель должен научиться разным фор-
мам классных занятий по истории искусства, использованию обыч-
ной школьной доски, всевозможных наглядных пособий — от сло-
варных карточек, всяческого раздаточного материала, синхрони-
стических таблиц до слайдов и звукозаписи, видеокомпьютерных
технологий. Разумеется, на специальных дисциплинах студенты
обучаются обращению с техникой — в основном «когда какую
кнопку нажать». Но этого учителю далеко не достаточно, да это и
не главное. Важнее научить человека оптимальному использова-
нию всех этих средств для достижения тех целей, которые он пе-
ред собой поставит.

Наверное, каждому из вас приходилось испытать удивление в
залах музея, когда вы не «узнавали» подлинник картины или скуль-
птуры, предварительно составив о них представление по репро-
дукции. Не случайно ценители искусств стремятся увидеть сами
произведения, понимая, что даже факсимильное воспроизведение
не передает того, чем обладает оригинал, — его живое тепло, чув-
ство сопричастности творчеству, возникающее в контакте с ним.

При первом разглядывании, например, живописного холста,
вы, постигая содержание художественного образа, не сразу будете
воспринимать все тонкости фактурного решения, особенности мер-
цания красочной поверхности. Для этого нужно время. Чтобы ощу-


тить многообразие смысловых оттенков работы мастера, ее необхо-
димо видеть в разном освещении, так как впечатление будет ме-
няться в зависимости от источника света. Вспомним случай из
практики музейных встреч. Живописный холст «Пейзаж с Поли-
фемом» Н. Пуссена в Эрмитаже висит у окна, и зрители могут
рассматривать идеально прекрасный мир картины и при ярком
солнечном свете, и в петербургскую влажно-сумеречную погоду, и
когда зажигается теплый свет хрустальных люстр. И тогда в при-
роде полотна Н. Пуссена соответственно то сияющий полдень, то
сумерки, то таинственно неопределенное состояние дня.

Автор этих строк однажды услышала интересный диалог у
этого произведения Н. Пуссена. Девушка и юноша находились в
зале во второй половине дня, когда уже успели погасить свет, а
за окном была хмурая погода. «Смотри, какая гроза!» — сказала
она, потянув своего спутника к «Пейзажу с Полифемом». Не-
вольно оглянувшись и посмотрев на работу Н. Пуссена, я убеди-
лась в точности ощущения зрительницы.

Однажды сильное эмоциональное переживание колористичес-
кого строя этой картины французского классициста помогло мне
с необычайной остротой ощутить духовно-пластическое родство
Н. Пуссена и П. Сезанна. Часто повторяемая фраза, выражаю-
щая творческое кредо П. Сезанна: «оживить Пуссена на приро-
де», — стала мне понятной, когда «Пейзаж с Полифемом» зали-
вал ясный холодный свет. Тогда с наибольшей для себя полнотой
я осознала безбрежность, бесконечность синевы неба и воды в
этом возвышенном и прекрасно устроенном мире Пуссена. И это
«космическое» качество синего цвета вспоминалось при обраще-
нии к «Берегам Марны» Поля Сезанна.

Разумеется, приводя эти примеры, мы отнюдь не абсолютизи-
руем такой путь постижения произведения. Каждый из зрителей
раскрывает смысл художественного образа по-своему. Много раз
приходилось наблюдать, как ведут себя посетители у «Портрета
старика в красном» Рембрандта. Они застывают у этого холста,
подолгу вглядываясь в лицо старика. А лицо его, то будто высту-
пающее, то поглощаемое тревожно-изменчивой средой, словно
меняет свои очертания, оно воплощает в себе не статичное замк-
нутое психологическое состояние, а нечто несравненно более слож-
ное, длительное, могущее быть приравненным лишь к одному по-
нятию — к понятию целой жизни. И зрители, вовлеченные в раз-
мышление о духовной судьбе старика, начинают думать и о своей
жизни, и о близких им людях — отцах и дедах, и отсвет этих
размышлений можно увидеть на их лицах.


Как происходит этот сложнейший контакт душ: персонажа и
зрителя? Как «говорят» краски на картине Рембрандта? Почему
кажется, что из «красочного хаоса кристаллизуется постепенно
образ, несущий на себе печать временного становления»? Что
означает светотень в портрете голландского художника? На эти и
многие другие вопросы вы будете отвечать на музейных занятиях
по истории искусства.

Поскольку факультет изобразительного искусства РГПУ го-
товит не искусствоведов, а прежде всего преподавателей по изоб-
разительному искусству, метод работы с художественным произ-
ведением соответствует этой главной задаче обучения. В музее
вы не только учитесь пониманию памятника искусства, но и при-
обретаете навыки работы с аудиторией, что необходимо в педаго-
гической работе.

Опыт ведения семинаров по истории искусства и результаты
анкетирования обучающихся легли в основу «Семинария по изоб-
разительному искусству» (СПб., 1995; 1996; 1999), созданного пре-
подавателями кафедры искусствоведения и методики преподава-
ния изобразительного искусства и представленного во второй ча-
сти этого пособия. Поэтому методологические и методические
принципы этого типа занятий здесь не излагаются. Обращаем
ваше внимание на «Введение» к «Семинарию», в котором изло-
жены главные принципы работы с художественным произведени-
ем, и рекомендуем не просто внимательно прочитать его, а не раз
возвращаться к нему, так как некоторые положения вы глубже
сможете понять только после того, как приобретете собственный
опыт практической деятельности.

«Семинарий» содержит полную программу музейных и отчас-
ти аудиторных занятий по всеобщей истории искусства и архи-
тектуры. Он включает задания, перечень основных памятников
для изучения, литературу по всем разделам истории искусств,
а также методические рекомендации для самостоятельной подго-
товки к семинарам. В начале каждой темы обозначены основные
проблемы, которые предстоит раскрыть в процессе занятия, по-
этому всем участникам семинара нужно представлять себе их
суть, чтобы точнее сориентироваться в материале и суметь выст-
роить его для выступления в музее.

Воспитание профессиональных качеств художника-педагога но-
сит постепенный и поступенный характер. Но на всех этапах музей-
ных семинаров нужно стремиться к созданию особой творческой
атмосферы, эмоциональной открытости, без которой вдумчивого об-
щения с произведением искусства и друг с другом не возникнет.


Одной из главных трудностей психологического характера для
студентов является неумение общаться с аудиторией, строить слож-
ный, тонко нюансированный диалог у произведения искусства.
Разумеется, этому можно и нужно учиться, а значит, необходимо
тщательно продумывать сценарий своего выступления, задавать
вопросы сокурсникам, рассчитывая вовлечь их в круг своих идей и
проблем для того, чтобы постичь смысл картины, скульптуры, ар-
хитектурного произведения или графического листа.

Вопросы, обращенные к сокурсникам на музейных занятиях,
могут быть разного характера, но их нужно задавать хотя бы для
того, чтобы возник диалог с группой, так как она — «эксперимен-
тальный прообраз» будущих ваших учеников.

Общее правило для всех заданий остается неизменным: ваши
вопросы должны быть ориентированы на основные этапы работы
с произведением искусства: 1) прелюдия, 2) непосредственный
контакт, 3) вербализация пережитого, 4) анализ, 5) возвращение
к целостному восприятию. Более подробно эта проблема освеще-
на в «Семинарии».

На I курсе (первый семестр) вам дается задание монологичес-
кого характера: рассказать об одном произведении. Не забывайте
о том, что время вашего выступления ограничено 15—20 минута-
ми, поэтому вопросы должны быть строго продуманы и могут быть
ориентированы на вербализацию (т. е. словесное описание пере-
житого образа). Это поможет вам понять настроение товарищей и
откорректировать свой рассказ. Например: вы остановились с груп-
пой в зале Египетского искусства у рельефа с изображением вель-
можи Нимаатра. На рельефе изображена традиционная сцена —
сидящий за столом хозяин гробницы, перед которым совершаются
заупокойные ритуалы и жертвоприношения. После вашего выс-
тупления, дав группе возможность внимательно рассмотреть про-
изведение, уместно задать следующий вопрос: «Какое впечатление
возникает от созерцания этого рельефа?» Не настаивайте, чтобы
ответили все, постепенно это произойдет само собой, вы услышите
несколько мнений. Обязательно отреагируйте на ответы, только
после этого возможен вопрос уже более аналитического характера:
«Почему возникает впечатление, что действие, изображенное на
рельефе, длится вечно?» Если вам не удалось получить исчерпыва-
ющий ответ от сокурсников, дополните его сами или задайте еще
один, более узко направленный вопрос. Иногда полезно удивить,
заинтриговать вопросом, ввести элемент игры. Так, известно, что
рельеф Нимаатры не был раскрашен, но для того чтобы выяснить,
как представляют себе участники семинара каноническую цвето-


вую систему древнеегипетского искусства, можно предложить мыс-
ленно раскрасить его, а после этого вновь вернуться к анализу
композиционного мышления мастера древней эпохи.

В этом же зале находится скульптура Аменемхета III. Раз-
мышление об этом произведении может стать своеобразной куль-
минацией семинарского занятия, поэтому здесь особенно важно
вовлечь в обсуждение всех сокурсников. Но прежде чем вы про-
изнесете свои вопросы, все участники занятия должны посмот-
реть на сидящего фараона со всех сторон, тогда вполне понятно
будет ваше обращение: «Сравните, пожалуйста, впечатления, воз-
никающие при осмотре скульптуры с разных сторон». Или, про-
должая разговор о пластических особенностях изваяния, можно
спросить, например: «Каким образом достигается в изображении
фараона эффект воли, энергии, силы и мудрости?» Подводя ито-
ги анализа этого скульптурного образа, уместно обратиться ко
всей группе: «Подумайте, как в рамках канона мастер достигает
своей собственной неповторимой интонации?»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.