Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В медицине и биологии






Цель занятия: сформировать представление о профессиональной этике

в медицине и биологии.

Задачи:

1. Дать представление об основных моделях взаимоотношения врачей и пациентов.

2. Сформировать представления об этике профессионального взаимодействия в медицине и биологии.

 

План лекции:

1. Биоэтика и медицина.

2. Медицинская этика и деонтология.

3. Модели врачевания. Парадигмы взаимоотношений врача и пациента.

4. Общение между медицинским работником и пациентом.

Основные термины, понятия:

 

Принципы биоэтики – соблюдение

• автономии индивида,

• свободы воли и выбора,

• информированного согласия.

Под автономией понимается форма личной свободы, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением. Выделяют семь основных аспектов автономии:

ü уважение личности пациента;

ü оказание пациенту психологической поддержки в затруднительных ситуациях;

ü предоставление ему необходимой информации (о состоянии здоровья и предлагаемых медицинских мерах);

ü возможность выбора из альтернативных вариантов;

ü самостоятельность пациента в принятии решений;

ü возможность осуществления контроля за ходом исследования и лечения (со стороны пациента);

ü вовлеченность пациента в процесс оказания ему медицинской помощи (“терапевтическое сотрудничество”).

Паттернализм, традиционно царивший в медицинской практике, уступает место принципу сотрудничества. Нравственная ценность автономии оказалась столь высока, что благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента стало считаться недопустимым.

Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации.

Информированное согласие можно условно разделить на два этапа:

1) предоставление информации;

2) получения согласия.

I этап – предоставление информации – включает в себя понятия добровольности и компетентности. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента о характере и целях предлагаемого лечения; связанном с ним существенном риске; т. е. врач должен затронуть четыре аспекта риска: его характер, серьезность, вероятность его материализации и внезапности его материализации; возможных альтернативных данному виду лечения (врач дает совет о наиболее приемлемом с медицинской точки зрения варианте, но окончательное решение принимает пациент).

II этап – получение согласия – подразумевает добровольность информированного согласия, т.е. неприменение со стороны врачей принуждения, обмана, угроз и т. п. при принятии пациентом решений.

В теоретическом плане задачами медицинской биоэтики становится выявление этической оправданности и обоснованности моральных норм.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные модели взаимоотношений врачей и пациентов.

2. Назовите основные принципы биомедицинской этики.

3. Что такое деонтология и медицинская этика?

4. Охарактеризуйте основные этические аспекты лечебно-профилактической помощи.

5. Охарактеризуйте особенности общения врача и пациента.

 

Литература:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. (с посл. изм. и доп.) «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

2. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. Федеральный закон от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

4. Лопатин П. В. Биоэтика: учебник для вузов / П. В. Лопатин, О. П. Карташова; под ред. П. В. Лопатина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 272 с.

5. Биомедицинская этика: практикум / Под общ. ред. С. Д. Денисова, Я. С. Яскевич. – Мн.: БГМУ, 2011. – 255 с.

6. Введение в биоэтику: учеб. пособие / А. Я. Иванюшкин, В. Н. Игнатьев, Р. В. Коротких и др. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 384 с.

7. Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 12: Биоэтическое обеспечение инновационного развития биомедицинских технологий: сб. науч. статей / под ред. П. Д. Тищенко. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. – 106 с.

8. Сгречча Э. Биоэтика: учебник / Э. Сгречча, В. Тамбоне; [пер. с итал. В. Зелинского, Н. Костомаровой]. – М.: ББИ, 2002. – 413 с.

9. https://www.bioethics.ru – биоэтический форум.

10. https://www.pravo.gov.ru/ips.html – информационно-правовая система «Законодательство России».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.