Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственно-управленческие решения. Виды государственно-управленческих решений, их классификация.






Сложность и многообразие решений не только предполагает, но и требует применения различных критериев классификации решений.

По степени разработки различают решения запрограммированные и незапрограммированные; по степени обоснования выделяют интуитивные, логические и рациональные решения; в зависимости от возможности реализации решения бывают допустимыми и недопустимыми; в зависимости от степени достижения цели решения подразделяются на неразумные, удовлетворительные и оптимальные. Кроме того, возможны и иные основания для классификации управленческих решений.

Управленческие решения могут быть сгруппированы: по масштабу объекта – глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определенному подразделению; по кругу проблем – комплексные, связанные с изменениями различных сторон жизнедеятельности управляемого объекта; частные (тематические), относящиеся к одной из сторон деятельности; по методам обоснования – формализуемые, при обосновании которых широко используются математические методы; неформализуемые, обоснованные в основном эвристическими методами; по функциональному содержанию: плановые, организационные, контролирующие, прогнозирующие и т.д.

Многообразие общественных отношений, требующих государственного вмешательства, порождает множество видов собственно государственных решений.

Государственные решения бывают политическими и административными. Политические – определяющие развитие основных сфер общественной жизни, имеющие общую социальную значимость. Они принимаются по наиболее важным общественно значимым проблемам политическим руководством, т.е. высшими органами государственной власти, либо руководителями, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов (президент, председатель правительства, председатели палат парламента, руководители законодательных и исполнительных региональных органов власти, министры и некоторые другие). Эти решения различаются по их юридической силе, субъектам принятия, срокам действия, степени обязательности исполнения (нормативности) и т. д.

Организующе-регулирующее воздействие государства может быть подразделено на две составляющие − политическую и административную. В рамках первой − политического управления − решаются вопросы что необходимо делать и почему? Вторая представляет более конкретное проявление собственно государственного управления, решающего вопросы, как и при помощи чего делать? В этом смысле это уровень управления именуется некоторыми авторами административно-государственным управлением.

Политические решения имеют следующие признаки: 1) они общезначимы, касаются судеб, интересов многих людей; 2) в процессе их подготовки участвуют не всегда единомышленники, но и оппоненты, имеющие несхожие цели, исповедующие различные ценности, обладающие разной силой влияния; в) они всегда коллективны по форме разработки и принятия.

Выделяются разнообразные виды политико-управленческих решений: общеполитические, акты функциональных органов управления, решения представительных органов местного самоуправления и др.

Политические решения составляют первичный уровень государственных решений, тогда как административные решения являются вторичными, имеющими подчиненно-вспомогательное значение. Административные решения производны от политических в том смысле, что они направлены на обеспечение условий для подготовки, принятия и реализации решений политического руководства. Отличительная особенность государственных решений административного уровня в том, что они имеют, как правило, обезличенный характер. В их подготовке, принятии и выполнении участвует большое число специалистов разного профиля и поэтому их авторство не связывают с именем конкретного госслужащего. Хотя в своем большинстве эти решения подготавливаются конкретными людьми, их личными решениями частного характера они не могут быть, так как принимаются от имени государственных органов. Отсюда возникает задача их юридического закрепления в надлежащей форме.

Административно-управленческие решения целесообразно разделить на две группы. К первой относятся те, что связаны только с организацией работы непосредственно в аппаратах органов государственного управления. Это так называемые внутриорганизационные решения. Они могут быть направлены на улучшение планирования, контроля, профессиональной подготовки кадров и т. д. Вторую группу составляют управленческие решения, обеспечивающие взаимодействие с внешней средой, определяющие основные направления государственно-управленческой деятельности. Такие решения условно можно назвать внешними (публичными), именно они чаще всего дополняют политическое содержание, принимаются во имя их исполнения.

По критерию гласности различают открытыеи закрытыеформы управленческих решений. Открытые формы доступны всем, закрытые – это решения обычно связанные с госбезопасностью, оперативно-розыскной, разведывательной, военной, частично внешнеполитической и подобной деятельностью, требующей соблюдения государственной тайны и режима секретности.

Различают также правовые и неправовые формы государственно-управленческих решений. Правовыми считаются те, в которые облекаются решения, влекущие определенные юридические последствия. Среди них выделяются: 1) правовые акты (решения); 2) правовые договоры; 3) иные акты, закрепляющие совершение юридически значимых решений.

Неправовые формы государственных решений не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий. Неправовые формы государственно-управленческих решений могут предшествовать правовым либо следовать за ними. При этом, в отличие от правовых форм, они не требуют полного и строго определенного законом юридического закрепления; носят вспомогательный характер в управленческой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.