Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода выбора. Если глубже изучить этот предмет, можно найти и другие различия






 

Если глубже изучить этот предмет, можно найти и другие различия. Мой гуру-махараджа, Шрила Прабхупада, говорит о них в комментарии. Одушевленные существа, в отличие от неодушевленных предметов, обладают свободой выбора. Это самое важное. Ачарьи, духовные учители вайшнавов, говорят, что свобода выбора — это великий дар, и сравнивают ее с драгоценностью (свадхината-ратна).

Один из наших ачарьев в комментарии к «Вьяса-сутре» («Веданта-сутре») пишет: дживанам итарануракти хетур ишварасйа карунйам тад эва тасйам тан на сиддхайе. Карунья значит «милость». Господь милостиво дал нам свободу выбора — карунйад даттам тато парамешварат свато ‘ртхйа-дживах итаро вишайасакта бхавантй атах. Однако важно, как мы пользуемся этой свободой. Что значит пользоваться ею правильно и что значит ею злоупотреблять? Это глубокий философский вопрос, не простой вопрос. Если бы джива не обладала свободой выбора, ее нельзя было бы называть дживой. Дверь или стол — неодушевленные предметы, но вы — одушевленные существа. У вас есть сознание и есть свобода выбора. Неодушевленные предметы лишены и того, и другого. Карунйам тат. Господь милостиво дал нам свободу выбора, однако нужно уметь ею пользоваться. Кто ею злоупотребит, тот увидит много горя, а кто правильно ею воспользуется, тот обретет вечную радость и вечное счастье. Сказано также: итаранурактйена вишва-рупйат свато ‘ртхйах дживах итаро вишайасакта бхавантй атах. Кто сделал неправильный выбор, тот обрек себя на страдания. Он забыл о Кришне, Верховной Личности Бога, и попал во власть майи, иллюзии. Его заботят только материальные вещи, вещи, не связанные с Верховным Господом.

Вират-рупа, вселенское тело Господа, обладает сознанием. И мы тоже им наделены. Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «От того, насколько чисто наше сознание, зависит наше представление о себе: мы можем отождествлять себя с телом и умом (адхьятмика) или с тем, что порождено материей (адхибхаутика), а можем сознавать себя слугами Господа (адхидайвика)». Адхидайвика — третья, последняя ступень. На этой ступени наше сознание приходит в согласие с волей Всевышнего и начинает очищаться от скверны. Господь милостиво даровал нам свободу выбора. И Он хочет, чтобы мы использовали ее по назначению, чтобы мы ею не злоупотребляли. У вас есть свобода выбора. У вас есть сознание. Нужно знать, как правильно его использовать. Мой гуру-махараджа пишет: «Господь велел Арджуне соеденить свое сознание с высшим сознанием — сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа (Б.-г., 18.66)». Господь хочет этого и от вас. Он милостиво дал вам свободу выбора. Он наделил вас сознанием, и вы должны пользоваться им правильно. «Господь велел Арджуне соеденить свое сознание с высшим сознанием, чтобы его сознание вновь стало чистым. Пытаться привести сознание в бездействие неразумно, однако его можно очистить, поступая согласно с волей Всевышнего». Мы можем сделать правильный выбор и соеденить свое сознание с высшим сознанием, а можем злоупотребить данной нам свободой выбора. Тогда мы останемся либо на ступени адхьятмика, либо на ступени адхибхаутика, то есть будем отождествлять себя либо с телом и умом, либо с тем, что порождено материей. Мы не поднимемся выше этих двух ступеней, мы не сможем достичь ступени адхидайвика и понять, что мы слуги Господа. Только на этой ступени человек делает правильный выбор: сарва-дхарман паритйаджйа.

Неодушевленные предметы не способны предаться Господу: они лишены сознания и у них нет свободы выбора. Вам же Господь дал такую свободу. И вы можете Ему предаться. А можете воспротивиться: «Нет! Я не смирюсь. Зачем мне предаваться Богу?» Тогда вы неминуемо будете отождествлять себя с телом и умом. Тело станет основой ваших представлений о жизни. Ум тоже составляющая тела, тонкого тела. Кто не предался Господу, тот думает так: «Все, что я вижу, все, что слышу, — все это принадлежит мне. Здесть я во всем поддерживаю жизнь и всем наслаждаюсь. Я властелин всего, что здесь есть». Когда мы злоупотребляем свободой выбора, неправильно используем сознание, у нас появляется итарануракти, привязанность к другим вещам. Если мы нарушили волю Господа, сделали неправильный выбор, мы неизбежно будем страдать.

Верховный Господь Кришна непостижимо милостив — сухрдам сарва-бхутанам. Кришна сказал Арджуне: «Я один — друг всех живущих. Я один желаю им блага». Когда Господь возвратился в Свою обитель, Он задумался:: «Через Арджуну я дал людям сокровенное, более сокровенное и самое сокровенное знание, но они не сумели его понять. А в Кали-югу люди обладают еще более низким сознанием. Они не поднимаются выше адхьятмики и адхибхаутики. Они отождествляют себя с телом и считают себя хозяевами того, что у них есть. «Я» и «мое» — эти представления взяли над ними власть. Дживасйа мохо ‘йам ахам мамети. Это и есть моха, иллюзия, в которую погружена джива. Люди Кали-юги не способны понять Мои наставления, поэтому Я должен снова прийти на Землю и учить их на собственном примере. Я должен на деле им показать, как правильно использовать свободу выбора, как предаться Богу и обрести кришна-бхакти».

Желая научить этому людей, Господь Кришна пришел к ним в облике Гауранги Махапрабху. Верша Свои лилы, Он поступал как садху, гуру, ачарья. Он Сам следовал заповедям предания себя Богу и учил этому других. Кто разумен, тот совершает кришна-бхаджан — йе джана кршна бхадже, се бада чатура. Такой человек сделал правильный выбор, должным образом использовал свое сознание. Он поступил согласно воле Господа и предался Его лотосоподобным стопам. Он достиг ступени адхидайвика, то есть познал, что он — слуга Бога. «На ступени адхидайвика наше сознание начинает очищаться от скверны, ибо мы исполнили волю Господа».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.