Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть первая. Полностью расцветшее сознание






Наставления

 

Глава первая

Полностью расцветшее сознание

 

Когда вы обращаетесь к садху, смиренно его слушаете,

предаетесь ему и вкладываете в его слова всю свою веру, вы

поднимаетесь на ступень адхидайвика и ваше сознание

начинает очищаться от скверны. И тогда — кенде бале, охе

кршна ами тава даса — вы со слезами на глазах восклицаете:

«Боже! Что я творил! Жизнь за жизнью я служил майе, а не

Кришне. О Кришна, я — Твой слуга!»

 

 

Глава первая

Полностью расцветшее сознание

 

са ваи вишва-срджам гарбхо

дева-карматма-шактиман

вибабхаджатманатманам

экадха дашадха тридха

Совокупная энергия, махат-таттва, принявшая облик гигантской вират-рупы, сама разделила Себя на сознание живых существ, жизнедеятельность и самоотождествление, которые затем разделились на один, десять и три соответственно.

 

КОММЕНТАРИЙ: Сознание — главный признак живого существа, души. Бытие души проявляется в форме сознания, называемого гьяна-шакти. Сознание исполинской вират-рупы есть совокупное сознание, и оно также присутствует в живых существах. Основа деятельности сознания — жизненный воздух, который делится на десять потоков. Их называют прана, апана, удана, вьяна и самана, или, по другой классификации, нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая. Когда сознание души осквернено материей, она ошибочно отождествляет себя с телом и отдается бесчисленным делам и заботам. В «Бхагавад-гите» (2.41) об этом сказано так: баху-шакха хй ананташ ча буддхайо ’вйавасайинам. Душа вовлечена в мирские занятия потому, что ее сознание осквернено. Душа, обладающая чистым сознанием, поглощена одним делом. Ее сознание едино с высшим сознанием, ибо находится с ним в полном согласии.

Монисты утверждают только, что сознание едино, а сатваты (преданные Господа) добавляют, что о единстве сознания можно говорить тогда, когда индивидуальное сознание находится в согласии с высшим сознанием. Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа (Б.-г., 18.66). Господь велел Арджуне, индивидуальному живому существу, соеденить свое сознание с высшим сознанием, чтобы его сознание вновь стало чистым. Пытаться привести сознание в бездействие неразумно, однако его можно очистить, поступая согласно с волей Всевышнего. От того, насколько чисто наше сознание, зависит наше представление о себе: мы можем отождествлять себя с телом и умом (адхьятмика) или с тем, что порождено материей (адхибхаутика), а можем сознавать себя слугами Господа (адхидайвика). На ступени адхидайвика наше сознание начинает очищаться от скверны, ибо мы исполнили волю Господа.*

*Бхаг., 3.6.7. Приведенная ниже лекция была прочитана Гор Говиндой Свами в городе Перт, Австралия, 22 ноябрая 1990 г.

Различают четана и ачетана. Четана — это обладающие сознанием одушевленные существа, ачетана — это лишенные сознания неодушевленные предметы. У одушевленных существ есть душа, которой, однако, нет у неодушевленных предметов. Там, где есть душа, есть сознание, и наоборот.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.