Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема совершенствования оценивания и форм контроля учебной деятельности студентов педколледжа (училища).






Учитывая то, что успешность процесса обучения во многом определяется достоверным информированием всех его участников об имеющихся достижениях, правильности избранной дидактической стратегии в качестве важнейшего показателя пригодности того или иного средства учебного контроля, особо следует выделить его независимость от влияния на результаты оценки посторонних, случайных или преднамеренных факторов искажения. В связи с этим закономерно возникает вопрос об использовании в педагогической практике наряду с традиционными видами учебного контроля других более объективных методов дидактической диагностики, предусматривающих измерение, независимое от личностных и профессиональных качеств педагогов, а также количественное исчисление исследуемых признаков, производимое в одинаковых условиях и основанное на единых критериях.

Нестандартные приемы проверки и оценки знаний:

1. тихий опрос (преподаватель за впемя самостоят работы вызывает к столу 1- 2 учащихся и беседует по содержанию ранее пройденного материала, совершенствует проверку д/з)

2. самоконтроль - на доске вывешивается

3 плаката включающие в себя задания разделенное на 3 уровня:

1 уровень-простой;

2 уровень-несколько усложненый;

3уровень-сложный. 2.плакат содержит 3 уровня ячеек одноименных...............

3. взаимоконтроль (в группе 3 ряда) первому ряду дается задание, выполнив его ученики оценивают свою работу и передают на 2 стол

25. Сущность, признаки, содержание, структура воспитательной системы. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия. Характе­ристика воспитательной системы ДОУ и педколледжа.

Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми.

Главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка.

Черты воспитательной системы:

а ) Воспитательная система- это система социальная. Само появление воспитательной системы обусловлено общественной потребностью в создании у человека способностей жить и работать в социуме, действовать на пользу себе и обществу в целом.

б) Воспитательная система- это система педагогическая. Формирование у учащихся системы научных знаний о природе, обществе, человеке, овладение приемами и способами основных видов человеческой деятельности, развитие способностей, склонностей и таланта, стремление к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации- есть задача педагогического коллектива, в котором создана благоприятная среда для жизнедеятельности детей и взрослых.

в) Воспитательная система- это система ценностно-ориентированная. Для воспитательной системы гуманистического типа характерны следующие признаки:

-цели воспитательной системы личностно значимы как для взрослых, так и для детей;

-отношения строятся на основе уважения, доверия и доброжелательности;

-взрослые и дети чувствуют чувство защищенности, комфортности, удовлетворенности жизнедеятельностью школы.

г) Воспитательная система- это система целостная. Воспитательная система состоит из компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяют ей функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами.

д) Воспитательная система- это система открытая. Воспитательная система имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и природной средой, до некоторой степени приспосабливаясь к ней, но не нарушая своей сущности и целостности, в то же время сама изменяет и совершенствует внешнюю среду.

е) Воспитательная система- это система целенаправленная. Цель в воспитательной системе играет роль системообразующего и системоинтегрирующего фактора, так как она является главным ориентиром в жизнедеятельности системы.

ж) Воспитательная система- это система сложная и вероятностная. Сложность воспитательной системы обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, качественной сложностью самой системы. Прогноз будущего сложных систем носит вероятностный характер.

з) Воспитательная система- это система саморазвивающаяся и самоуправляемая. Основные источники и резервы развития и успешного функционирования воспитательной системы находятся внутри системы, а не за ее пределами.

Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах.

Структура воспитательной системы: педагогические цели, деятельность педагогов и учащихся, управленческая деятельность, педагогические средства (содержание деятельности, формы и методы педагогической деятельности).

По типу организации воспитательные системы делятся на:

А) авторитарные,

Б) гуманистические.

Признаки гуманистической воспитательной системы:

1) здоровый образ жизни,

2) преобладание позитивных ценностных ориентаций,

3) атмосфера взаимопомощи,

4) разрешение конфликтов внутренними силами,

5) взаимодействие с окружающей средой.

Принципы воспитательной системы: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность.

Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;

Содержание воспитательной сист емы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры.

Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов;

Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Воспитательная система не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три основных этапа.

Ø Первый этап – становление системы (прогностическая стадия) Разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы.

Ø Второй этап – отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности.

Ø Третий этап – окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив – это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью. В центре воспитания здесь – воспитание гуманной, творческой, духовной, практичной личности. Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

Источниками развития воспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченности и хаоса - в форме противоречий между системой и личностью, традициями и инновациями (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).

Воспитательная система в ДОУ

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

ЦЕЛЬ: Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широко эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:

1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца)

Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

2. Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт).

Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:

1.Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.

2.Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).

3.Обобщающие занятия, общение со сверстниками, «дети – информаторы» - «взрослый – слушатель».

Воспитательная система в ДПУ.

Цели и задачи воспитательной работы в педучилище.

1. Целевой установкой в системе воспитательной работы в педучилище, колледже является подготовка специалистов новой формации, продолжается лучшие традиции отечественной интеллигенции, способного внести свой самобытный вклад в определение духовного кризиса в обществе, достичь гражданского согласия и создания предпосылок для процветания демократической России и многонациональной РТ.

2. К целям воспитательной работы в педучилище на современном этапе развития общества по формированию и становлению личности будущего дошкольного воспитателя относятся:

1. утверждение общечеловеческих и нравственных ценностей

2.расширение мировоззрения будущего специалиста в области образования и воспитания

3.развитие творчества мышления

4.приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры.

5.овладение коммуникационными основами.

6.обеспечение образовательного и этического уровня

7. усиление воспитания личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересами развития личности, общества.

8.воспитание подлинных патриотов Родины

3. Для достижения этих целей в системе учебно-воспитательного процесса педучилища необходимо решение следующих задач:

1.морально-нравственное и этическое воспитание учащихся

2.обеспечение тесной взаимосвязи воспитателей работы с учебной и создание единого пед.процесса.

3.создание эффективной системы внеучебной воспитательной работы

4.осуществление системы мероприятии по обеспечению действенности всех видов воспитат.раб. на всех уровнях. И т.д.

принципы воспитания

- целенаправленности

- связи воспитания с жизнью, с практикой, с трудом.

- научность содержания воспитания

- доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей

- индивидуальный подход

- систематичности и последовательности в воспитании

- ориентации на ценностные отношения

- субъективности, вытекающей из природы воспитательного процесса и учитывающий поставленную цель воспитания

- принятие учащегося таким, какой он есть

- наглядности

- комплексного подхода

- параллельного действия

- опора на положительное.

26. Цели, задачи современного воспитания учащейся молодежи. Тенденции и принципы гуманистического воспитания. Сущность личности в гума нистической концепции воспитания. Современные концепции воспита­ния

Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс. Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин.

Воспитательная работа— это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы образовательного учреждения.

Среди ведущих задач следует выделить: признание личности человека как абсолютной ценности; знание идей гуманистического воспитания и использование их на практике; определение воспитывающей среды; выявление уровня воспитанности личности и коллектива; создание программы воспитания обучающихся; обеспечение инновационных подходов к организации воспитательного процесса (системно-структурного, гуманистического целостного, культурологического, организационно-деятельностного, отношенческого, и пр.); организацию разносторонней деятельности и работу с органами самоуправления; использование системы методов и вариативных технологий воспитательного процесса.

Реализация этих задач предъявляет высокие требования к профессионализму и общей культуре педагога, организатора учебно-воспитательного процесса.

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи определяет:

- подходы к процессу воспитания,

- основные направления воспитания,

- систему на основе программ воспитания.

Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачи:

- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

- подготовка к самостоятельной жизни и труду;

- формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

- овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

- формирование культуры семейных отношений;

- создание условий для социализации и самореализации личности.

Основные требования к организации воспитания:

- обеспечение качества воспитания;

- соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;

- системность и единство педагогических требований;

- реализация личностно ориентированного подхода;

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

- преемственность и непрерывность в содержании воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

- педагогическая поддержка детских объединений, развитие их инициатив.

Тенденции и принципы гуманистического воспитания

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Ведущий он потому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на " зону ближайшего развития". Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. Он требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий и воспитания.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики.

Сущностная специфика выделенных принципов состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и формировании соответствующих им умений, но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников педагогического процесса. Принципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов.

Гуманизация воспитательного процесса предполагает целый ряд условий, среди которых прежде всего отметим следующие:

а) признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида;

б) создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества - самоопределения, самоутверждения, самореализации;

в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей;

г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений;

д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности;

е) гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, учителей и учеников, преподавателей и студентов и т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.

Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание молодежи, учитывая интересы и особенности различных классов, социальных слоев и групп страны. Она включает также идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.