Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия развития детского коллектива






В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется:

1. необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность,

2. необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.

Отсюда два существенных вывода:

1) в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников;

2) деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С.Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться " сверху", т.е., начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать " снизу", с самоорганизации тех или иных видов деятельности.

Особенности студенческого коллектива и структура его психологии.
Одной из важных целей студенческого коллектива является содействие подготовке каждого его члена к предстоящей профессиональной деятельности, влияние на формирование необходимых для этого личных качеств.
Студенческий коллектив отличается от других следующими особенностями:
1.основным видом деятельности (ученье, направленное на получение высшего образования);
2.однородностью состава по возрасту, образованию, принадлежности к комсомолу и т. д.;
3.стабильностью состава;
4.строгой последовательностью и планомерностью учебной работы;
5.сравнительно высокой степенью самоуправления (староста группы и т. д.);
6.единством цели — стремление членов коллектива приобрести специальность и принести как можно больше пользы Родине.

Коллектив не сразу становится зрелым и сплоченным. Руководство коллективом проявляется по-разному на разных этапах его формирования. В этом отношении интересно проследить четыре этапа развития требовательности в коллективе, следуя А. С. Макаренко:
Первый этап — организация коллектива, подбор актива. В этот период большая ответственность ложится на куратора.
Второй этап — усиление внимания к активу, с тем чтобы он завоевал авторитет, стал носителем передового мнения, поддерживал и проводил в жизнь требования и указания преподавателей, деканата и руководителей вуза.
Третий этап — преподаватели и руководители опираются на сознательность и сплоченность коллектива, на его актив, традиции, общественное мнение.
Четвертый этап — коллектив выступает как субъект воспитания. Преподаватели, деканат ставят задачи, подсказывают наиболее целесообразные способы их решения и т. д. Коллектив предъявляет требования к своим членам, способен к известному самоуправлению. Это самый высокий уровень его развития.
В целом формирование коллектива требует проведения следующих мероприятий:
1. Комплектование академических групп с учетом психологической совместимости людей.
2. Создание социально-ценностного единства путем разъяснения значения учебы, ее целей и задач, стимулирования работы актива по сплочению коллектива.
3. Развитие сознательности, творчества и дружбы, коммунистического понимания взаимоотношений в студенческом коллективе.
4. Укрепление авторитета актива, повышение его примерности, предупреждение и психологически оправданное разрешение конфликтов.
5. Обеспечение дружной совместной деятельности.
6. Проявление заботы о студентах, учет их запросов, интересов, нужд, желаний.
Таким образом, проблема психологии студенческого коллектива и его сплоченности является весьма многогранной и сложной. Она требует к себе пристального внимания как в период формирования студенческой академической группы, так и на всем протяжении учебы в колледже.

Стиль работы руководителя, его деловые и личностные качества оказывают существенное воздействие на режим и порядок работы ДОУ, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этом учреждении должно опираться на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива.

" Стиль руководства также создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений, " - отмечают В. Лазарев, Т. Афанасьева.

Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение таких мероприятий, в которых педагоги могут реализовать свое творчество, например, педагогические советы на тему: " Быть членом коллектива - это значит...", " Педагогика сотрудничества - как я ее понимаю", дискуссии " Моя педагогическая профессия" и т.д. Создание коллектива единомышленников - результат эффективного управления и одновременно залог эффективно организованного педагогического процесса. В модели мы обозначаем такой объект управления, как внедрение педтехнологий в образовательную деятельность ДОУ. Термин " технология" стал утверждаться, когда внимание педагогов и исследователей было обращено к особенностям педагогического воздействия на ребенка (иссл. Н.Е Щурковой). Под понятием " педагогическая технология" она подразумевает " сумму и систему научно-обоснованных приемов и методов педагогического воздействия на человека или группу людей".

Изменения, происходящие в системе образования, существующая Концепция дошкольного воспитания, привели к появлению новых характеристик педагогического процесса, являющихся производными от новых принципов, таких, как принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности (В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова).

Основные функции ДОУ на этом этапе - создание условий для подготовки детей к адаптации в обществе, самоопределению в нынешней и будущей жизни. Педагогические задачи мы видим в следующем: развитие индивидуальности ребенка;

установление взаимоотношений ребенка с предметным миром и социумом;

сохранение самобытности детского коллектива при взаимопроникновении и взаимодействии взрослой и детской субкультур;

помощь в самоорганизации личности.

 

28. Формы организации воспитательной работы в ССУЗах. Характеристика и особенности форм воспитательной работы. Методические основы подго­товки и проведения отдельных форм воспитательной работы. Классный руководитель и система его работы в педколледже (педагогическом учи­лище).

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Воспитательный процесс-процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.

Ориентация осуществляется на область чувств, эмоций, подсознания. Результат воспитания- воспитанность личности- невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков.

Формы воспитания — способы организации воспи­тательного процесса, способы целесообразной органи­зации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», организационные формы воспитания». Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков:

1. от цели воспитания;

2. от содержания и направленности воспитательных задач;

3. от возраста учащихся;

4. от уровня их воспитанности и личного социального опыта;

5. от особенностей детского коллектива и его традиций;

6. от особенностей и традиций региона;

7. от технических и материальных возможностей школы;

8. от уровня профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии.

Есть лишь один эффективный путь - это классификация.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.